Резюме, Эрик Берн

Сценарный аппарат неудачника состоит из предписаний, провокаций и "проклятия". Эти элементы надежно запечатлеваются в сознании ребенка уже к шестилетнему возрасту. Для сопротивления ребенок наделен "демоном", а иногда "расколдовывателем". Позже он начинаем воспринимать лозунги, составляющие антисценарий. Все это время он усваивает поведенческие образцы, которые одновременно служат и сценарию и антисценарию. У победителя тот же самый аппарат, но он "запрограммирован" более адаптивно и обычно более автономен, поскольку пользуется многими разрешениями. Но у всех людей в тайниках сознания копошится "демон", внезапно приносящий человеку то радость, то горе.

Сценарные "орудия" - это те параметры или тот предел, которые ставят человеку границы в том или ином его деле. А модели поведения, которые он черпает из опыта родителей, в том числе родительских игр, дают ему возможность структурировать свое время, свои действия. Следовательно, сценарий в целом - это план, ограничивающий и структурирующий человеческую жизнь.