Книги по психологии

Импровизация как основа совместного творчества в управлении
Периодика - Национальный психологический журнал

Текст: Т. Ю. Базаров


Импровизация как основа совместного творчества в управлении

Тахир Юсупович Базаров,

Профессор кафедры социальной психологии МГУ, зав. кафедрой управ­ления персоналом ИПК ГС РАГС при Президенте РФ, член Ученого Совета МГУ, исполнительный директор Российс­кого психологического общества. Область научных интересов: развитие организаций, оценка и отбор управленческого персонала, социаль­но-психологический тренинг, деловые игры, управление персоналом в услови­ях кризиса, методическое обеспечение обучения взрослых

Начиная с середины 1990-х гг. темы импровизации, спонтанности и совместного творчества, ранее счи­тавшиеся прерогативой наук об ис­кусстве, стали предметом горячих дискуссий в теории менеджмента и организационной психологии. Поня­тие импровизации используется сегод­ня при анализе широкого круга фе­номенов – от работы в команде до вывода на рынок новых товаров и управления организационными изме­нениями.

Пристальное внимание менед­
жеров, консультантов и научных спе­
циалистов к теме импровизации в биз­
несе вызвано двумя основными фак­
торами. Во-первых, в эпоху экономи­
ки знаний конкурентные
преимущества оказались связанными
со способностью организаций посто­
янно вырабатывать нестандартные,
творческие, инновационные решения.
От охоты за головами бизнес перехо­
дит к формированию творческой сре­
ды, стимулирующей обмен знаниями
и креативность команд. Во-вторых,
возросла неопределенность организа­
ционной среды, менеджерам все чаще
приходится действовать по ситуации и
полагаясь на интуицию – при недо­
статке информации, без надежных
прогнозов и даже без какого-либо
предварительного планирования.

При импровизации мы имеем дело с неожиданным и неподготов­ленным заранее, на что указывает латинская этимология этого слова (im - «не», proviso – «предвижу, обес­печиваю заранее»).

Вот несколько определений, которые можно встретить в научной литературе:

• «импровизация – это спонтан­ное действие, опирающееся на инту­ицию» (1);

• «импровизация – это степень, в которой замысел и реализация со­впадают по времени» (2);

• «импровизация означает выход за границы уже известного, за преде­лы контроля прошлого над настоя­щим и будущим» (3);

• «импровизация в джазе – тво­рение экспромтом, … сочинение му­зыки непосредственно в ходе испол­нения» (4).

Можно принять за основу оп­ределение, предложенное музыкаль­ным теоретиком Полом Берлинером:

«Импровизация – это перера­ботка созданных ранее содержания и формы в соответствии с неожидан­ными идеями, которые рождаются, оформляются и пересматриваются непосредственно в ходе исполнения, придавая ему уникальность». (5)

Пользуясь более красочным определением того же автора, мож­но сказать, что «индивидуально не­повторимое путешествие по музы­кальным улицам, осуществляемое с уверенностью, но не без сюрпризов».

В зависимости от допускаемой свободы творчества, можно выделить разные уровни импровизации:

• «Интерпретация» предполага­
ет незначительные вольности при
исполнении мелодии, без отхода от


120


НОЯБРЬ 2006 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ПСИХОЛОГИЯ И БИЗНЕС




Письменно зафиксированного нотного текста: например, расстановка акцентов, ускорение или замедление темпа, подчеркивание какой-то одной из параллельно развора­чивающихся мелодий.

• «Приукрашивание» предполагает изменение пос­ледовательности музыкальных фраз, при котором одни из них звучат раньше, другие – позже, чем в оригинале. Изначальная мелодия перефразируется, но вполне узна­ваема.

• «Вариация» основана на включении в основной текст совершенно новых музыкальных фрагментов, ко­торые увязываются с основной мелодией, не разрушая ее целостности.

• «Импровизация» представляет собой преобразова­ние мелодии в музыкальные образы, имеющие незначи­тельное сходство с прообразом, или сочинение новых му­зыкальных фраз, полностью альтернативных прозвучав­шей первоначально мелодии. Когда музыканты импро­визируют, они полностью изменяют части мелодии или включают в нее фрагменты, никак с ней не связанные (6).

На основании музыкальных теорий импровизации известный специалист в области организационной пси­хологии Карл Вик делает следующие выводы (7):

• изменение, пересмотр существующих и создание новых решений или процедур имеют более непосредствен­ное отношение к импровизации, чем перестановка мес­тами, переключение или расширение первоначального варианта, которые можно считать интерпретацией;

• чем более наши действия приближаются к твор­ческой импровизации, тем большее влияние на него ока­зывают такие факторы, как наш практический опыт, наши предпочтения, особенности обстановки, в которой мы находимся;

• при высоком дефиците времени нам легче дается интерпретация и приукрашивание, чем вариация и имп­ровизация.

Импровизация как основа совместного творчества в управлении

Действительно, исследования импровизации в ме­неджменте показывают, что творческий характер имп­ровизации, как правило, утрачивается в случае, если ме­неджер (или игрок) воспринимает ситуацию как угрожа­ющую, экстремальную. Это можно проиллюстрировать следующей схемой:

Восприятие ситуации как критической

Можно сделать вывод о том, что:

• с одной стороны, для импровизации необходимо переживание значимости настоящего момента и сроч­ности, безотлагательности действия,

• с другой стороны, сверхмотивация и острое пере­живание тревоги несовместимы с импровизацией, так как

Ведут к упрощению деятельности, ограничивают ее шаб­лонными, привычными ходами.

Изучая импровизацию театральных артистов, аме­риканские специалисты Д. Вера и С. Кроснан (8) пред­ложили теоретическую модель, согласно которой, имп­ровизация может быть охарактеризована через две базо­вые характеристики:

• спонтанность (действие без подготовки, экспром­том);

• креативность (новизна, творческий характер дей­ствий).

В зависимости от степени дефицита времени (по­требность в спонтанности) и степени неопределенности (нестандартность ситуации, требующая творческого под­хода), можно выделить три типа импровизации: 1) интер­претация; 2) экспериментирование (исследовательская импровизация); 3) собственно импровизация (см. рис. 1).

Дефицит времени

Низкий

Высокий

Интерпретация

(следование опыту,

Использование "домашних

Спланированное действие

Заготовок", видоизменение

Привычных решений).

Высокая спонтанность,

Низкая креативность

Экспериментирование

Импровизация(примене-

(выработка новых решений,

Ние нестандартных

Их опытная проверка,

Решений в кризисных

Переработка, новая проверка).

Ситуациях). Высокая

Низкая спонтанность,

Спонтанность, высокая

Высокая креативность

Креативность

Необходимыми условиями совместной импровиза­ции являются:

• баланс сотрудничества (аккомпанирование друг другу) и соперничества (стремление показать высший класс, обыграть предыдущего солиста);

• готовность команды к риску;

• доверие членов команды друг к другу;

• «минимальная структура», то есть необходимый минимум правил совместной деятельности, домашних заготовок и общеизвестных клише, на которые участни­ки команды могут опереться при развертывании импро­визации (9).

Опыт успешной коллективной импровизации позво­ляет управленческой команде:

• быть более гибкой в непредвиденных ситуациях;

• быстрее учиться на собственном опыте и опыте других;

• испытывать чувство самореализации, повышающее мотивацию к совместной работе.

Для эффективности импровизации необходимы:

• лидер, поддерживающий и развивающий членов команды;

• разделенное лидерство, то есть способность чле­нов команды брать на себя и передавать друг другу роль лидера в соответствии с требованиями ситуации;

• способность членов команды преодолевать стресс,


121



ПСИХОЛОГИЯ И БИЗНЕС

НОЯБРЬ 2006 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ



Связанный с непредсказуемостью коллективной импровизации;

• система норм и ценностей ко­манды, способствующая эксперимен­тированию и совместному творче­ству;

• информированность всех уча­стников команды о состоянии дел на данный момент, возможность непос­редственного и мгновенного обмена информацией между членами коман­ды;

• доступ к «коллективной памя­ти» — знаниям и опыту, накоплен­ным управленческой командой и организацией в целом;

• высокий уровень мастерства всех участников команды;

• высокий уровень развития на­выков работы в команде.

Компетенции Менеджера-Импровизатора

Креативность

• Стремится найти нестандарт­ные решения даже для стандартных ситуаций.

• Предлагает оригинальные ре­шения, которые обеспечивают или облегчают достижение командного результата.

• Способен самостоятельно оп­ределить или признать в работе с дру­гими тот минимум образцов и пра­вил, на основании которых будет строиться импровизация.

Видение и память

• Способен видеть развитие про­екта во времени как единое целое.

• Способен удерживать в памя­ти последовательность решений и действий, реализованных участника­ми проекта, избегая непродуктивных повторов.

• Способен находить и выбирать моменты из предшествующего опы­та, на которые можно опереться в новой ситуации.

• Владеет широким репертуа­ром схем поведения. Легко воспро­изводит по памяти большое количе­ство заранее отработанных ходов и клише.

Приверженность делу

• Увлечен своим делом, готов заниматься им даже за меньшее воз­награждение.

• Получает удовольствие от вир­туозности в действиях своих коллег независимо от конечного результата.

Ориентация на процесс

• Стремится предвосхищать и
опережать развитие ситуации, актив-

Но формировать ее, а не реагировать на события.

• Ориентирован на процесс в
большей степени, чем на заранее
определенный сценарий, что позво­
ляет ему легко перестраивать свои
действия и добиваться положительно­
го результата. Не пытается заранее
просчитать каждый шаг, отвечая на
вопрос «что это нам даст?».

Готовность к риску

• Готов действовать без предва­рительного плана, не опираясь на прогнозы.

• Чувствует азарт в ситуации по­вышенной неопределенности: при отсутствии инструкций, в постоянно меняющихся условиях, когда разви­тие событий трудно прогнозировать.

• Принимает на себя ответ­ственность за риски, связанные с его действиями.

Устойчивость к стрессу

• После неудачи не снижает уси­лий, удерживает натиск.

• Объясняет свои неудачи как внешними обстоятельствами, так собственными ошибками, имею­щимся потенциалом для развития.

• Рассматривает ошибки и не­удачи как возможности научиться новому и стать сильнее.

• В нестандартных ситуациях демонстрирует уверенность в своих силах и способностях.

Открытость новому

• Стремится расширить свой опыт и знания.

• Открыт к новым подходам. Готов признать новизну и ценность идей, предложенных другими.

Умение находить ресурсы для импровизации

• Имеет отчетливое представле­ние о своих внутренних ресурсах, а также доступных инструментах и ма­териалах.

• Легко комбинирует новые ре­шения из заранее заготовленных и отработанных ходов, умеет выстраи­вать их в любой последовательности.

• Имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах других членов команды, учитывает их в не­стандартных ситуациях.

Способность к совместно­му творчеству

• При выдвижении и реализации нестандартного решения соблюдает профессиональный «этикет», вырабо­танные командой нормы и правила.

• Доверяет другим членам ко­манды в том, что касается мотивов их поведения и профессионализма,

Готов поддержать их импровизацию.

• Постоянно следит за действи­ями других членов команды, чтобы в нужный момент поддержать их.

• Постоянно подыскивает и ак­тивно создает возможности – как для себя самого, так и для других.

• Способен предугадывать пове­дение партнеров, когда оно не зада­но инструкцией, в нестандартных ситуациях.

• Способен удержать темп и ритм, заданные другими участниками.

Лидерство

• Умеет выявлять моменты, требу­ющие от него инициативы и лидерства.

• Успешно передает лидерство другим членам команды, если этого требует ситуация.

• Способен гибко использовать различные стили лидерства, в зави­симости от ситуации.

Чувство ритма

• Охотно слушает музыку. Мо­жет объяснить свои музыкальные предпочтения.

• Обладает развитым чувством ритма.

Автор благодарит участников проекта Z за совместное творчество (В. М. Аллахвердов, Т. Нестик, А. Ко-зева, И. Романцева, М. Лукьянчико-ва, М. Ладионенко, М. Козлова).

Литература:

1. Crossan, M. & Sorrenti, M. Making sense of improvisation // Advances in Strategic Management, 1997, 14, pp. 155–180, p 156.

2. Moorman, C. & Miner, A. The convergence between planning and execution: Improvisation in new product development // Journal of Marketing, 1998, 62, pp. 1–20, p. 702.

3. Tyler, S. A., M. G. Tyler. 1990. Foreword. B. P. Keeney, ed. Improvisational Therapy. ix-xi. Guilford, New York. p. x

4. Schuller, G. Early Jazz. Oxford, New York, 1968, p. 378

5. Berliner, Paul F. Thinking in Jazz: The Infinite Art of Improvisation. Univ. of Chicago, Chicago, IL, 1994, p. 241

6. Berliner, Paul F. Thinking in Jazz: The Infinite Art of Improvisation. Univ. of Chicago, Chicago, IL, 1994, p. 70.

7. Weick, K. E. Introductory essay: improvisation as a mindset for organizational analysis // Organization Science, 1998, Vol. 9, n. 5, pp. 543–55.

8. Vera, D. & Crossan, M. Theatrical improvisation: Lessons for organizations // Organization Studies, 25, 2004, pp. 727–749.

9. Kamoche Ken; Pina e Cunha Miguel; Vieira da Cunha Joao. Towards a Theory of Organizational Improvisation: Looking Beyond the Jazz Metaphor // Journal of Management Studies, 2003, Vol. 40, n. 8, pp. 2023-2051.


122


НОЯБРЬ 2006 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

НАЕДИНЕ С СОБОЙ