Книги по психологии

  *3. ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ&nbsp
П - Психология народов и масс

Как  у всех  существ, неспособных к рассуждению,

Воспроизводительная  способность  воображения  толпы  очень  развита,  очень

Деятельна,  и  очень  восприимчива  к впечатлениям.  Вызванные  в  уме толпы

Каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии  или  случае

По  своей  живости  почти  равняются реальным образам.  Толпа  до  некоторой

Степени напоминает  спящего, рассудок которого временно бездействует и в уме

Которого возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы  скоро рассеялись

Бы, если бы их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни к

Размышлению, ни к рассуждению, не существует  поэтому ничего невероятного, а

Ведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее.

  Вот  почему  толпа  поражается  больше  всего  чудесной  и  легендарной

Стороной событий. Подвергая анализу  какую-нибудь цивилизацию, мы видим, что

В  действительности настоящей  ее опорой  является чудесное и легендарное. В

Истории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели  действительное, и

Нереальное всегда преобладает в ней над реальным.

  Толпа,  способная  мыслить  только  образами,  восприимчива  только  к

Образам. Только образы  могут увлечь ее или породить  в ней ужас и сделаться

Двигателями ее поступков.

  Театральные  представления,  где образы  представляются толпе  в  самой

Явственной форме,  всегда имеют  на  нее огромное влияние.  Хлеб  и  зрелища

Некогда составляли для римской черни  идеал счастья, и она  больше ничего не

Требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился. Ничто так не действует

На  воображение толпы  всех  категорий,  как театральные  представления. Вся

Зрительная зала испытывает одни и те  же эмоции, и если они  не превращаются

Немедленно  в  действия, то  это потому  что  даже  самый бессознательный из

Зрителей не может не  знать в данном случае, что он -- жертва  иллюзии и что

Он смеялся и плакал над воображаемыми, а не истинными приключениями. Иногда,

Впрочем,  внушенные  образами  чувства  бывают так  сильны,  что  стремятся,

Подобно  обыкновенным  внушениям,  выразиться в  действиях.  Много  раз  уже

Цитировалась история одного народного  театра, где всегда  игрались на сцене

Лишь одни только мрачные драмы. Актер,  изображавший  изменника, подвергался

Постоянной опасности  при выходе из театра, и его  должны были охранять, так

Как  зрители, возмущенные  его  воображаемыми  преступлениями,  готовы  были

Растерзать  его.  Я  полагаю,  что  это  может  служить  одним  из  самых

Замечательных указаний умственного состояния толпы и того в особенности, как

Легко она поддается внушению. Нереальное действует  на нее почти так же, как

И реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга.

  Могущество  победителей и сила государств  именно-то и  основываются на

Народном воображении. Толпу  увлекают за собой, действуя главным образом  на

Се  воображение. Все великие исторические события --  буддизм, христианство,

Исламизм,  реформа и революция и  угрожающее в наши дни нашествие социализма

--  являются  непосредственным  или  отдаленным  последствием  сильных

Впечатлений,  произведенных  на  воображение  толпы.  Таким  образом,  все

Государственные люди всех веков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов,

Всегда  смотрели на народное воображение, как на основу своего могущества, и

Никогда не решались действовать наперекор ему. "Представившись католиком, --

Сказал  Наполеон  в  государственном совете,  --  я мог  окончить вандейскую

Войну;  представившись мусульманином, я укрепился в Египте, а представившись

Ультрамонтаном, я привлек  на свою сторону итальянских патеров. Если бы  мне

Нужно было управлять еврейским  народом, то я восстановил бы храм Соломона".

Никогда  еще со времен  Александра и Цезаря  ни один человек  не умел  лучше

Наполеона действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том,

Как бы  поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах,

Речах, во всех своих действиях и даже на одре смерти.

  Как действуют  на воображение толпы -- это  мы скоро увидим.  Теперь же

Ограничимся  только тем замечанием,  что влиять на толпу нельзя, действуя на

Ее  ум и  рассудок,  т. е.  путем доказательств. Антонию,  например,  удалось

Возбудить народ против убийц Цезаря никак не посредством искусной  риторики,

А посредством чтения его завещания и указания на его труп.

  Образы, поражающие воображение  толпы, всегда бывают простыми и ясными,

Не  сопровождающимися  никакими  толкованиями,  и  только  иногда  к  ним

Присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа,

Великое  чудо,  крупное преступление,  великая  надежда.  Толпе  надо всегда

Представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие

Преступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы

Они ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный  несчастный случай

Или преступление глубоко действуют  на толпу, хотя  бы  последствия их  были

Далеко не так  пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастных

Случаев и преступлений.

  Эпидемия  инфлюэнцы, унесшая несколько  лет  тому назад в  Париже около

5000 жертв,  очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая

Гекатомба  не  выразилась  какими-нибудь  явственными  образами,  и  на  нее

Указывали лишь  еженедельные статистические  отчеты.  Но какой-нибудь другой

Крупный  несчастный случай,  например,  падение Эйфелевой башни, причем если

Погибло  бы  не  5000,  а  всего 500  человек, но  зато  единовременно  и  в

Общественном  месте,  непременно  подействовал  бы  гораздо  сильнее  на

Воображение толпы. Предполагаемая гибель

  одного трансатлантического парохода на  том основании, что о  нем долго

Не получалось  известий,  сильно поразила  воображение толпы, между  тем как

Официальная статистика указывает,  что в одном только 1894 году  погибло 850

Парусных судов и 203  паровых. Эта гибель судов,  гораздо более важная, если

Смотреть на нее  с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежели

Гибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатления

На толпу.  Из этого следует,  что не факты  сами по  себе поражают  народное

Воображение, а то, каким образом они распределяются  и представляются толпе.

Необходимо, чтобы,  сгущаясь, если мне будет позволено  так выразиться,  эти

Факты  представили  бы  такой поразительный  образ, что он мог  бы  овладеть

Всецело  умом  толпы  и  наполнить  всю  область  ее  понятий.  Кто  владеет

Искусством  производить  впечатление на  воображение  толпы, тот  и обладает

Искусством ею управлять.