Ассоцианизм (associationism)

Ассоцианизм (associationism)

Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.

Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство». Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц.

Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.

Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию.

После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.

В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.

Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.

См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка

Т. Г. Лихи