МЕТОД ИНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ ДИСКУРСА

Наталия Павлова (Москва)

Розглядаються напрями досліджень дискурсу, що розвиваються, пов'язані з інтенціональними аспектами його організації й функціонуванням в соціумі. Подано оригінальні методичні підходи інтент-анализу й отримано на їх основі нові дані, інтенціонального простору дискурсу, взаємодії співрозмовників, прояву міжособових стосунків. Окрім загальних питань організації дискурсу, аналізуються його спеціальні види, що функціонують у різних комунікативних контекстах (політичний, психотерапевтичний та ін.).

Ключові слова: вербальна комунікація, дискурс, інтенції співрозмовників, інтент-аналіз, політичний і ін. види дискурсу.

Рассматриваются развивающиеся направления исследований дискурса, связанные с интенциональными аспектами его организации и функционирования в социуме. Представлены оригинальные методические подходы интент-анализа и полученные на их основе новые данные, касающиеся интенционального пространства дискурса, взаимодействия собеседников, проявления межличностных отношений. Помимо общих вопросов организации дискурса, анализируются его специальные виды, функционирующие в различных коммуникативных контекстах (политический, психотерапевтический и др.).

Ключевые слова: вербальная коммуникация, дискурс, интенции собеседников, интент-анализ, политический и др. виды дискурса.

The article deals with the intentional aspects of verbal communication. Using various analytical tools of intent-analysis the author describe main intentional characteristics of political and psychotherapeutic discourse, conversation among the members of the family. The study gives the examples of intentional area of discourse. The function of comprehension of partners ’ intentions in the process of interaction is explored.

Key words: Verbal communication, discourse, communicative partners’ intentions, intent-analysis, political and other kinds of discourse.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант 07-06-00404а).

Постановка проблемы. Социальное поведение человека в первую очередь и главным образом поведение речевое. Неслучайно психолингвистический аспект занимает все более важное место в изучении взаимодействия, убеждения, влияния, других вопросов, связанных с коммуникативной практикой и традиционно относящихся к социальнопсихологическим. Современная психолингвистика, ориентирующаяся на изучение дискурса, речи, «погруженной в жизнь» [2], тесно смыкается с социальной психологией, социологией, политологией, этнографией. Получают признание такие направления исследований, как конверсационный анализ (H. Sacks, G. Jefferson, J. Heritage и др.), критический дискурс-анализ (R. Lakoff, T. van Dijk), дискурсивная психология (R. Harre, J. Potter).

Актуальность проблемы. В ряду активно развивающихся направлений, обращенных к коммуникативной проблематике, самостоятельное значение приобретает интент-анализ - теоретикоэкспериментальный подход к изучению интенций субъекта по речи, который разрабатывается автором совместно с коллективом лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН.

Цель статьи: представить подходы к интент-анализу и его результаты, касающиеся интенционального пространства дискурса, взаимодействие собеседников и проявление межличностных отношений; виды дискурса, функционирующие в различных коммуникативных контекстах.

Изложение основного материала. Представляя интент-анализ, необходимо подчеркнуть, что с позиций развиваемых представлений интенциональная составляющая выступает важнейшей психологической составляющей дискурса. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты.

Изучение интенциональных оснований вербальной коммуникации, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в текущем акте общения, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Разработки в рассматриваемой области актуальны в практическом отношении. Методики интент-анализа и данные о формах выражения интенционального состояния коммуникантов важны в психологической экспертизе и могут использоваться специалистами пиар, политическими и общественными деятелями. Они также способны помочь в разработке вопросов, связанных с эффективностью вербальной коммуникации, развитием коммуникативных навыков и оптимизацией понимания.

Интент-анализ позволяет реконструировать стоящие за речью интенции коммуникантов и их влияние на организацию дискурса. Хотя изучение интенциональных аспектов речи осуществляется также с позиций других подходов (в первую очередь лингвистической прагматики, ориентированной на теорию речевых актов [ІЗ]), важной особенностью интент-анализа выступает его обращенность к аутентичным речевым материалам, таким интенциональным характеристикам, которые связаны с ходом коммуникации, практической деятельностью участников. Характеризуются не только типовые открыто выражаемые намерения (просьба, приказ), но и другие интенции (в том числе неосознаваемые), которые воспринимаются партнерами и составляют психологическую реальность коммуникации.

Теоретические и методические установки интент-анализа подробно рассмотрены в ряде публикаций [9, І4, І5]. Получили развитие техника интент-анализа диалога в условиях непосредственного непринужденного общения [3, 4], методики интент-анализа политического, педагогического, консультационного дискурса [7, S, І О, І 7]. Разработаны также экспериментальные методики изучения понимания выражаемых в речи интенций, сочетающие процедуры экспертного интент-анализ дискурса и его субъективного шкалирования испытуемыми [І, І2, І6].

На этой методической основе ведется изучение интенциональных характеристик разных видов дискурса.

Большое внимание уделяется политическому дискурсу [S, І О, ІІ, І 4, І5]. В цикле работ показана возможность моделирования интенционального пространства дискурса - совокупности иерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственных данной сфере коммуникации и составляющих ее основу. Интенциональное пространство, реконструированное на материале предвыборных выступлений политиков, включает: ведущие интенциональные направленности коммуникантов, их характерные составляющие, варианты конкретных интенций, получающих выражение в дискурсе. Так, одна из основных интенциональных направленностей политиков - на агитацию избирателя, в общем случае предполагает его привлечение, а также консолидацию и активизацию. Каждая из этих составляющих связана с набором интенций, которые регулярно, но с различной частотой проявляются в предвыборной ситуации (завоевать внимание, возбудить недовольство, побудить к действиям и пр.). В общей сложности, по результатам исследования, реконструировано более 50 интенциональных компонентов, обычных для предвыборных выступлений [8, 11].

Обосновывается представление, что интенциональное пространство во многом определяет характер дискурса: используемые средства и способы выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем. Возможности понимания говорящего аудиторией также зависят от интенциональных особенностей коммуникации [11].

Так, показано, что предвыборные интенции политиков имеют своеобразную, присущую им речевую манифестацию. При этом отдельные вербальные единицы могут служить выражению не какой-либо одной, а нескольких, иногда многих интенций, что создает основу большой интенциональной выразительности. Начато экспериментальное изучение понимания предвыборных интенций политиков аудиторией. Выясняется, в частности, такой любопытный факт: с одной стороны, в восприятии слушающих интенциональный подтекст выступлений в известной степени редуцируется, с другой - обнаруживается нередко и его расширение. Очевидно, выступления как таковые составляют лишь часть предвыборной политической коммуникации; другая «фоновая» ее часть связана с интенциями, которые не облекаются в слова (получить личные выгоды, власть, войти в элиту). Подобные интенции нередко осознаются слушателями, что расширяют восприятие ими интенционального подтекста выступлений. Эти и другие особенности понимания, свидетельствующие в целом о его генерализованном характере, анализируются с учетом способов выражения интенций, их места в интенциональной иерархии, частотности в дискурсе и пр. [11, 12].

Следует отметить, что описание интенционального пространства предвыборного дискурса - результат, позволяющий характеризовать особенности конкретных выступлений. Их своеобразие проявляется в относительной выраженности четырех основных интенциональных направленностей кандидатов (на избирателя, на себя и своих сторонников, на политического оппонента, на окружающую действительность), в наборе конкретных интенций, которыми они представлены. Полученные данные способствуют также развитию методических средств интент-анлиза в плане стандартизации процедуры и уточнения набора дескрипторов, используемых при квалификации интенций.

Если рассмотренные исследования обнаруживают интенциональные характеристики дискурса, связанные в первую очередь с предвыборной ситуацией, то исследования повседневного диалога выявляют интенции, соотнесенные в большей степени с личностной сферой коммуникантов, их отношениями.

Согласно полученным результатам, в повседневном бытовом диалоге наиболее выражены интенциональные направленности на собеседника и на окружающую действительность. По соотношению этих ведущих направленностей и качественной специфике составляющих их интенций выделяются различные разговорные жанры: диалог-обсуждение, инструктивный диалог, диалог отношений и пр. Так, в инструктивном диалоге собеседники дают указания, требуют, напоминают и пр., тогда как для диалогов отношенческого плана обычны интенции поделиться переживаниями, поддержать, посоветовать [3, 4].

Наряду с изучением базовых интенциональных характеристик повседневного диалога и его разновидностей большое внимание уделяется процессуальному аспекту общения. Сопоставление интенциональных паттернов, репрезентируемых в последовательности реплик, обнаруживает, что интенции собеседников определенным образом скоординированы. Не только стремления вступить в разговор, уточнить информацию, другие «простые» эксплицитно выражаемые интенции актуализируют сопряженные с ними устремления партнера; скрытая направленность на провоцирование, выяснение отношений также отреагируется, вызывая уклончивость, встречное провоцирование и пр. Случаи интенционального рассогласования реплик указывают на неверное или искаженное понимание собеседниками друг друга [5].

Примечательно, что само явление непонимания интенций партнера может иметь различную природу. Оно может быть обусловлено объективными факторами ситуации и возникающими помехами, но бывает связано и с «некооперативными» устремлениями партнеров. Исследования показывают, что в сфере повседневной семейной коммуникации случаи непонимания интенций партнера обычно относятся к добросовестному заблуждению. Они тут же устраняются корректирующими репликами или уточняющими вопросами. Непонимание, связанное с влиянием субъективных факторов, встречается нечасто, но сказывается на последующей организации разговора более существенно. Некооперативная направленность предполагает жесткое следование своим интересам, манипулирование собеседником, стремление настоять на своем. При этом обычны различные тактики ухода от ответа, такие как затягивание разговора, дополнительные вопросы, обращение к новой теме [5]. Разрабатывается аспект влияния на развитие диалога взаимоотношений собеседников. Выявлены характерные интенциональные паттерны и речевые структуры, связные с отношениями типа доминирования / подчинения. Показано, что отношения, проявляющиеся в диалоге, часто не рефлексируются коммуникантами [6].

Специальное исследование посвящено организации детских диалогов. Выявлены ведущие интенциональные направленности маленьких собеседников и их изменения в ходе взросления. Обнаружена тесная связь развития содержательного плана детских диалогов с растущей направленностью на партнера и текущее взаимодействие.

Характеризуя рассмотренные исследования диалога в целом, важно отметить, что выражение и распознавание интенций является важнейшей составляющей речевого взаимодействия. Передача интенций служит необходимой основой взаимопонимания, координации действий, достижения целей говорящих. Развиваемый подход, который может быть назван интент - анализом интеракции, обнаруживает движущие силы разговора, те актуальные смыслы, которые переживаются собеседниками и направляют их действия в ходе общения.

Своеобразная линия исследований интенциональной организации дискурса связана с попыткой характеризовать роль и особенности проявления в различных контекстах такой значимой интенциональной составляющей коммуникации, как самопрезентация. В рамках этой задачи в настоящее время осуществлен анализ интенциональной структуры дискурса в условиях психологического консультирования [7].

На материалах структурированного интервью (первичной беседы), показано, что в ситуации консультирования направленность на себя занимает центральное место в речи клиента, и основной линией самопрезентации выступает представление себя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразных проблем. Присутствует также самопрезентация по линии социально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Одновременно более общей интенциональной направленностью дискурса является направленность на консультанта, стремление получить помощь. Именно эта направленность обусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние субъекта.

Детализация интенциональной структуры дискурса выявила направленные на себя интенции клиента: самооправдание, самообвинение, избегание ответственности. Наряду с Я клиента, обнаружены другие типичные референциональные объекты консультационного дискурса («другие люди», «болезнь», «психолог-консультант») и связанные с ними интенции: обвинение, атрибуция ответственности, принятие / непринятие, стремление не уронить себя в глазах собеседника. Показано, что эти и другие интенции связаны отношениями соподчинения и образуют достаточно сложную структуру. Построенная на этой основе общая модель дискурса психологического консультирования позволяет анализировать особенности конкретных случаев: в беседе с разными клиентами на первый план выходят одни интенции и нивелируются другие.

Осуществлено сопоставление интенциональной структуры консультационного дискурса с политическим, в котором интенция самопрезентации также занимает центральное место. Начато изучение научного дискурса, где эта направленность имеет иную выраженность и своеобразное проявление.

Сотрудниками лаборатории выполнены и другие исследования, связанные с изучением интенционального аспекта дискурса. Осуществлен анализ особенностей понимания интенций детей работающими с ними взрослыми (воспитателями и психологами). Выявленное в экспериментальных условиях влияние профессионального опыта, знаний и навыков субъекта на понимание им интенционального подтекста речи играет определенную роль и в естественных коммуникативных ситуациях [16]. Проведено исследование понимания интенций и субъективной оценки художественных текстов [1]. В связи с практическими задачами психологической экспертизы ведется разработка процедур и показателей для квалификации и оценки материалов, имеющих общественно-политическое звучание и затрагивающих темы терроризма, национализма и экстремизма.

Выводы. Подытоживая рассмотрение проведенных исследований, можно констатировать, что полученные результаты позволяют продвинуться в уяснении роли выражения и понимания интенций в вербальной коммуникации. Интенциональные направленности субъектов предстают как одна из важнейших детерминант формирования и организации дискурса. Они составляют его психологическую основу и во многом определяют, что

Именно и каким образом говорится, как протекает взаимодействие с

Собеседником или аудиторией.

Литература

1. Алмаев Н. А., Градовская Н. И. Субъективное шкалирование и контент - анализ в оценке эмоционально-аффективной компоненты дискурса // Психологические исследования дискурса / Отв. ред. - Н. Д.Павлова. - М., 2002.

2. Арутюнова Н. Д. Дискурс /Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 199S.

3. Зачесова И. А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении // Психологические исследования дискурса / Отв. ред. -

Н. Д.Павлова. - М., 2002.

4. Зачесова И. А. Особенности речи в непринужденном семейном общении // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования / Отв. ред. - И. А.Стернин, В. Н.Степанов. - Ярославль, 200З.

З. Зачесова И. А. Особенности взаимопонимания в семейном диалоге // Общение и познание / Отв. ред. - В. А.Барабанщиков, Е. С.Самойленко. - М., 2007.

6. Зачесова И. А., Гребенщикова Т. А. Взаимоотношения собеседников в диалоге // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Отв. ред.

- Н. Д.Павлова, И. А.Зачесова. - М., 2007.

7. Кубрак Т. А. Самопрезентация субъекта. Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологии дискурса / Отв. ред. - Н. Д.Павлова, И. А.Зачесова. - М., 200З.

5. Павлова Н. Д. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса / Отв. ред. - Н. Д.Павлова. - Москва, 2002.

9. Павлова Н. Д. Интент-анализ дискурса // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования / Отв. ред. - И. А.Стернин, В. Н.Степанов.

- Ярославль, 2003.

10.Павлова Н. Д. Интенциональные основания вербальной коммуникации // Вестник РГНФ. - 2004. - №3.

11.Павлова Н. Д., Григорьева А. А., Пескова Е. А. Психолингвистика общения: интенциональное пространство предвыборного политического дискурса // Общение и познание / Отв. ред. - В. А.Барабанщиков, Е. С.Самойленко. - М., 2007.

12.Пескова Е. А. Интенции политиков в предвыборном дискурсе и их понимание «наивной» аудиторией и специалистами // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Отв. ред. - Н. Д.Павлова, И. А.Зачесова. - М., 2007.

13.Теория речевых актов. Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. - М., 19S6.

14.Ушакова Т. Н., Латынов В. В., Павлова А. А., Павлова Н. Д. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. - М., 1995.

15.Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Алексеев К. И., Латынов В. В., Цепцов В. А. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. - Спб., 2000.

16.Шустова Л. А. Понимание речи детей взрослыми в контексте проблем педагогического общения // Психологические исследования дискурса / Отв. ред. - Н. Д.Павлова. - М., 2002.

17.Шустова Л. А. Особенности педагогической коммуникации в начальных классах // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования / Отв. ред. - И. А.Стернин, В. Н.Степанов. - Ярославль, 2003.

УДК 81’23