РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ

Н. А. АЛАДЖАЛОВА

Ряд психологических функций претерпевает периодические колебания. Так, восприятие еле слышимого шороха колеблется с периодом 7—9 с, поддержание внимания — с периодом 2—5 мин, бдительность в монотонных условиях — с периодом — 2—5 и 20— 40 мин. Какова природа этих колебаний, какую роль они могут играть в психологической адаптации и имеют ли они биологический аналог?

Задачей сообщения является выяснение вопроса: имеются ли какпе-либо общие черты между колебаниями психологических функций и биоэлектрическими ритмами головного мозга, а именно: сверхмедленными ритмами.

Частотный спектр сверхмедленных колебаний потенциалов мозга лежит в более низкочастотной области, чем спектр электроэнцефалограммы. Трудно было бы думать, что все колебательные процессы в мозге укладываются в узкую полосу частот ЭЭГ. Мы ранее описали полосу инфранизких частот в мозге животных и человека [1, 2]. Инфрамедленные колебания потенциалов мозга человека имеют периоды, исчисляемые секундами, минутами, десятками минут, часами (рис. 1). Каждый из этих поддиапазонов отражает различные функции мозга, различную системную организацию этих функций и различный характер их проявления при разных поведенческих реакциях. Так, секундные сверхмедленные колебания с периодом 8—10 с являются основными в состоянии спокойного бодрствования человека (рис. 1), однако они изменяются с изменением эмоциональных состояний. При тревожности, при эмоциональном напряжении период секундного ритма уменьшается до 2—4 с. В состоянии релаксации период удлиняется до 30—40 с —это ритм впадения в дремотное состояние. Специфический декасекундный ритм с периодом около 14 с появляется при переходе от осознаваемого психического процесса к неосознаваемому. Например, этот ритм характерен для гипнотического состояния. Однако секундные ритмы, как и ритмы других полос инфрамедленного спектра, не являются жестко фиксированными, а наоборот, они пзменчивы по частоте и амплитуде и в разных областях мозга их частоты в один и тот же момент не совпадают. На рис. 2 показана оригинальная запись секундных ритмов в раз-



Рис. 1. Инфраиизкочаетот - ный спектр потенциалов, регистрируемых с поверхности головы человека

1 — спокойное бодрствование;

2 — повышенная тревожность;

3 — релаксация, переход к дремоте ;

4 — усиление неосознаваемой компоненты

А — секундные и декасекунд - ные,

Б — многоминутные и дека - минутные ритмы




Ных областях на поверхности головы человека и их учащение при эмоционально-волевом напряжении, а именно: при выполнении легкого задания при наличии эмоционально-окрашенной заинтересованности в успехе. Однако в разных областях мозга секунд-


Ный ритм меняется по-разному, причем после первого выполнения задания и после повторного картины изменений не совпадают. Регистрация осуществлялась жидкостными деполяризующимися электродами одновременно с шести областей с помощью восьмиканального инфранизкочастотного усилителя.

Различные переходы психических состояний получают отражение в динамике преобразований многоминутных ритмов с периодом 2—7 мин. Здесь главное не только в совпадении периодов сверхмедленных потенциалов мозга с периодами колебаний психологической функции, по и в некотором подобии перестроек ритмов на психическом уровне и уровне мозга. Наиболее простой пример: решение в уме трудных арифметических задач приводит к тому, что со временем в ответах субъекта появляется ошибка. Ошибки чередуются с правильными ответами, и это чередование происходит с периодом около 4 мин. В это же время в инфрамед - ленном спектре колебаний потенциалов мозга также возникают волны с тем же периодом — около 4 мин. Интересно, что эти биоэлектрические колебания сохраняются и в следовом времени (в течение получаса), несмотря на прекращение вычислений в уме. При выполнении классических корректурных заданий скорость работы и число ошибок начинают колебаться с мпогоминут - иым периодом и такие же колебания возникают в мозговых ритмах; последние, однако, видпы и в следовое время.

Можно говорить о возрастании многомипутиых колебаний в условиях психического стресса как па психологическом, так и на биологическом уровне и об общих закономерностях этого возрастания. Оно наблюдается в течение многих часов и даже суток после стресса. Например, показано, что после того, как человек пережил стрессовую ситуацию при выполнении задания, периодически (каи*дые 5 мин) обобщенный характер решения сменяется решениями ситуационными. Колебания потенциалов мозга в пнфрамедленном спектре становятся в это время более регулярными, их амплитуда возрастает до 1 мВ. При патологических нарушениях подобие двух колебательных процессов выражена еще больше. Так, в неврологической клинике мы наблюдали даже возникновение синхронных колебаний, в то время как у здоровых людей колебания на психологическом уровне и колебания потенциалов мозга совпадают только по периоду, но не совпадают по фазам.

То, что удалось зарегистрировать ритмические колебания как психического состояния, так и нейрофизиологического процесса, приводит к предположению, что и взаимодействие осознанного и неосознанного может принять ритмический характер. В самом деле, ритмическая активность возрастает в условиях пониженного бодрствования, эмоционального подъема, т. е. в условиях, в которых, можно думать, связь неосознанного и осознанного облегчается. Рассмотрение неосознаваемого в нейрофизиологическом аспекте оперирует идеями энергии и пространства, т. е. понятиями, характерными для естественных наук.

Упомянем теперь о декаминутных ритмах с периодом 20— 40 мин. Они особенно выделяются при продолжительной деятельности в монотонных условиях. Так, время реакции на значимый сигнал, случайно появляющийся среди других, незначимых, ко - леблется как с трехминутной периодикой, так и с декаминутной. Одновременно в инфрамедленном спектре потенциалов мозга усиливаются те же периодические компоненты. Если же по ходу работы внимание субъекта ухудшается,- то изоморфизм в колебаниях психического ж биологического оказывается разрушенньш; в частности, ослаблены декаминутные волны в потенциалах мозга. Наоборот, при длительном поддержании внимания на достаточном уровне наблюдается четкий изоморфизм.

Таким образом, имеется ряд общих закономерностей, по которым усиливаются колебательные процессы как на психологическом, так и на мозговом уровне. Это их интенсификация: 1) в момент перехода из одного психического состояния в другое;

2) при отклонениях психического состояния к экстремальному;

3) при сенсорной депривации и в монотонных условиях. Между тем мобилизация к деятельности приводит к затуханию колебательных явлений.

Подвижность колебательных процессов упрощает регуляцию и перестройку активности, однако в критических условиях, когда регуляция нарушается, колебания усиливают патологию. Колебательный, процесс, с одной стороны, необходим для поддержания психического статуса, а с другой — отражает механизм тотальной координации структур мозга в переходных условиях. Каждое новое психическое состояние характеризуется доминированием одного пли другого ритма, что наглядно выступает при резких переходах психических состояний. Существование общих закономерностей, которым следуют ритмы психологических и мозговых функций, говорит об их подвия-шом взаимодействии то с большей, то С меньшей степенью связи, в зависимости от цели саморегуляции.

Литература

1. Аладжалова H. А. Медленные электрические процессы в головном мозге. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 240 с.

2. Аладжалова Н. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности мозга. М.: Наука, 1979. 214 с.

3. Brody Е. В. A critical examination of Freud’s theory of the preconscious knowing, awareness, organisations and context.— In: The Unconscious / Ed. A. S. Prangishvili et al. Tbilisi: Metsneiereba, 1978, p. 455—468.