Онтопсихология: история и современность

Текст: В. А. Дмитриева, Н. В. Гришина


Онтопсихология: история и современность

Наталья Владимировна Гришина,

Доктор психологических наук,

Профессор кафедры онтопсихологии

Факультета психологии СПбГУ

Онтопсихология: история и современность

Виктория Александровна Дмитриева,

Кандидат психологических наук,

Психолог-консультант, и. о. зав.

Кафедрой онтопсихологии

Факультета психологии СПбГУ

Используя известное суждение о развитии психологии, можно сказать: кафедра онтопсихологии имеет краткую историю, но длинное прошлое. Краткая история – это время с апреля 2004 года, когда на факультете психологии Санкт-Петербургского университета впервые в России была открыта кафедра онтопсихоло-гии. Длинное прошлое – это насчитывающая десятилетия история того, как отечественная и европейская линии в возникновении и развитии он-топсихологии соединяются в общее целое.

Само понятие «онтопсихоло-гия» не ново для представителей Санкт-Петербургской школы психологии. Последователи и ученики Б. Г. Ананьева хорошо знают, что он использовал понятие онтопсихологии для обозначения одного из ведущих направлений перспективного развития психологии. Представляя «картину психологии будущего, интенсивного развития многих новых дисциплин теоретической и прикладной психологии», Ананьев пишет, что «среди них будут науки, исследующие отдельные периоды человеческой жизни и… наконец, онтопсихология человека, объединяющая все части возрастной и дифференциальной психологии, характерологию» [Ананьев Б. Г., 1977, с. 369]. Тем самым в психологической науке онтопсихологии отводилась роль интегрирующей дисциплины.

В буквальном значении «он-топсихология» (от греч. ontos – сущее) – психология бытия. В соответствии с этим Ананьев писал, что предметом онтопсихологии должно быть «психологическое исследование

Самого бытия человека» [по: Логинова Н. А., 2005, с. 184]. И это писалось в то время, когда в психологии безусловно доминировали персонологи-ческие подходы с их акцентом на индивидуально-психологических переменных и личностных характеристиках, а изучение активности человека ограничивалось его трудовой деятельностью, описывавшейся по преимуществу в эргономических терминах.

Когда Ананьев ставит перед онтопсихологией задачу изучения бытия человека, речь идет о таком уровне исследования и понимания психологических явлений и закономерностей, который с очевидностью требует новых единиц анализа, нового языка описания и новых методологических решений.

Ананьев отмечал, что «для он-топсихологии естественный масштаб измерений – человеческая жизнь в целом» [Ананьев Б. Г., Дворяшина-М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968, с. 7], а говоря об индивидуальном развитии человека в процессе его жизни, он использовал понятие «жизненный путь человека». Отдадим должное научному предвидению и научной проницательности Ананьева: сегодня ученые говорят «о необходимости преобразования всей психологии развития в психологию жизненного пути» [Коржова Е. Ю., 2002, с. 16]. Каким образом должен описываться человек в контексте своего жизненного пути?

Одним из наиболее часто употреблявшихся Ананьевым концептов является понятие субъекта. Структура субъекта объединяет, интегриру-


79



ОНТОПСИХОЛОГИЯ

НОЯБРЬ 2 0 0 6 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ



Ет разнообразные свойства индивида и личности. В известной схеме Ананьева, отражающей общую структуру человека и взаимосвязи развития его свойств, образованной координатами «человек как вид», «человек как индивид», «человечество как история общества» и «личность», в центре располагается «субъект деятельности», а центральным, «ядерным» образованием является «индивидуальность». По Ананьеву, индивидуальность представляет собой наиболее интегральную форму существования человека, причем именно в индивидуальности достигается наивысший уровень интеграции. «Индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека» [Ананьев Б. Г., 1968, с. 334].

Что служит основой соединения, интеграции всех отдельных подструктур в индивидуальности человека? Наиболее общим и очевидным объединяющим началом для человека как индивида, личности и субъекта основных деятельностей – труда, познания, общения – является его целостная жизнедеятельность, и как целостный субъект человек предстает, прежде всего, как субъект своей жизни [Гришина Н. В., 2002а, 2002б]. Именно в этом и состоит высшая интегрирующая функция индивидуальности. «Истинная индивидуальность» предстает тем самым как ин-тегральность активного субъекта, сочетающего природные свойства индивида, социального существа – личности и субъекта разнообразных деятельностей, прежде всего познания, труда и общения; интеграция всего комплекса индивидных, личностных, субъектных свойств человека реализуется в его качестве как субъекта целостной жизнедеятельности, как субъекта жизни.

Для современного психолога совершенно очевидно: способность человека быть субъектом собственной жизни, прежде всего, предполагает, что человек обладает свободой выбора. Понятно, что возможности Ананьева писать о свободном человеке, реализующем стратегии выстраивания собственной жизни, были ограничены непростой социально-политической ситуацией того времени, в котором он работает. Однако содержание, вкладываемое им в понятие индивидуальности, не оставляет сомнений, что речь идет об активном человеке, в своих отношениях с окружающим

Миром использующем преобразующие стратегии: «…Именно в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность, выражается неповторимый вклад личности в общественное развитие... Мы думаем, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» [Ананьев Б. Г., 1968, с. 328–329].

Подчеркивая момент «субъектного вклада» человека в выстраивание собственной жизни, Ананьев фактически говорит о том, что современными исследователями обозначается как задача жизнетворчества.

В то время как Ананьев размышляет о будущем психологической науки, большие перемены происходят и в мировой психологии.

На протяжении всего ХХ века проявлялась и нарастала тенденция перехода проблем существования человека из философского в психологический пласт. Экзистенциальные, «жизненные» проблемы (например, проблема смысла жизни), бывшие скорее предметом отвлеченных дискуссий, – поскольку ответы на поднимаемые ими вопросы всегда давались извне: традицией, религией, культурными нормами и стандартами времени, – становятся задачей, требующей индивидуального решения.

Однако эта «жизненная» проблематика далека от интересов приверженцев психоанализа и бихевиоризма, «задающих тон» в мировой психологической науке первой половины ХХ века. Для развития психологии этого периода характерны боязнь обвинений в «философствовании», сохраняющееся влияние позитивизма, несмотря на всю критику в его адрес и осознание его ограниченности, разочарование в прежних подходах [Московичи, 1984], а также доминирование американской версии науки и американского прагматизма в психологии.

Реакцией на это стало возникновение «третьей силы» в психологии – гуманистической психологии, которая была призвана преодолеть упомянутые барьеры на пути развития психологии: она изначально, развиваясь на основании принципов феноменологии, не принимала многие из постулатов позитивизма, а самое

Главное – имела глубокие корни в философии и обращалась именно к сущностным вопросам психологической науки.

Обсуждая перспективы соединения идей гуманистической психологии с традицией экзистенциализма, Маслоу пишет о возможности «развития другой ветви психологии, психологии полноценно развивающейся и подлинной Самости и способов бытия» [Маслоу, 2002, с. 28]. Примечательно, что предлагавшееся название для этой новой психологии – онтопсихология.

Привлекательность термина «онтопсихология» для ученых в немалой степени связана с осознанием необходимости перехода психологии на более высокий уровень анализа – от описания отдельных феноменов психической жизни человека к раскрытию логики целостного человеческого существования, анализу бытия человека в универсуме, историческом, социальном, культурном контексте его существования.

В современной европейской психологии понятие онтопсихологии связано с работами итальянского ученого А. Менегетти.

Одно из определений предмета онтопсихологии, которое дает Мене-гетти, это «анализ антропологического бытия во всех его проявлениях – от экзистенциального до трансцендентного» [Менегетти А., 2004, с.17]. Тем самым онтопсихология ставит перед собой задачу создания науки о жизни человека, его целостном существовании. Таким образом, предлагаемое Менегетти понимание предмета онтопсихологии созвучно тому содержанию, которое вкладывал в это понятие Ананьев.

Первый интерес российских ученых к онтопсихологии А. Менегет-ти связан с именем Б. Ф. Ломова (первый декан факультета психологии Ленинградского университета). Внимание Ломова привлекла книга А. Менегетти «Клиническая онтоп-сихология», которая была представлена на 4-й Международной книжной выставке, проходившей в Москве в сентябре 1983 г. Теория европейской онтопсихологической школы заинтересовала Ломова в связи с его интересом к психологии образа. Он лично встретился с Менегетти в Риме, а потом в Амстердаме на Первом Европейском Конгрессе прикладной психологии (2–7 июля 1989 г.).

В конце 80-х – начале 90-х го-


80


НОЯБРЬ 2006НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ОНТОПСИХОЛОГИЯ




Дов А. Менегетти принимает участие в серии конференций, организованных советскими учеными; знакомится с Ю. М. Забродиным, директором Института психологии Академии наук в Москве, где проводятся серьезные исследования по психологии образа, а также контактирует с другими видными психологами Москвы, в частности с А. Н. Матюшкиным; знакомится с деканом факультета психологии СПбГУ А. А. Крыловым и представителями Санкт-Петербургской психологической школы. В это же время А. Менегетти читает свои первые лекции на факультете психологии СПбГУ, проводит семинары, психотерапевтические сеансы и индивидуальные консультации.

В результате развития научных контактов и обмена опытом между Менегетти и российскими учеными в марте 1996 г. создается Славянская ассоциация онтопсихологии (член Международной ассоциации онтопси-хологии), целью которой является содействие развитию научных исследований в области онтопсихологии и осуществление связей с целью обме-

На научной информацией с организациями и учреждениями, ведущими исследования в области психологии, в частности онтопсихологии на территории Российской Федерации и стран СНГ.

Результатом плодотворной и продолжительной совместной работы профессора Менегетти и ученых петербургской психологической школы явилось открытие в 1998 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета специализации «Онтопсихоло-гия» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки по специальности 020400 «Психология» (заочная форма обучения для лиц, имеющих высшее образование). В 1999 г. этот проект приобретает статус международного – был заключен договор между Международной ассоциацией онтопсихо-логии и Санкт-Петербургским государственным университетом. Таким образом, открывается новый этап сотрудничества, и к российским студентам присоединяется первая ита-

Льянская группа. Кроме программы профессиональной переподготовки начинает реализовываться программа бакалавриата.

С тех пор десятки преподавателей факультета приняли участие в этой работе, как в Санкт-Петербурге и Москве, так и в Италии и Бразилии. Фактически программы образовательной деятельности в области онтопсихологии имеют общефакультетский и общеуниверситетский характер, поскольку к участию в учебном процессе привлекаются преподаватели других факультетов.

За время существования международного проекта по этой программе прошли обучение около 300 итальянских и бразильских студентов. Одной из важных вех стало открытие представительства факультета психологии СПбГУ в Италии в 2003 году. В этом же году на факультете психологии была открыта государственная программа подготовки магистров по направлению «Онтопсихология» под руководством доктора психологических наук Н. В. Гришиной.


Этапы Развития Специализации «Онтопсихология» В СПбГУ

1998 г. — Открытие специализации «Онтопсихология»




1999 г. — Программа профессиональной переподготовки по специализации «Онтопсихология» приобретает международный статус

2003 г. — Открытие программы магистратуры по онтопсихологии

2004 г. — Открытие кафедры онтопсихологии на факультетет психологии СПбГУ


Результатом признания успешности деятельности в области развития-образовательных программ по направлению «Онтопсихология» стало открытие на факультете психологии Санкт-Петербургского университета кафедры онтопсихологии.

27 мая 2004 года в Актовом зале здания Двенадцати коллегий – главного административного здания-Санкт-Петербургского государственного университета в присутствии ректора СПбГУ Л. А. Вербицкой, профес-

Сора А. Менегетти и декана факультета психологии Л. А. Цветковой, а также более чем 300 собравшихся, в числе которых были преподаватели университета и студенты из России, Италии, Бразилии, стран Балтии и других стран, состоялась торжественная церемония открытия кафедры онтопсихологии.

Сегодняшний день кафедры онтопсихологии Санкт-Петербургского университета – это учебная и научная работа, широкая просвети-

Тельская деятельность и практика работы в самых разных областях.

Учебная работа включает в себя два взаимосвязанных направления – обеспечение образовательного процесса в рамках программы подготовки магистров по направлению «Он-топсихология» и программы профессиональной переподготовки дополнительного профессионального образования (специализация «Онтоп-сихология»).

Цель магистерской программы


81



ОНТОПСИХОЛОГИЯ

НОЯБРЬ 2 0 0 6 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ



— подготовка специалистов высокой квалификации в области онтопсихо-логии, направленная на решение перспективных задач, связанных с теоретическими исследованиями человеческой индивидуальности и практической работой с экзистенциальными проблемами человека. Теоретические курсы программы направлены на обеспечение фундаментальных представлений, как в области классических проблем психологии, так и в области ее современных направлений гуманистической и экзистенциальной психологии, психологии жизненного пути и жизненных ситуаций человека. Теоретическая подготовка сочетается с практической, имеющей своей основной целью развитие и формирование у магистров знаний и умений в области диагностики и консультирования жизненных проблем человека.

Реализация данной программы осуществляется на основе взаимодействия кафедры онтопсихологии факультета психологии и Международной ассоциации онтопсихологии. Тематика магистерских диссертаций связана с основными научными направлениями деятельности кафедры, в том числе разработкой тематики психологии времени и пространства, жизненных ситуаций и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования по онтопсихологии включают в себя блок общепрофессиональных дисциплин, соответствующих университетским стандартам в области психологического образования, и блок специальных дисциплин, отражающих теоретические представления и практические возможности онтопсихологии. Учитывая разнообразие интересов наших слушателей, а также разнообразие возможностей практического приложения и использования психологического и он-топсихологического знания, в учебный план включен широкий круг дисциплин специального характера, связанных с овладением необходимыми методами исследовательской и практической работы, с практикой психологического и организационного консультирования и т. д. Особенное значение придается написанию слушателями выпускной квалификационной работы. Как правило, тематика выполняемых выпускных работ тесно связана с профессиональной деятельностью слушателей. Написание выпускной квалификационной работы становится для студентов кафедры возможностью не

Только практического закрепления полученных в образовательных программах знаний, но и часто инициирует осмысление ими своей деятельности, анализ ее особенностей и возможностей повышения эффективности.

В настоящее время география учебной и образовательной деятельности кафедры постоянно расширяется. Участниками образовательных программ по онтопсихологии являются группы слушателей из Москвы, Екатеринбурга (городов, имеющих особенно давние и тесные контакты с Международной ассоциацией он-топсихологии), к которым присоединяются не только россияне из других городов, но и слушатели с Украины, Балтийских стран и т. д.

Научная деятельность кафедры направлена на развитие основных идей онтопсихологии, теоретическую разработку основного понятийного аппарата, описание и эмпирическое исследование феноменологии в рамках проблемного поля онтопсихоло-гии, а также на развитие, создание и верификацию диагностического и практического инструментария, отвечающего задачам онтопсихологии.

В соответствии с пониманием предмета онтопсихологии и ее основных задач, как они сформулированы создателями онтопсихологии — Ананьевым в отечественной психологии и Менегетти в европейской психологии, – исходной посылкой научных исследований кафедры является представление о том, что одна из основных проблем современной психологии – это необходимость перехода от фрагментарных подходов к целостным описаниям и необходимость распространения этого описания от отдельных феноменов психической жизни человека на раскрытие логики целостного человеческого существования, анализ бытия человека в универсуме, социальном, историческом, культурном контексте его существования. Именно это понимание и отвечает представлению о предмете онтопсихологии.

Онтопсихология – это современное направление психологии, которое по ряду существенных критериев может быть идентифицировано в рамках гуманистического подхода как направление, ориентированное на изучение и анализ жизненного пути человека. Онтопсихология является не просто гуманистическим, но экзистенциальным направлением в психологии. Это отражается, прежде

Всего, в философских корнях онтоп-сихологии, интегрировавшей экзистенциальную идею подлинности и неподлинности человеческого существования. Кроме того, это проявляется и в ряде конкретных моментов, по которым онтопсихология сближается с экзистенциализмом. Онтопсихология – это психология бытия человека во всей его целостности и полноте. Разделяя взгляд психологов гуманистического направления на наличие у человека позитивного потенциала, онтопсихология придает решающее значение выбору человека, создающему самое себя. Наконец, в онтопсихологии понимание человека всегда осуществляется через культурно-исторический контекст. Классики экзистенциальной психологии делали акцент скорее на субъективном переживании человеком своих бытийных проблем, но не на описании бытийных аспектов его существования, т. е. занимались фактически не самим бытием человека, а тем, как он его воспринимает и переживает. В отличие от этой традиции онтопсихология ориентирована на всестороннее изучение бытия человека, его существования в этом мире.

Основными конкретными формами реализации научной деятельности кафедры являются лонгитюдный исследовательский проект и работы, выполняемые слушателями по завершении прохождения образовательной программы по кафедре онтопсихоло-гии в рамках подготовки ими магистерских и кандидатских диссертаций и выпускных квалификационных работ.

Известно, что в 1966 г. с момен
та образования факультета психоло
гии Санкт-Петербургского (Ленинг
радского) государственного универ
ситета были начаты лонгитюдные ис
следования психологических
особенностей студентов и динамики
их изменения в период обучения. Эти
исследования соединяли в себе возра
стной и дифференциально-психологи
ческий подходы и были направлены
на получение целостной картины че
ловека как индивида, личности и
субъекта деятельности, а лонгитюд-
ный принцип исследования позволял
выявлять индивидуальную изменчи
вость характеристик человека.

С 2002 г. на факультете психологии было возобновлено проведение лонгитюдных исследований (с 2005 года поддерживаются грантом РГНФ, ¹ 05-06-06328а), научное руководство


82


НОЯБРЬ 2006НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ОНТОПСИХОЛОГИЯ




И организационное обеспечение которыми осуществляется кафедрой он-топсихологии (научный руководитель проекта – профессор Н. В. Гришина) в сотрудничестве с научным отделом и другими подразделениями факультета. Основная цель проводимых исследований созвучна идеям, заложенным в лонгитюд сорокалетней давности Ананьевым, – изучение развития и становления человеческой индивидуальности в период ранней и средней взрослости, изучение жизненного пути и логики жизненных выборов с помощью сопоставления биографического материала с индивидными, личностными и деятельностными характеристиками и с событийной канвой социальной жизни. Первые результаты лонгитюдного исследования, в котором на данный момент принимают участие около 500 человек, уже опубликованы и доступны для использования в виде средних, шкальных или нормативных показателей.

Реализация проекта позволяет решать целый комплекс научных и научно-практических задач, в том числе накопление данных об особенностях развития современных молодых людей, системы их ценностей, развития активности и формирования жизненных стратегий и др. Особенное значение мы придаем развитию научных идей и подходов к описанию индивидуальности человека, созданию и апробации методологии и методического инструментария исследования, в частности, развитию психобиографических методов, являющихся наиболее релевантным инструментарием в изучении жизненного пути человека и – более широко – бытийных проблем его существования.

Использование современных методов обработки данных позволяет создать банк данных, отражающих психологические и психофизиологические особенности студентов. Кроме того, лонгитюдное исследование за счет широкого спектра применяемых методик, их разнообразия, последовательного применения в течение ряда лет и – главное – возможности постоянного их сопоставления с жизненными показателями от-кры-вает возможности проверки, стандартизации применяемого и созда-ния нового, отечественного исследовательского инструментария. Методы исследования в проводимом проекте включают широкий спектр методик, направленных на изучение характеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности (среди них — аппаратурная диагностика психофизиологических показателей психомоторной регуляции и свойств нервной системы; методики изучения психических состояний; цветовой тест Люшера; 16-факторный опросник Кеттелла; опросник СPI; исследование копинг-стратегий; тест смысло-жизненных ориентаций; исследование интер-нальности; тест ценностей Шварца; тест структуры интеллекта Амтхауэ-ра; тест структуры темперамента; опрос по методике значимых жизненных ситуаций и др.).

Кроме того, в исследовании используется обширный биографический опросник, отражающий такие основные темы, как родительская семья и период детства; учеба и образование; работа; брак; актуальная жизненная ситуация и др. Особое внимание уделяется «переходным моментам» в биографии, требующим принятия решений, и обстоятельствам, определяющим эти решения, особенно самостоятельности в осуществляемом выборе. Как известно, внимание Ананьева к развитию биографических методов как наиболее адекватного инструмента изучения жизненного пути человека стало одной из отличительных характеристик Ленинг-

Радской-Петербургской психологической школы. Преимущество биографических методов (которые многими исследователями рассматриваются как основной, если не единственный метод изучения жизненного пути человека) – в возможности связать традиционные для психологии исследования психологических характеристик личности с особенностями ее «бытия».

Общая логика проведения исследования построена на движении от диагностики индивидных и личностных свойств и характеристик к описанию более масштабных единиц измерения, основанных на применении биографического метода, самоописаний, выявлении стилевых особенностей жизнедеятельности, жизненных стратегий и т. д.

В качестве одного из главных результатов своего исследования мы видим разработку «жизненных» категорий – описание на основании эмпирического материала жизненных стратегий, стилевых особенностей жизнедеятельности, жизненного пространства личности.

Мы убеждены, что именно выход психологии за пределы круга ин-трапсихических феноменов в бытийный пласт существования человека позволит ей стать подлинной психологией жизни человека.

Параллельно эти задачи решаются в многочисленных исследованиях магистрантов и слушателей кафедры, всех тех, кто принимает участие в образовательных программах, реализуемых кафедрой онтопсихоло-гии. В настоящее время общее количество этих исследований приближается к сотне.

Они выполняются в самом широком диапазоне – от длительной психотерапии и анализа случаев в работе с организациями до выстроенных по всем правилам классической схемы экспериментов. Эти исследования проводятся в самых разных сферах – в бизнесе и педагогике, спорте и медицине, центрах работы с молодежью и подростками и т. д. Так, авторы работ, выполнявшихся по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки), – предприниматели, изучавшие эффективность работы своих собственных организаций, консультанты, проводившие анализ деятельности консультируемых организаций и обобщение собственного опыта консультирования, психотерапевты, врачи, педа-


83



ОНТОПСИХОЛОГИЯ

НОЯБРЬ 2 0 0 6 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ



Гоги, анализировавшие различные аспекты своей профессиональной деятельности и проверявшие возможности повышения ее эффективности, и т. д. Предметом исследований являлись групповые и индивидуальные формы психологической работы, методы диагностики и практического вмешательства. Немалое внимание было уделено дальнейшей разработке диагностического инструментария (проективные тесты, методика изучения стереотипов, биографические опросники). Но главной целью выпускных работ было приложение онтоп-сихологического подхода к решению сформулированных в исследованиях проблем, и в подавляющем большинстве случаев они позволили подтвердить имеющиеся представления и увидеть новые возможности развития исследований в области онтопсихологии. Высокий уровень выполненных работ вызывает к ним значительный интерес и позволяет в ряде случаев рассматривать их как открытие новых исследовательских возможностей в развитии онтопсихологического подхода.

Говоря об онтопсихологии, невозможно не упомянуть ее практические приложения. Онтопсихология развивает свое собственное видение существования человека и жизнедеятельности общества. Онтопсихоло-гия – в высшей степени практическая наука, видящая конечную цель психологического знания в совершенствовании человека и человеческого общества. Она практическая наука в том смысле, о котором говорил еще Курт Левин, считавший, что исследование, которое не создает ничего, кроме книг, не будет удовлетворительным.

Попытка осмысления истории онтопсихологического направления в стенах Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета и перспектив его дальнейшего развития позволяет, на наш взгляд, прийти к некоторым заключениям.

Онтопсихология как психология жизненного пути, как психология бытия человека зарождается как ответ на осознание потребности психологической науки и практики в интегральных представлениях о жизни человека, в необходимости раскрытия целостной логики жизнедеятельности человека. Беря свое начало из идей основателя факультета психологии Санкт-Петербургского университета Бориса Ананьева и создателя европей-

Ской онтопсихологии Антонио Мене-гетти, современная онтопсихология способна конструктивно соединить эти подходы, что является возможным в силу наличия опеределенного сходства в позициях их создателей.

Это, прежде всего, общность в понимании предмета онтопсихологии как направления психологической науки, в центре внимания которой – жизненный путь человека, его индивидуальность, потенциал, возможности его реализации и развития. В своем стремлении выстроить логику целостного описания существования человека онтопсихология обращается к человеческой жизни в целом как «естественному масштабу измерений» (Ананьев). Тем самым онтоп-сихология фактически расширяет проблемное поле психологической науки, что, на наш взгляд, отвечает не только потребностям ее развития, но и традиционному для европейской и российской науки и гуманитарной мысли в целом вниманию к экзистенциальному, духовному измерению человеческого существования.

Как отмечает в одной из своих работ Менегетти, «сейчас мы существуем в новом мире и потому нуждаемся в ином способе отношения к предметной данности и к самим себе» (2002, с. 9). «Новый мир», в котором мы существуем, — это, прежде всего, динамичная, постоянно меняющаяся реальность, требующая от человека не просто традиционно понимаемой адаптации, но способности выстраивать стратегии своего поведения в условиях постоянно нарастающих темпов социальных изменений. В современной экзистенциальной психологии это обозначается как задача жизнетворчества.

Онтопсихология – не просто практическая наука, она фактически утверждает определенную философию жизни, включающую не только психическое здоровье, совершенство, успешность человека, но и экзистенциальную ценность и эстетику его бытия. Ведь в конце концов и высший смысл психологической науки, и «конечная цель обучения (как и психотерапии, семейной жизни, работы, общества и жизни самой по себе) – помогать человеку расти в направлении полноценной человечности, полной самореализации и актуализации его высшего потенциала, возведение его на максимальную высоту. Словом, оно должно помогать ему стать лучшим из того, на что он

Способен, сделать актуальным то, что пока содержится в нем как потенциал» (Маслоу, 2002, с. 228). Традиционная психология не считала возможным включение подобных вопросов в сферу своего внимания. Однако без обращения психологии к проблеме смыслов и целей, этических аспектов человеческого существования она вряд ли выполнит свою главную задачу.

Обращение онтопсихологии к подлинным моментам жизни человека – это обращение к фундаментальной задаче психологии: раскрытие перед человеком такой возможности постижения жизни, которая позволит ему приблизиться к достижению цели, стоящей в конечном счете перед каждым из нас, – овладению Искусством жизни. Это высшая цель, которую может поставить перед собой человек. Это то, что объединяет всех нас, делая учениками в этой великой школе жизни, пониманию и изучению которой посвящает себя Онтоп-сихология.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.

3. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

4. Гришина Н. В., Мирошников С. А.., По-гребицкая В. Е., Чесноков В. Б. Индивидуальность: развитие и стиль жизни // Ананьевс-кие чтения – 2005 / Под ред. Л. А.Цветко-вой, Л. М.Шипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

5. Гришина Н. В. Индивидуальность: человек как субъект жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 / Под ред. Л. А.Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 15 – 23.

6. Гришина Н. В. Человек как субъект жизни // Новая Онтопсихология, 2002, ¹ 1. С. 18 – 23.

7. Гришина Н. В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 9 / Под ред. Л. А.Коросты-левой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

8. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.

9. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.

10. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.

11. Менегетти А. Онтопсихология и меме-тика. Рим, 2002.

12. Менегетти А. Онтический геном. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003.

13. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология/ Ред.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. М.: Изд-во МГУ, 1984.

14. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии: Направление «Онтопсихология» / Науч. ред. Н. В.Гришина, В. А.Дмитриева. – СПб., 2006.


84


НОЯБРЬ 2006НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ