ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — РЕЗУЛЬТАТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА

«Вы, конечно, очень уважаете в человеке ум? — Прекрасно! — так останавливайтесь же ,в благоговейном изумлении и перед массою его мозга, где происходят все умственные отправления, откуда по всему организму распространяются через позвоночный хребет нити нерв, которые суть органы ощущений и чувств... Психология, <не опирающаяся на физиологию, так же не состоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии».

В. Г. Белинский

image004Еличайшим завоеванием естествознания прошлого века явилась теория эволюции, или развития живого мира, разработанная английским ученым Чарлзом Дарвином. Дарвин, опираясь на большой фактический материал собственных многолетних наблюдений, а также на опыт и высказывания предшественников, ¡пришел к выводу о том, что живая природа развивается и совершенствуется. В отличие от принятых в то время взглядов о неизменности и постоянстве мира Дарвин дал научное объяснение происхождению на земле растительного и животного мира, показал постепенность эволюции и самого человека от обезьяноподобных предков до современного цивилизованного человека. Основоположники марксистской философии высоко оценивали научное значение открытий Дарвина.

В. И. Ленин писал: «...Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые по
ставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними»[2].

Под натиском идей дарвинизма библейские легенды о сотворении человека были разрушены, однако в сознании некоторых людей остались прежние представления.

Передовые представители русской биологической науки К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников и другие бесповоротно выступили как сторонники дарвиновского учения. Теория развития живой природы и происхождения человека от животных предков стала основой также и для разработки научных представлений о душевной деятельности.

Дарвин установил, что для сохранения и поддержания жизни организмы приспосабливаются к изменяющимся условиям их существования. Это относится и к растениям и к животным. Условиями, вызывающими приспособление, являются изменения климата, трудность добывания пищи, наличие врагов в областях обитания данных животных.

Эти идеи впервые были высказаны французским ученым Ламарком (1744—1829).

Условия существования, как указывал Ламарк, являются причиной возникновения у разных животных тех или других отличительных для них признаков: например, белой шерсти у полярных медведей, не только согревающей их, но и делающей их неотличимыми от снежно-ледяной поверхности; длинной шеи жирафов, вынужденных вытягиваться, чтобы добыть пищу с высоких ветвей.

Как показали дальнейшие исследования, такое соответствие устанавливается не всегда так непосредственно, но тем не менее главная мысль этого учения остается правильной. Подобные выводы, приводя многие факты, делал и выдающийся биолог-эволюционист К. Рулье (1814—1858).

Сеченов и Павлов, сосредоточившие свою деятельность на изучении головного мозга, указывали, что деятельность нервной системы отдельного организма необходимо рассматривать также с эволюционной точки зрения.

Однако такое представление встречало существенные возражения со стороны физиологов — современников Сеченова и Павлова, многие из которых не разделяли идеи дарвинизма.

Необходимо было опровергнуть широко распространенное мнение, что жизнедеятельность организма протекает вне зависимости от влияний окружающей среды.

Разработанное И. П. Павловым учение создало решительный перелом в развитии физиологии. Взгляды на деятельность организма настолько изменились, что теперь принято говорить


О павловском и допавловском этапе в развитии физиологической науки.

подпись: 
жан батист ламарк (1744—1629)
подпись: 17Наблюдая, что вырезанное из тела животного сердце продолжает некоторое время свою деятельность, то есть сжимается (сокращается) и расслабляется, физиологи пришли к заключению, что и вне связи с организмом сердце способно выполнять присущую ему функцию.

Приходилось видеть, что и другие органы (мускулы, нервы, железы), будучи изолированными, не имея связи с организмом, все же некоторое время продолжают выполнять свою обычную деятельность.

Эти факты и привели к неправильному заключению, что организм существует как сумма органов. Столь же неправилен был вывод о том, что отдельные части организма *или его органы имеют вполне самостоятельное значение.

Считали, что для изучения организма достаточно знать, как работает та или другая отдельная его часть. Каждая же из них, как думали, действует согласно свойственным ей закономерностям, независимо от влияния на нее со стороны всего •организма и тем более условий среды, в которых организм находится. Таковы вкратце основные положения аналитической физиологии.

Павлов показал полную несостоятельность таких представлений. Правильно оценивая роль отдельных частей организма, он доказал, что для нормальной жизнедеятельности животного необходима тесная связь этих частей друг с др^ром, взаимодействие и взаимовлияние отдельных органов. Приведем для пояснения один из примеров.

В случаях большой потери крови при ранении крупного кровеносного сосуда происходит тяжелое нарушение жизнедеятельности, понижается давление крови. В ответ на это сразу же мобилизуются различные функции организма, которые устраняют создавшуюся угрозу. В центральную нервную систему 'поступают сигналы, возникающие от раздражения стенок опустевших кровеносных сосудов. В ответ на это из центров рефлекторно посылаются импульсы, вызывающие. сужение кровеносных сосудов. Высота кровяного давления в результате этого начинает выравниваться. Однако ввиду того, что об - шее количество крови в организме уменьшилось, происходит еще ряд изменений в деятельности различных органов, способствующих компенсации последствий кровапотери. Ускоряется работа сердца, чаще и глубже становится дыхание. Это обеспечивает даже при уменьшенном количестве крови в организме необходимое для жизнедеятельности органов снабжение кислородом. Происходит также сжатие селезенки, и запас крови, который обычно находится в ней, выводится в сосудистую систему.

подпись: 
чарлз дарвин (г809—1382)
Кровоснабжение различных органов изменяется. Сосуды, несущие кровь к органам, менее важным в жизненном отношении, суживаются, их снабжение ограничивается. Отсюда возможность подачи кислорода и. питательных веществ к центральной нервной системе и сердцу. В кровеносную систему через мельчайшие сосудики— капилляры — ускоренно всасываются вода и соли из прилежащих тканей. Усиленно работают кроветворные органы. Это помогает восстановить потерянное количество крови. Деятельность органов, выводящих воду и соли из организма (почки, потовые железы), ограничивается.

Самым замечательным результатом этого приспособления является то, что даже при больших. потерях крови и при значительной нехватке кислорода, мозг и. сердце снабжаются до статочно. Это есть прямое следствие регулирующего действия нервной системы.

Мы привели лишь один из примеров, показывающих различные изменения в деятельности организма, наступающие при нарушении его нормального состояния. Однако и этого достаточно, чтобы понять, что функции разных органов тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Организм представляет собой единое целое, состоящее из неразрывно связанных органов. «Ни механическое соединение костей, крови, хрящей, мускулов, тканей и т. д., ни химическое соединение элементов не составляют еще животного», — писал Ф. Энгельс[3].

подпись: ю £/
эоцен | олирс'цпн ми
т *м к ь! й
подпись: схема происхождения .и развития человека.image010подпись: г. v
, оцеп плиоцен
т р пгт и~ч •'«
Герцен с совершенной определенностью высказывался о целостности человеческого организма. «Жизнь есть сохраняющееся единство многоразличия, единство целого и частей,— писал он, — когда нарушена связь между ними, когда единство, связующее и хранящее, нарушено, тогда каждая точка начинает свой процесс: смерть и гниение трупа — полное освобождение частей»[4].

Идею о единстве всех процессов в организме и о важнейшей роли головного мозга также высказывал Н. А. Добролюбов. «В организме человека нет ни одной части, которая существовала бы сама по себе, без всякой связи с другими частями; но ни одна из частей нашего тела не связана так существенно со всеми остальными, как головной мозг. Не входя ни в какие подробности, довольно сказать, что в нем сосредоточиваются нервы движения и чувствования. Понятно поэтому, в какой близкой связи находится деятельность мозга с общим состоянием тела»[5]. И. П. Павлов в полном согласии с приве
денными философскими высказываниями Энгельса, Герцена и Добролюбова выдвинул в физиологии идею целостности организма. Он учил, что жизнедеятельность возникает как результат взаимодействия и взаимовлияния неразрывно связанных друг с другом частей организма.

У высших животных это объединение частей организма или его органов в одно целое происходит благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы. Павлов указывал, что высший отдел нервной системы у таких животных становится «распорядителем и распределителем» всех функций организма. Эта регулирующая роль нервной системы осуществляется с помощью рефлексов.

Еще 300 лет тому назад в физиологии стало складываться представление о рефлекторной функции центральной нервной системы. Слово «'рефлекс» означает отражение. Уже с той поры сложилось представление, что подобно тому как зеркало отражает (рефлектирует) луч света, так и нервная система отражает раздражения, поступающие в мозг. Это поясняет простой пример. Человек неожиданно. прикоснулся рукой к горячему предмету. Чувствительные раздражения передаются по нервам в центральную нервную систему. Возникшее в центрах раздражение передается на двигательные центры, а оттуда на двигательные нервы, которые и приводят в действие мускулы руки. Возникает рефлекс отдергивания руки.

Современная рефлекторная теория основывается главным образом на работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Правильные представления об организме позволили Павлову перестроить физиологическую науку, обосновать новый, прогрессивный этап ее развития, который он сам назвал синтетической физиологией. Одним из принципов ее И. П. Павлов считал саморегулирующую деятельность организма, обеспечиваемую нервной системой.

Приведенный выше пример комплексной реакции организма на кровопотерю может послужить для разъяснения того, что понимал Павлов под саморегуляцией организма.

Павлов придавал теории саморегуляции широкое биологическое значение. Идея о саморегуляции позволила ему создать правильное представление о функциях сердечно-сосудистой системы.

Обычно говорят лишь о продвижении крови при кровообращении, наиболее же важным, как показал Павлов, является распределение крови по организму, саморегуляция в процессах кровяного давления, температуры тела и т. д.

Идею о саморегуляции И. П. Павлов в дальнейшем развивал и расширял, распространяя ее на различные системы функций организма.


Накопив большой материал наблюдений, относящихся к отдельным пищеварительным органам, Павлов сделал широкое обобщение относительно пищеварительного канала в целом.

подпись: 
нервные процессы, возникающие при ожоге пальца, достигая мозга, превращаются в импульсы, вызывающие отдергивание руки.
Он говорил, что все химические акты пищеварения объединены в одно целое, взаимодействуя, сменяя и помогая друг другу. Этот реальный синтез (объединение отдельных звеньев пищеварительного процесса) Павлов и считал важнейшим общим результатом лабораторных достижений, добытых им и его сотрудниками.

Теория саморегуляции развивалась Павловым не только в связи с его исследованиями сосудистой системы и органов пищеварения. Он говорил также, что и железы внутренней секреции (гормоны) «ассоциированы внутри системы». В конце концов Павлов расширил идею саморегуляции, включив в нее представления обо всем организме.

«Человек есть, конечно, система, — писал Павлов, — ...но система в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию... в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, вос - становляющая, поправляющая и даже совершенствующая»[6].

Следует обратить внимание на то, что Павлов делал все эти широкие обобщения на основании точно установленных им фактов. Павлов подчеркивал, что объяснение — дешевая вещь, а перед «господином фактом» надо снимать шляпу. Поэтому каждое из теоретических положений Павлова опирается на большой фактический материал.

Особенно часто Павлов говорил о взаимодействии, взаимосвязи и взаимовлиянии функций, касаясь деятельности центральной нервной системы.

«Надо думать, что все рефлексы в каждой системе постоянно взаимодействуют между собой и влияют друг на друга.

Таким образом, система является всегда чем-то целым»[7], «...большие полушария, — говорил он, касаясь работы головного мозга, — представляют собой в период деятельности систему, все части которой находятся во взаимодействии друг с другом»[8].

подпись: 
и. п. павлов (1849—1936)'.
Таким образом, видно, что учение о взаимодействии и взаимовлиянии частей организма, включая и нервную систему, разрабатывалось Павловым весьма последовательно.

Проблема целостности довольно популярна и среди буржуазных ученых, особенно в Америке. Там психологи и физиологи тоже говорят о целостности организма. В частности, довольно распространен так называемый «холизм» как особое направление «целостного» изучения животных. Однако это направление в отличие от учения Павлова о целостном организме явно идеалистическое. Холисты представляют целостность организма как нечто данное, неразложимое и, следовательно, не подлежащее изучению. В противоположность этому, павловское представление о целостности возникло в результате изучения взаимодействия и взаимовлияния органов. Павлов очень часто говорит об «ассоциации органов», имея в виду усложненные формы их взаимосвязи и взаимодействия.

На одной из «сред» (так назывались еженедельные научные конференции сотрудников лаборатории) Павлов весьма определенно высказался по вопросу о соотношении целого и частей. Он говорил: «Я как раз читаю одного психолога. Что за белиберда! Ну - прекрасно, — организм целый. Разве мы не знаем, что все сцеплено, интегрировано. Однако никто не отрицает, что система кровообращения — это одно, пищеварение — другое, мышечная деятельность — третье. Привязались к структуре и забыли, что все складывается из отдельных частей! Как можно на такой нелепости стоять — не прикасайтесь к анализу?! А между тем, помилуйте, — новость, мода!

Взяли целостность, взяли сложность и позабыли, что она состоит из частей, что наше понимание целого основывается на знании частного» [9].

Остановимся на другом важнейшем вопросе — связи организма со средой его обитания.

Марксистский диалектический метод дает возможность рассматривать организм не только в плане изучения его внутренних связей, но и в единстве его с внешней средой, в связи с влиянием на организм внешних условий его развития. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения», — писал В. И. Ленин»[10].

Вопрос о влиянии условий существования на организм был поставлен в биологии давно. Однако о единстве организма и его внешней среды и влияния этого на функции впервые в Физиологии высказался И. М. Сеченов. Он писал: «Сравнительное изучение животных показывает далее, что прогресс материальной организации и жизни идет не по прямым линиям, а по ветвистым путям, уклоняясь в деталях в стороны. Здесь-то, на этих перепутьях организации, и сказывается с особенной силой влияние на организмы той среды, в которой они живут, или, точнее, условий их существования... Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов — определенной, но изменяющейся организации и воздействий извне...»[11].

Изложенное показывает, что идеи Сеченова. и учение Павлова развивались под влиянием материалистической философии и теории дарвинизма/

Сеченов и Павлов создали материалистическое учение о рефлекторных процессах, лежащих в основе психических явлений (на чем мы остановимся подробней ниже), о причинной обусловленности их в результате воздействий внешнего мира, о единстве организма и внешней среды.

Это имеет самое тесное отношение к материалистическому разъяснению сущности душевной деятельности.*

Научные данные свидетельствуют, что душевные способности человека явились результатом длительной, охватывающей сотни миллионов лет, эволюции. Психическая деятельность имеет место и у высших животных. Энгельс указывал, что животным свойственны все виды рассудочной деятельности, но подчеркивал, что по степени развития эта рассудочная дея-




Ждает религия, доступно познание души человеческой, только он может управлять ею.

Таким образом, мы видим, что идеи Энгельса, эволюционная теория Дарвина, философия прогрессивных материалистов и работы основоположников русской материалистической философии Герцена, Чернышевского и других составили основу для материалистического изучения психической деятельности.

Сеченов и Павлов, будучи прогрессивными исследователями, решили главнейшую задачу научного изучения душевной деятельности, связанную с необходимостью понимания развития ее от простейших способностей, имеющихся у животных, до высших ее проявлений у человека, на путях эволюционной теории, на путях материалистической диалектики. Этим была решена первая принципиальная задача, но оставалась недоступной вторая: найти научно достоверные способы изучения душевной деятельности.

Мы упоминали уже, что первобытный человек создавал какие-то примитивные представления о душе, исходя из наблюдений различных переживаний у других, оценивая их по переживаниям, испытанным им самим.

image015Так, например, если сосед рассказывал о сновидениях, быв - иих у него в минувшую ночь, слушатель имел возможность сравнить это с тем, что он сам переживал. Испытывая страх или горе, человек делал заключение о подобных же состояниях у других на основании лично им пережитого.

Такой способ изучения получил позже, в период научных попыток исследования психической деятельности, название субъективного метода.

Согласно субъективному методу, все, что происходит вокруг меня, касается ли это явлений человеческой и даже животной жизни или явлений общественных, я объясняю сообразно тому, как По представлению древних ЛИЧНО мне представляются на - египтян, бог^ Хнум вылепил

Блюдаемые м1ной события. Таким 1ТеРвых Л1°деи из глины на ^ „ гончарном круге,

Ооразом, суть причин и условии

Происшедшего человек якобы может вполне достаточно объяснить на основе своих представлений сообразно своим чувствованиям и впечатлениям.

Подобная позиция приводит к отрицанию роли внеш
них, не зависящих от субъекта, причин и условий в возникновении какого-либо явления, приводит к отрицанию не зависящих от человека, объективно существующих законов развития природы и человеческого общества.

Глубокую. порочность и антинаучность субъективистского понимания явлений вскрыли основоположники марксизма - ленинизма. Можно без преувеличения сказать, что И. П. Павлов отдал всю свою жизнь борьбе с субъективными способами изучения душевной деятельности. Ниже будет изложено содержание и подчеркнуто значение объективного павловского метода, созданного им для изучения душевной деятельности.

Здесь уместно попытаться разъяснить одно недоразумение, возникшее в. последние годы.

Некоторые авторы, стремясь материалистически трактовать явления душевной деятельности, стали впадать в крайность, заняв позицию отрицания своеобразия психики по сравнению с физиологическими процессами, лежащими в ее основе. Неверно истолковывая отдельные высказывания И. П. Павлова, они заявляли о тождестве психического и физиологического. Такая позиция глубоко неверна и в фактическом и в философском отношении.

Из философской трактовки В. И. Лениным проблемы материального и идеального вытекает признание опасности как чрезмерного противопоставления идеального и материального, так в такой же мере и отождествления их.

В свою очередь И. П. Павлов, хотя и говорил о «слитии» субъективного с объективным, о «браке» физиологии с психологией, вместе с тем никогда не указывал на тождество психического и физиологического. Наоборот, ан подчеркивал своеобразие субъективного, психического мира человека. Поэтому нелепыми выглядят призывы некоторых ученых к замене физиологией психологии.

Психология, как и физиология, остается и останется наукой, имеющей и свой предмет и свое содержание. Вопрос идет не об отрицании субъективных. переживаний и состояний человека, попытки чего скорей вредны, чем полезны для материализма, а о том, чтобы понять, что субъективное, как реальность, подчиняется. всеобщему закону причинности и, будучи субъективным для каждого в отдельности, является объективным для других и подчиняется поэтому методу объективного изучения, разработанному в начале нашего столетия И. П. Павловым.

С этой точки зрения физиология изучает материальные процессы, .протекающие в нервной системе и являющиеся основой психических процессов. В этом смысле возникающие психические акты, например мысль, являются материальными, но не вещественными, как подчеркнул В. И. Ленин. Мысль не имеет
ни температуры, ни веса, ни длины — она является идеальным отражением в мозговом веществе объективной реальности. Поэтому - предметом психологии является изучение содержания психики, обусловленного социальным опытом человека и особенностями тех физиологических процессов, которые протекают в мозгу. Одно неотрывно от другого. Физиологические и психические процессы — это лишь разные стороны одной и той же сущности — мыслящей мозговой материи.

подпись: 
нормальная психическая деятельность возможна лишь при здоровом состоянии головного мозга. в случае уродств, связанных с недоразвитием мозга (микроцефалия), возникает идиотия.
В связи с изложенным важно ознакомиться с некоторыми фактами, свидетельствующими о том, что психические функции являются продуктом мозговой деятельности.

Остановимся сначала на общей роли головного мозга для психической деятельности.

Уже с конца прошлого столетия исследователям удавалось сохранить жизнь высших животных, у которых удалялась хирургическим путем главная часть головного мозга — большие полушария. Особый интерес представляют результаты, полученные несколько позже доктором Г. П. Зеленым в лаборатории И. П. Павлова.

Собаки, у которых были удалены полушария головного мозга, большую часть суток находились в сонном состоянии. Ко времени, приближающемся к часам кормления, животные просыпались и начинали бродить по помещению. Они часто натыкались на стену, на 'поставленную в комнате скамейку, так как они не видели этих предметов.

Не вызывали также никакой реакции и различные звуковые раздражения. Если и удавалось иногда получить реакцию на громкий звук, раздавшийся в тишине, или на освещение сильной лампой, вспыхивающей в темноте, то на свою кличку или на вид хозяина или служителя, постоянно кормивших животное, собака не проявляла никакой реакции.

Физиологи, прибегавшие к субъективному толкованию на
блюдений, делали выводы о том, что собака слышит, но не понимает, видит, но не узнает.

Говорилось также, что разум животного был сильно понижен, не было ни понимания и распознавания, ни правильного реагирования и действования. Восприятия, а также и оценка их были крайне ограничены. «Вообще говоря, удаление большого мозга привело собаку в состояние настоящего «слабоумия», — так пишет один из физиологов. Эпи опыты показывают, что удаление высших отделов головного мозга лишает животное способности к 'психическим функциям.

Значительный научный интерес приобретают случаи уродства (микроцефалия), когда ребенок рождается с недоразвитой нервной системой при почти отсутствующих больших полушариях головного мозга. Обычно эти уроды не выживают долее нескольких месяцев, но иногда, по-видимому, в связи с менее ярко выраженным недоразвитием головного мозга, такие дети жили по нескольку лет.

Один из таких редко встречающихся микроцефалов был подробно изучен группой советских ученых.

Девочке, которую назвали при -поступлении ее в клинику «Питой», было на вид 8 лет. Слух у нее был достаточно развит. С первых же дней Пита привыкла к своему новому имени, и, если ее звали, она поворачивалась, не определяя вместе с тем точно окликнувшее ее лицо. Чувства вкуса, боли, холода и тепла были заметно понижены. Речь отсутствовала совершенно. Пита не могла произнести не только слова, но даже отдельных слогов. Ее «речь» состояла из довольно разнообразных звуков, однако не относящихся к тем вопросам или поручениям, с помощью которых окружающие пытались вступить с ней в какое-либо общение.

Большую часть времени Пита проводила в состоянии полного безразличия ко всему окружающему. Она целыми часами сидела или стояла на одном и том же месте, даже не меняя позы. Иногда можно было предположить, что она испытывает удовольствие, судя по тому, как Пита смеялась, глядя, например, на игры детей или их пляски и проч.

Заболев туберкулезом и воспалением легких, она сделалась злобной и агрессивной, сильно возбуждалась даже тогда, когда к ней подходил кто-нибудь из обслуживающего персонала. Пита пронзительно кричала и, если ей удавалось, царапалась.

Из краткого описания видно, что Пита, даже прожив 10 лет, находилась в состоянии глубокой идиотии. Изучение головного мозга девочки после ее смерти, наступившей от указанных выше заболеваний, показало сильную задержку развития мозга: он не соответствовал не только нормальному мозгу десятилетнего ребенка, но в ряде отношений стоял даже ниже уровня развития мозга новорожденного. Столь глубокое недоразвитие мозга привело, как это видно из изложенного, к полной потере психических функций.

Известны случаи наступающей вследствие заболевания довольно быстро протекающей атрофии (разрушения) высших отделов головного мозга у взрослых людей. У таких больных прежде всего обращают на себя внимание различные признаки нарушения психической деятельности. Начинается болезнь с нарастающей забывчивости и потери способности к осмысленным действиям. Больной производит действия, лишенные всякого смысла. Например, опытная хозяйка совершает много действий, связанных с приготовлением пищи: чистит овощи, моет мясо и т. д., но поскольку эти действия лишены обычного порядка и связи, то есть целеустремленности, она сварить суп все-таки не может. Прогрессирование болезни понижает психическое состояние до уровня идиотии. При вскрытии после смерти таких больных устанавливают полное разрушение высших отделов головного мозга.

Описанные факты наблюдений над людьми и особенно многочисленные результаты опытов на животных убеждают в том, что все содержание душевной деятельности (мышление, память, познавательная способность и др.) зависит в первую очередь от нормального состояния и функций головного мозга.

Это доказанное в настоящее время научное положение было в виде догадок высказано рядом врачей и философов давно, даже еще до нашей эры.

Так, например, греческий философ Алкмеон около двух тысяч лет назад говорил о том, что головной мозг представляет «седалище души и сознания». Изучение различных душевных болезней дает богатый фактический материал, подтверждающий теснейшую зависимость между душевной деятельностью и нормальной функцией головного мозга.

Эта зависимость особенно отчетливо выступает при отравлении некоторыми ядами, влияющими преимущественно на нервную систему. К числу их в первую очередь надо отнести алкоголь, морфин, опий, кокаин и др.

Так, например, на почве хронического алкоголизма могут возникать тяжелые нарушения душевной деятельности в виде алкогольных психозов. Наиболее известным из них является так называемая «белая горячка». Этот психоз проявляется в виде расстройств сознания, состояний страха и возникновения разнообразных чувственных обманов, так называемых иллюзий и галлюцинаций. Больным кажется, что вокруг них суетятся и бегают разные мелкие животные, насекомые, иногда мерещатся крупные животные — слоны, тигры, собаки.


Галлюцинирующий больной нередко начинает, ловить руками кажущихся ему мух, кошек или сгонять у себя с плеча представляющихся ему чертиков. Выражение «напиться дс чертиков» или «до белых слонов» связано именно с этими галлюцинациями. Выражение «зеленый змий» имеет ту же основу. Зрительные галлюцинации могут сопровождаться звуковыми. Больной слышит несуществующие шумы, крики, музыку.

По выздоровлении (через 3—7 недель) человек приходит в нормальное состояние, но в случае дальнейшего злоупотребления алкоголем психоз может возникнуть повторно.

Причинная связь между глубокими нарушениями психической деятельности и влиянием яда (в данном случае алкоголя) на головной мозг совершенно очевидна. В большей или меньшей степени различные патологические отклонения от нормальной душевной деятельности наступают при злоупотреблении наркотическими ядами.

Нормальные функции центральной нервной системы могут быть нарушены не только под влиянием указанных причин.

Одним из важнейших условий нормальной деятельности головного мозга является нормальная деятельность желез внутренней секреции. Эти железы расположены в разных частях тела, например, около гортанных хрящей (щитовидная железа), близ почек (надпочечная железа), на основании мозга (гипофиз) и др. Образуемые железами внутренней секреции вещества выделяются в кровь; они получили название гормонов. Они выполняют роль важнейших регуляторов различных жизненных процессов.

Поступая в кровь, гормоны приносятся к определенным центрам головного мозга, возбуждают их, а эти центры потом формируют ту или иную психическую деятельность человека.

Так, например, если в раннем детском возрасте щитовидная железа в недостаточной степени снабжает организм своим гормоном,, наступают глубокие нарушения в развитии организма. Ненормально развивающийся при этих условиях ребенок становится кретином. Основными признаками кретинизма являются карликовый рост и глубокое слабоумие.

Возможность улучшить умственное развитие ребенка-кре - тина при хирургической пересадке ему щитовидной железы от другого человека, как это удалось осуществить советскому хирургу Н. А. Богоразу, с несомненностью подтверждает зависимость психической деятельности от влияния гормонов.

Описаны случаи так называемой «(бронзовой болезни», возникающей при нарушении функции. надпочечников. У таких больных наряду с мышечной слабостью, появлением дымчатобронзовой окраски кожи отмечается также и психическое расстройство.

Особый интерес представляет случай полного изменения полового поведения животных при пересадке половых желез.

Приведенные факты доказывают, что попытки идеалистов утверждать, что душа, психическая деятельность якобы не зависят от телесной жизни, противоречат научным данным и лишены каких-либо оснований. Многочисленные факты, .наоборот, показывают, что мышление есть продукт физиологических свойств головного моэга.

Современная материалистическая наука непоколебимо занимает позицию материалистического монизма.

Материалисты основой всего существующего в мире считают материю. Дух, душа есть производное этого материального начала.

Идеалистический монизм прямо противоположен монизму материалистическому, так как идеалисты считают единой основой всех явлений дух. Первично сознание, а не материя, с точки зрения этих ложных, антинаучных представлений. Идеалистический монизм издавна является оплотом всех религиозных учений.

Исходя из материалистического монизма, мы должны понять, что душа и тело, душевная деятельность и физиологические процессы головного мозга едины и неразрывны. Невозможно отрывать мысль от мыслящего мозга. Психическое и физическое — это лишь две стороны единой и неделимой жизнедеятельности высших животных и человека.

Дуалисты, отрицая зависимость идеального от материального, признают материальность физиологических процессов в мозгу, но. пытаются отстоять право на самостоятельное существование обособленной от материи души. Основоположники марксизма-ленинизма полностью разоблачили с философской стороны эту вздорную и по существу идеалистическую попытку примирить материализм с идеализмом. Однако в естествознании и особенно в науке б душевной деятельности дуалистические попытки проявляются и в настоящее время.

Полным торжеством материализма в изучении душевной деятельности явился созданный И. П. Павловым объективный метод исследования психических. процессов и учение о высшей нервной деятельности. Говоря об объективном материалистическом методе исследования психических процессов, И. П. Павлов указывал: «Теперь это неоспоримый факт, теперь это в высшей степени целесообразный, могучий метод. Этим методом беспрерывно накопляется огромный материал, который помимо чисто физиологического анализа сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».