Помогающее поведение (helping behavior)

Помогающее поведение (helping behavior)

П. п. определяется как действия, к-рые направлены на благо других и за к-рые не предусматривается к.-л. внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, к-рое охватывает все положительные формы соц. действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. П. п. включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.

За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы П. п. можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе П. п. самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага др. человека.

На привлечение внимания психологов к данной области повлиял целый ряд факторов: дух времени (Zeitgeist), отразившийся в стремительном улучшении качества жизни в 1960-х и начале 1970-х гг.; теорет. анализ проблемы развития моральных суждений, предпринятый Пиаже и Колбергом в 1960-х; пионерские исслед. Берковица по социально ответственному поведению человека перед др. людьми, зависящими от него в достижении своих целей; и исслед. Дарли и Латанэ вмешательства случайных свидетелей в аварийные ситуации.

Большая часть исслед. П. п. относится к условиям, при к-рых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что П. п. обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций.

Латанэ и Дарли разраб. на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений. Во-первых, случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь. Пилявин и др. предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от неск. опосредующих переменных: силы переживания чувства «мы» между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним; возбуждения; атрибуции возбуждения; и воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь. Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а тж характеристики жертвы.

Бар-Тал высказал предположение, что два суждения — расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему др. человек оказался в ситуации, в к-рой ему требуется помощь) — определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных: личностные, ситуационные, культурные и связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи. Стауб предложил общую модель, к-рая описывает то, каким образом ситуационные и личностные факторы совместно влияют на П. п. П. п. представляет собой функцию от личных целей (мотивов); однако, активизация поведения зависит от важности данной цели в сравнении с др. целями и от характеристик ситуации. Наконец, Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, к-рая включает: а) восприятие нуждающегося в помощи, а тж определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить; б) образование чувства моральной ответственности; в) оценка затрат и выгод от возможных действий; г) определение и оценка возможных реакций и д) выбор действия.

4 осн. подхода занимались развитием П. п., в особенности высоконравственного П. п.: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития. Эволюционный подход связан с поиском биолог. и соц. условий, к-рые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две т. зр. Согласно первой т. зр., альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции. Согласно второй т. зр., альтруистическое поведение яв-ся продуктом социокультурной эволюции: челов. существа эгоистичны по своей природе, однако соц. эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или об-ва.

Психоан. подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства.

Согласно подходу с позиций теории соц. научения, П. п. научаются в процессе взаимодействия с соц. окружением. В качестве условий, способствующих приобретению П. п., выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а тж индукция и исполнение роли. Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, соц. перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального П. п.

В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Этот подход, наряду с признанием влияния когнитивной, соц. перспективы и развития моральных суждений, тж выделяет в качестве детерминанты формирования альтруистического поведения развитие системы саморегуляции. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля — способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений.

См. также Сотрудничество/соперничество

Д. Бар-Тал