ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ХОРОШИЙ»-«ПЛОХОЙ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Валентина Роменкова (Латвия, Рига)

У статті викладено результати дослідження одного з елементів Образу світу - концепту «гарний» - «поганий» та його змісту у дітей дошкільного віку.

Дослідження проводилось на педагогічному факультеті Ризької академії педагогіки та управління освітою силами викладачів і дипломників. Використовувані методи дослідження: бесіда, спостереження, педагогічний ексмперимент, психолінгвістичний аналіз тексту і висловлювань дітей.

Ключові слова: Образ світу, концепт «гарний» - «поганий», народна казка.

В статье излагаются результаты исследования одного из элементов Образа мира - концепта «хороший» - «плохой» и его содержания у детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось на педагогическом факультете Рижской академии педагогики и руководства образованием силами преподавателей и дипломников. Использованные методы исследования: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, психолингвистический анализ текста и высказываний детей.

Ключевые слова: Образ мира, концепт «хороший» - «плохой», народная сказка.

The article presents the results of a study of one of the elements of the Image of the world - the concept of ”good” - ”bad” and its contents in preschool children.

The study was conducted at the Faculty of Education of the Riga Academy of Pedagogy and education leadership by teachers and graduate students. The used methods are: interview, observation, educational experiment, psycholinguistic analysis of the text and children’s utterings.

Key words: Image of the world, the concept of ’’good” - ”bad”, fairy tale.

Анализ исследований и публикаций. В

Последнее время появился целый ряд содержательных публикаций, которые позволили более четко определить направление настоящего исследования. Во-первых, это работа А. С. Обухова, в которой раскрыты исторически обусловленные подходы к проблеме. Автор считает данную психологическую категорию хорошо разработанной и значимой для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей.

Образ мира, по Обухову, динамическое и меняющееся образование, встроенное в пространство этносов и культур и влияющее на все сферы человеческой деятельности. Понятие Образа мира у автора очень широкое и неспецифичное [Обухов, 2003]. Под Образом мира понимается целостная конструкция мира из выделенных сознанием элементов, актуально значимых, ценностных и относительно непротиворечивых для отдельной человеческой личности. С течением времени, как считает автор, Образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и релевантен больше отдельной личности, чем этносу.

Автор выделяет базовую, инвариантную часть образа мира, общую для всех носителей, и вариативную, отражающую жизненный опыт индивида. Более того, общие черты в Образе мира определяются еще возрастом и поколением, к которому принадлежит субъект. Раскрыть Образ мира можно методом бинарных оппозиций, из которых главной является оппозиция «свой» - «чужой». [Обухов, 2011]. В исследовании А. С. Обухова образа «своего» и «чужого» у детей (от 5-6 до 11-15 лет) современных традиционных культур России оппозиции «добро» и «зло», а также «хороший» - «плохой», логика противопоставлений (плохой - хороший; агрессивный (военный) - мирный; чистый - грязный; природный - урбанистический; и т. д.), ее вариативность внутри единой социальной общности шла именно по линии «свой» - «чужой».

Это не совпало с вышеупомянутыми результатами нашего исследования, в котором «чужой» не означало «плохой». Возможно, в традиционных культурах обособленность этноса определяет более негативное отношение к «чужим» даже у детей.

Н. А. Кондратовой Образ мира был включен в более широкое образование - «жизненное пространство личности». Под ним понимается определенная целостность, выражающая смысловое единство личности, которая воплощает и поддерживает ее направленность и автономность в окружающем социальном мире. Базовой координатой структурирования Образа мира у автора также выступает смысловой конструкт «свое» - «чужое», полюсами которого являются комплексы определенного рода переживаний и представлений, включающих ряд эмоционально-оценочных оппозиций: хороший/плохой, добрый/злой, безопасный/опасный и др. (Кондратова, 2009).

В исследовании П. Г. Буланова оппозиция «свои» - «чужие» также являлась частью культурной концептосферы. Автор исходит из положения, что в коллективном сознании носителей языка существует специфическая картина мира, отражающая опыт соответствующей этнолингвокультуры. В основе картины мира лежат ментальные образования, которые могут получить языковое воплощение, - концепты.

Картина мира делится на концептуальную и языковую картины мира. Концептуальная картина мира шире и богаче языковой картины мира поскольку в ее формировании участвуют как вербальные, так и невербальные образные системы. Концепты вербализуются в языке и могут быть объективно установлены и исследованы определенными лингвистическими методами. Дихотомия «свои» - «чужие», как и « высшие» - «низшие», является структурообразующей в рамках парадигмы лингвокультурных типажей. Культурные концепты понимаются как трехуровневые образования, в состав которых входят понятийный, образный и ценностный компоненты. При изучении лингвокультурных типажей в афроамериканском дискурсе автор установил, что чем выше группа находится по оси «высшие - низшие», тем менее актуально деление «свои - чужие» для данной группы и, следовательно, полярность акта коммуникации. Связь аксиологической составляющей коммуникации и принадлежности к группе неоднозначна и очень сложна. Следовательно, прямая связь : «свой» - «хороший», «чужой»

- «плохой» при реализации лингвокультурных типажей наблюдается в отдельных случаях [Буланов, 2011].

Таким образом, анализ литературы по выбранной проблеме выявил неоднозначные результаты как в содержании концепта «хороший» - «плохой», так и его связи с концептом «свой» - «чужой».

Изложение основного материала. Целью работы было формирование представлений «хороший» - «плохой» у детей дошкольного возраста при использовании народной сказки.

На первом этапе исследования были изучены представления детей 5-6 лет о хорошем и плохом.

На втором этапе были определены народные сказки, использование которых отвечало задачам формирования положительного образа мира детей дошкольного возраста и развитию концептосферы.

На третьем этапе исследования в ходе педагогического эксперимента педагог укреплял положительное видение мира ребенком.

В конце эксперимента устанавливались изменения представления «хороший» - «плохой».

В одной из публикаций автора раскрывалось содержание представлений о хорошем и плохом. В структуре Образа мира, под которой мы понимаем вербализуемые отношения, элементы появляются в определенной последовательности. Сначала это животные (зайчики, птички, белочки, бабочки и т. п.), затем мама, затем отец, бабушки/дедушки, другие дети, сам ребенок, другие люди, у многих современных детей Бог. Кроме того, ребенок называет любимые игрушки, книжки, редко сладости, явления природы, В 2,5-3 года большинство детей из полных благополучных семей не может назвать в мире чего-либо плохого, так как в это время формируется положительная основа идентичности.

Представление у ребенка о себе как о хорошем формируется после обозначения как хороших других детей. Таким образом, первичным для положительного самовосприятия себя является хорошее отношение к другому человеку.

Примерно через 1,5 года после появления положительного представления об объекте/субъекте у ребенка появляется представление о плохих представителях данного класса объектов. Например, хорошая собачка и плохая собака, которая кусает.

У тех детей, которые не смогли прожить опыт хорошего с близким взрослым, затруднено формирование о хорошем и плохом, и в результате, они часто ошибаются в оценках, что приводит к появлению в Образе мира ребенка все большего количества негативных элементов (Роменкова, 2006).

Являясь, по мнению некоторых исследователей, составной частью культурной концептосферы, оппозиция «хороший» - «плохой» входит в число тех структурных компонентов Образа мира, которые определяют смысловой полюс базовой оппозиции «свой»-«чужой», признак «о-СВОЕ-нной» человеком территории, жизненного пространства, которое обеспечивает полноценную вовлеченность личности в окружающий мир (Кондратова,

(2009).

В последних публикациях концепт «хороший» - «плохой» в большинстве случаев связывают с оппозицией «свой» - «чужой», представляя «хорошее» эмоциональнооценочной характеристикой «своего» и, соответственно, «плохое» как оценку «чужого» [Кондратова, 2009, Обухов, 2003, Буланов, 2011]. В предыдущей публикации автором излагалосьсодержание « свой» - «чужой» удетейдошкольного возраста различной этнической принадлежности, и не было выявлено негативного смысла в представлении ребенка о «чужом». Исходя из структуры Образа мира ребенка, были определены особенности появления представлений о «своем» и «чужом». Представления о «чужом» появляются раньше, чем представления о «своем». На всем протяжении дошкольного детства (3-7 лет) представления детей о «чужом» не носят негативного характера. Для них, независимо от этнической принадлежности, «чужой» - всего лишь «иной», «другой», тот, кто имеет свои права, свое имущество (игрушки, книжки и т. п.), свою волю всем этим распоряжаться и право противиться навязыванию других правил. Анализ результатов исследования показал, что негативный характер «чужого» появляется в результате социального научения, когда взрослые осознанно формируют представление о нем, как о «плохом». [Роменкова, 2012].

Важно выяснить, как в контексте значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром [Обухов, 2011], формируется вербально репрезентируемая характеристика «хорошего» и «плохого». Как показала в своих исследованиях Л. А. Калмыкова формирование ребенка как субъекта речи происходит путем трансформации неосознанного спонтанного высказывания в осознанное, целенаправленное, рефлексивное. Отношения к чему-либо складываются в смысловом поле, заданном отношениями взрослых в семье или в детском учреждении еще в доречевой период [Калмыкова, 2011].

Средством формирования представлений о хорошем и плохом в данном исследовании выступает народная сказка. Являясь составной частью мифологической картины мира, сказка, как отметил В. Я.Пропп, в метафорической форме отражает внешний или внутренний конфликт героя, показывает, что из любой ситуации может быть найден выход, благодаря как его усилиям, так и усилиям чудесных помощников, снижает страхи, венчает приключения героя победой и наградой [Пропп, 1986: 24]. Таким образом, сказка укрепляет оптимистическую составляющую Образа мира ребенка, что сказывается на его понимании хорошего.

Кроме того, сказка, при ее рассказывании, являясь эмоционально очень насыщенной, способствует развитию аудирования, как виду речевой деятельности, представляющий собой рецептивный, реактивный, внешне не выраженный, но внутренне активный процесс слухового и смыслового восприятия (Харченко, (2012)

В результате целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста, у них сформировались более полные представления в оппозиции «хороший» - «плохой», которые затрагивали смысл понятий, становились более дифференцированными и глубокими. В своей дипломной работе Т. Николаева, обобщила факторы способствующие развитию представлений ребенка о мире. Главными предпосылками формирования положительного

Образами мира являются условия, которые способствуют активности ребенка, обеспечивают многообразие видов деятельности, в которых тот участвует, учитывают его интересы и потребности, что положительно влияет на развитие познавательной сферы, приобретение знаний, умений и навыков. Еще одним фактором формирования положительного Образа мира можно считать положительное отношение взрослых к ребенку, положительные примеры в социальном взаимодействии, что укрепляет ребенка в мысли

О том, что люди хорошие и достойны любви (Николаева,

(2010) , 38).


Народные сказки в педагогическом эксперименте были выбраны и интерпретированы, имея в виду какую - либо этическую ценностность, которая может служить как фактор формирования позитивного взгляда на мир. В ходе эксперимента автор выбрала следующие темы:

1. Дружба (сказка: Кот, петух и лиса)

2. Скромность (сказка: Дочь и падчерица)

3. Щедрость (сказка: Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что)

4. Любовь и верность (сказка: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

5. Забота о животных (сказка: Иван-царевич и серый волк)

6. Помощь пожилым людям, уважение к ним (сказка: Морозко)

7. Каков я? (сказка: Мальчик с пальчик)

Важным этапом работы было выдвижение

Педагогических целей с учетом развития конкретных детей, определение видов активности.

Вот как выглядит анализ задач при использованию сказки «Кот лиса и петух».

Таблица 1

Программа формирования положительных отношениймежду детьми 5-6 лет

Эстафета (подвижная

Народная игра)

7. Упражнение «Помощь другу»

8. Сочинение сказки в группе (каждый участник по 1-2 предложениям)

И. Фрейберга считает, что рефлексия придает усвояемому материалу ценность и значение именно в ознакомлении с содержанием литературного произведения, необходимом и приемлемом индивидууму, что способствует его самоидентификации, процессу понимания и осознания своего «я», выяснения и выделения ситуации бытия в целом. Результатом рефлексии, по мнению автора, является приобретение личностного смысла о себе и процессах объективной реальности, которые выражаются как система отношений индивидуума, регулируют его поведение, жизнедеятельность и направляет развитие его личности. Любая информация, полученная из окружающего мира, обретает влияние на индивидуума и развитие его личности только тогда, когда она усвоена на уровне личностного смысла. В учебном, воспитательном или образовательном процессе, где ребёнок не достигает этого уровня, изменения в его внутреннем мире не происходят [Фрейберга 2012].

Литература, продолжает автор, осуществляет функции ценностной ориентации и развития только в таком случае, если ребёнок приобрел личностный смысл относительно выраженного в тексте содержания. По нашему мнению, в дошкольном возрасте это является самим существенным условием для освоения литературы [Фрейберга, 2012].

И. Фрейберга разработала модель освоения литературы в дошкольном возрасте. Она состоит из нескольких взаимосвязанных степеней: степени реконструкции - восприятие литературного произведения в процессе слушания (актуализация имеющегося опыта, его обогащение, связывая слушание с наблюдениями в окружающей среде); степени деконструкции - рефлексия в группе - конфронтация своего опыта с опытом других участников дискуссии; степени построения нового - приобретение личностного смысла, трансформация в действие (в конструктивные и художественные действия, драматизацию, сочинение историй и др.). [Фрейберга 2012].

Результаты эксперимента оценивались по изменению в содержании концепта «хороший» - «плохой» в общей структуре образа мира.

Таблица 2

Содержание концепта «хороший» - «плохой»

В начале и конце исследования (Николаева (2010)

Образ мира как совокупность ценностных и смысловых образований личности формируется уже с рождения ребенка. Анализ содержания понятия «хороший»

- «плохой» позволяет увидеть сферу жизни дошкольника, которая является для него наиболее значимой, и в которой рождаются проблемные ситуации, способствующие развитию ребенка. Это сфера его собственной активности.


В результате использования народной сказки как средства развития положительного Образа мира расширился объем словаря детей, лексическая насыщенность и вариативность языковых средств, выросла связность и усложненность речи, повысился содержательно-смысловой уровень высказываний. Если в начале работы дети называли простые действия, вызванные своей активностью, которые можно было назвать хорошими или плохими, то в конце они включали в оценку намерения, старание и моральные качества человека, которые были истоком поступка.

«Хорошее» и «плохое» приобрело объемное измерение. Характеристики, которые перечислялись, были расположены в правильной последовательности: нравственное качество человека, хорошее или плохое намерение, хорошее или плохое действие (быть дружественным и стараться помочь; быть жадным и хитрым; изворачиваться и стараться переложить вину на других и т. п)

В народных сказках фабула разворачивается по - другому. Характеристика героя вытекает из его поступков.

Таким образом, при осмыслении содержания сказки ребенок как бы разматывает клубок, возвращаясь к первоистокам поступка героя. Народная сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка, расширяет представления о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное для объекта (будь это предмет или нравственное качество), развивает представления ребенка о внутреннем мире человека, формирует новые эмоциональные отношение к окружающему: людям, предметам, явлениям, формирует умение предусмотреть последствия своих действий по отношению к другим людям (Смоленцева, 2006), 41).

Выводы. В дошкольном детстве у ребенка активно формируется концептосфера, являющаяся составной частью Образа мира.

Представление о «хорошем» и «плохом» у детей дошкольного возраста видимо не связаны с концептом» «свой» - «чужой», как это понимается в публикациях по проблеме Образа мира у взрослых: как чужой человек.

«Хорошее» в структуре Образа мира, при благоприятных условиях развития, является первичным слоем и основой, на которой проявляется способность ребенка различать «хорошее» и «плохое».

Эмоциональная основа отношений появляется еще в довербальный период развития речи. Понимание о «хорошем» связано с сферой активности ребенка: окружающий мир, люди, другие дети, сам ребенок.

Использование народной сказки при формировании положительного Образа мира ребенка является действенным средством расширения и углубления представления о таком важном ценностном образовании в его структуре как концепт «хороший» и «плохой».

ЛИТЕРАТУРА

1. Буланов П. Г. Аксиологическая парадигма лингвокультурных типажей в оппозиции «свои - чужие» в афроамериканском дискурсе. Автореф. дисс. на соиск. ... канд. филол. наук. Самара, 2011, 22. стр.

2. Калмыкова Л., (2011). Психологія розвитку мовленневої діяльності дітей дошкільного віку, Автореф. ... доктора психол. наук. Київ, 2011, C.29-32.

3. Кондратова Н. А. (2009). Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности» / Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.2009, №2, стр. 18-30

4. Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира. Развитие личности №4 / 2003, стр. 51-68. Http://rl-online. ru/ articles/4-03/250.html

5. Обухов А. С. (2011) Образ «своего» и «чужого» мира у детей современных традиционных культур России./ Тезисы выступлений к конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России» History of Childhood as a field of research: Philipp Aries’s heritage in Europe and Russia) Http://childcult. rsuh. ru/article. html? id=89898

6. Пропп, В. Я. (1986) Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 364 с.

7. Роменкова В., (2009). Народная колыбельная песня, как средство формирования образа мира ребенка// Психолінгвістика: (зб. наук. праць ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет ім. Григорія Сковороди),№3, 2009, стр. 83-89.

8. Роменкова В., (2012). Формирование представлений «свой»

- «чужой» в дошкольном возрасте // Психолінгвістика: (зб. наук. праць ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет ім. Григорія Сковороди), ПП «СКД, № 1, 118-126 стр.

9. Смоленцева, А. (2006) Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М., Аркти, 88 с.

10. Фрейберга И. (2012) Проявления личностного смысла в рассказах детей дошкольного возраста. //Психолінгвістика: (зб. наук. праць ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет ім. Григорія Сковороди), ПП «СКД №1, 2012, стр.

11. Harcenko N. (2012) Pirmsskolas vecuma bernu klausîsanas ka runas darblbas veida apgüve.//RPIVA6. Starptautiska zinatniska konference „Teorija praksei müsdienu sabiedrîbas îzglîtîba. 107. -111. pp. Rîga, 2012.

12. Nikolajeva T. Tautas pasaka ka pozitîvas pasaules uztveres veidotaja pedagogiskaja procesa pirmsskola. (2010), RPIVA, Rîga, 78 lpp.

13. Romenkova V. (2006) Berna identitates veidosanas struktûra // Letonikas pirmais kongress. Valodniecîbas raksti.: Rîga, LZA, 297. lpp.