Ингруппы / аутгруппы (ingroups / outgroups)

Ингруппы / аутгруппы (ingroups / outgroups)

В своей книге «Народные обычаи» (Folkways), вышедшей в 1906 г., социолог Уильям Грэм Самнер собрал и обобщил значительный объем этнографической литературы по групповым Я-образам и аттитюдам в отношении живущих по соседству групп под терминами «этноцентризм», «ингруппа» («in-group») и «аутгруппа» («out-group»).

Введя концепцию дифференциации «И./а.» в соц. науки, Самнер сделал первый шаг в развитии длинной череды исслед., посвященных влиянию групповой идентификации на восприятие человеком др. людей и групп, а тж его аттитюдов и поведения в отношении них. Под «ингруппой» обычно подразумевается любая соц. группа или категория, к к-рой принадлежит и членом к-рой является конкретный человек. В специальном смысле, под «аутгруппами» понимаются любые соц. группы, к к-рым не принадлежит данный человек, но на практике в качестве конкретных «аутгрупп» обычно рассматриваются те, к-рые как-то соотносятся со специфической «ингруппой» (мужчины—женщины, соседствующие этнические группы, соперничающие государства и т. д.). Аттитюды и действия человека обнаруживают пристрастия в пользу членов «ингруппы» и предубеждения в отношении членов «аутгруппы». Результаты подавляющего большинства исслед. поддерживают это утверждение, несмотря на то что при этом тж были установлены нек-рые важные ослабляющие переменные (moderating variables).

Подходы к изучению

Изучение ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов и поведения осуществлялось в рамках многочисленных методологических подходов. Большинство систематических исслед. в данной области можно классифицировать по трем типам — исслед. аттитюдов, полевые исслед. и лабораторные эксперименты, — каждый из к-рых внес свой специфический вклад в общее понимание ингрупповых пристрастий.

Исследования аттитюдов

Большая часть эмпирических данных по межгрупповым аттитюдам и поведению осн. на обследованиях или опросах общественного мнения, в к-рых единицей измерения служат совр. национальное государство или расовые или этнические подгруппы в этом государстве. В ходе изучения различий между оценками, к-рые респонденты давали своим и чужим группам, в этих исслед. были зафиксированы устойчивые тенденции к ингрупповому фаворитизму по целому ряду измерений. Оценочные пристрастия в пользу «ингрупп», однако, не носят всеобщего характера. Они гл. обр. касаются атрибуций положительных черт характера, таких как «моральный», «миролюбивый», «заслуживающий доверия» и «сотрудничающий», однако по др. оценочным измерениям «ингруппы» не всегда оцениваются выше др. групп. Существуют тж определенные данные о том, что группы, обладающие статусом меньшинств в об-ве, усваивают в своем Я-образе определенные (хотя и не все) уничижительные стереотипы, выражаемые по отношению к ним преобладающей соц. группой.

Полевые исследования

В 1954 г. Музафер Шериф и др. предприняли одно из первых полевых исслед. по формированию и устранению ингрупповых/ аутгрупповых пристрастий и предубеждений в условиях летнего лагеря для мальчиков. В целом, внутригрупповая солидарность усиливалась по мере нарастания конфликта с др. группой. Устранение этих предубеждений достигалось тем, что сам характер взаимоотношений между двумя конфликтующими группами изменялся путем систематического введения превосходящих (общих) целей, к-рые требовали взаимодействия, опирающегося на сотрудничество.

Со времен исслед. Шерифа большинство полевых экспериментов по ингрупповым/аутгрупповым аттитюдам проводилось уже на сложившихся соц. группах, таких как расовые и этнические группы в десегрегированных соц. условиях. Эмпирические данные свидетельствуют, что контакта per se оказывается недостаточно для ослабления сознавания дифференциации «ингруппа — аутгруппа» и сопутствующих пристрастий и предубеждений. Согласно результатам Шерифа, значительные изменения в межгрупповом принятии достигаются лишь при условиях, способствующих интенсивному сотрудничеству между членами различных групп. Однако даже при достижении сотрудничества остается не вполне ясным, ограничивается ли его влияние на аттитюды к конкретным членам «аутгруппы» в данной ситуации или оно может распространяться на др. членов этой группы и др. ситуации.

Лабораторные эксперименты

В то время как полевые исслед. ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов концентрировались на документальном обосновании присутствия и степени оценочных пристрастий в пользу «ингрупп», лабораторные исслед. проводились с целью определения тех минимальных условий, при к-рых может развиваться и приводить к соотв. предубеждениям дифференциация «ингруппа — аутгруппа». Большая часть этих исслед. опиралась на парадигму, предложенную Генри Таджфелом и его коллегами из Бристольского ун-та в изучении различения «ингруппа—аутгруппа» в ситуации, предполагающей отсутствие непосредственного взаимодействия между членами группы, анонимность членства в той или иной группе и некую произвольную основу для групповой дифференциации. По-видимому, любая форма распределения на группы, даже в отсутствие информ. о сходстве и отличиях между членами группы, или любой прямой конфликт между группами, служат достаточным основанием для возникновения ингруппового фаворитизма. В целом, любые факторы, к-рые способствуют усилению внешних категориальных отличий (таких как статус меньшинства, дифференцированное отношение или статус либо наличие межгруппового соперничества), приводят к увеличению степени предубеждения, фиксируемой используемыми мерами поведения и аттитюдов.

Охватывая определенные аспекты ингруппового поведения на соц. уровне и аттитюдов и восприятий на индивидуальном уровне, понятие этноцентризма, или ингрупповой тенденции, служит своеобразным мостом между социологическими теориями групповых отношений и психол. теориями межличностной аттракции.

Теория реалистического группового конфликта

Говоря об источнике этноцентризма и межгрупповой враждебности, Самнер прямо признавал, что соперничество и соревнование за дефицитные ресурсы играют роль в инициации и сохранении групповой дифференциации и конфликта. Исслед. Шерифа служит важнейшим источником поддержки прогнозов теории реалистического группового конфликта (realistic group conflict theory). Это исслед., однако, не может считаться полной эксперим. проверкой данной теории, т. к. в нем не осуществлялась предварительная оценка ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов до возникновения межгруппового соперничества. Т. о., результаты исслед. Шерифа не позволяют судить с полной определенностью о том, является ли наличие конфликта или соперничества между группами необходимым условием для возникновения ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Психоаналитическая теория

В то время как теория реалистического группового конфликта находит истоки дифференциации «ингруппа —аутгруппа» в процессах на уровне группы, психоаналитически ориентированные исследователи выводят такие пристрастия и предубеждения из потребностей и мотивов индивидуумов. Вероятно, наиболее обширная трактовка этого предмета в психоан. теории представлена в труде «Исследование авторитарной личности» (The authoritarian personality) Т. В. Адорно, Эльзы Френкель-Брюнсвик, Даниэла Дж. Левинсона и Р. Невитт Сэнфорда. Согласно теории, лежащей в основе понятия авторитаризма, генерализованные чувства неприязни и недоверия к «аутгруппам», — напр. предубеждения против расовых и религиозных меньшинств — вытекают из проекции подавленных враждебных чувств, имеющих своим источником ранний детский опыт воздействия родительской власти. С этой т. зр., умаление достоинств «аутгрупп» в сравнении с «ингруппами» выполняет функцию сохранения индивидуального Эго или поддержания самооценки.

Теория категоризации

Мн. теоретики в своих объяснениях ингрупповых/аутгрупповых пристрастий исходили из общих когнитивных процессов, посредством к-рых люди структурируют, упрощают и осмысляют свое физ. и соц. окружение. С этой т. зр., межгрупповые восприятия опираются на те же самые процессы классиф. и категоризации, к-рые используются в восприятии физ. объектов. Одним из перцептивных феноменов, связанных с категориальной дифференциацией, является эффект уподобления — противопоставления (assimilation — contrast): существует отчетливая тенденция к подчеркиванию различий между отдельными категориями и сходств внутри категорий по конкретному измерению. При экстраполяции этого феномена на соц. дифференциацию подразумевается, что члены одной соц. группы будут рассматриваться как в большей степени похожие друг на друга и в большей степени отличающиеся от членов др. группы, нежели в действительности. Однако общая тенденция к ингрупповым предубеждениям оказывается более избирательной, чем это можно было бы прогнозировать на основе одной только категоризации. Подчеркивание различий в пользу конкретной «ингруппы» легче всего возникает у групп, занимающих более высокую позицию по оцениваемому измерению, однако конвергенция или устранение воспринимаемых различий чаще обнаруживается у групп, занимающих более низкую позицию.

Теория социальной идентичности

Эта теория, сочетающая в себе осн. черты теории категоризации с нек-рыми аспектами теорий мотивации, была разработана Генри Таджфелом и Джоном Тёрнером. В рамках этой теории, перцептивные эффекты категориальной дифференциации связываются с постулированным побуждением к «положительной Я-идентичности» и соц. сравнением. Предполагается, что соц. идентичность индивидуума является высокодифференцированной, осн. на его членстве в целом ряде значимых соц. категорий. Когда конкретное категориальное отличие становится высокорелевантным или выступает на передний план, индивидуум реагирует на этот аспект соц. идентичности, действуя в отношении других на основе учета их групповой принадлежности, а не личной идентичности. На этом уровне, мотивация к положительной Я-идентичности принимает форму желания отделить «ингруппу» от «аутгруппы» в той степени, чтобы можно было провести благоприятные сравнения по измерениям, релевантным сделанному разграничению. Соц. соперничество порождается групповой дифференциацией. Различия между «ингруппой» и «аутгруппой» обеспечивают основу для акцентирования соц. сравнений, к-рые благоприятствуют «ингруппе» в поддержании положительной Я-идентичности.

См. также Потребность в аффилиации, Кросс-культурная психология, Этнические группы, Групповая сплоченность

М. Б. Брюер