Книги по психологии

  *2. РАССУЖДЕНИЯ ТОЛПЫ
П - Психология народов и масс

  Нельзя  утверждать  абсолютным  образом,  что толпа не рассуждает  и не

Подчиняется рассуждениям. Но  аргументы, употребляемые  ею, и те, которые на

Нее действуют, принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разве

Только на основании аналогии их можно назвать рассуждениями.

  Рассуждения  толпы,  несмотря  на  свое  невысокое  достоинство,  также

Основываются  на ассоциациях, как и рассуждения более  возвышенного рода, но

Они связаны  между собой лишь  кажущейся аналогией и  последовательностью. В

Них  замечается точно такая же связь, как  и  в идеях эскимоса,  знающего по

Опыту, что лед прозрачен и тает во  рту, и выводящего отсюда заключение, что

И  стекло,  как прозрачное тело, должно  также таять во рту; или же в  идеях

Дикаря, полагающего, что если он съест сердце мужественного  врага,  то  тем

Самым усвоит себе  его  храбрость;  или  в идеях  рабочего,  подвергавшегося

Эксплуатации со стороны  своего хозяина и выводящего отсюда заключение,  что

Все хозяйства должны быть эксплуататорами.

  Ассоциация разнородных  вещей, имеющих лишь кажущееся отношение друг  к

Другу, и немедленное обобщение частных случаев -- вот характеристичные черты

Рассуждений толпы. Подобного рода аргументация всегда выставляется теми, кто

Умеет  управлять толпой, и  это  единственная, которая может влиять на  нее.

Сцепление логических рассуждений совершенно непонятно толпе, вот  почему нам

И дозволяется  говорить,  что толпа не  рассуждает или рассуждает ложно и не

Подчиняется влиянию  рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи  в

Чтении  речи, имевшие  огромное влияние на толпу,  слушавшую их. Не следует,

Однако, забывать, что эти речи предназначались именно для того, чтобы увлечь

Толпу, а нс для того, чтобы их читали философы. Оратор, находящийся в тесном

Общении с  толпой,  умеет  вызвать образы, увлекающие ее. Если он  успеет  в

Этом,  то  цель  его  будет  достигнута,  и  двадцать  томов  речей,  всегда

Придуманных потом, зачастую  не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных

В должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить.

  Считаем лишним прибавлять здесь,  что эта неспособность толпы правильно

Рассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т. е. отличать истину

От заблуждений и имеет  определенное суждение о  чем бы то ни было. Суждения

Толпы  всегда навязаны  ей  и никогда  не бывают  результатом  всестороннего

Обсуждения. Но как много есть людей, которые не возвышаются  в данном случае

Над уровнем толпы!  Легкость,  с  которой  распространяются иногда известные

Мнения,  именно и  зависит  от  того, что большинство людей не  в  состоянии

Составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях.