Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

C. Е. Оганесян


Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

Оганесян Сирун Есаевна

Выпускница факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Педагог-психолог Московского детского эколого-биологического центра. Область интересов: психология развития и возрастная психология; моральное развитие ребенка, онтогенез индивидуальных различий.

«Ябедничество» – понятие, означающее жалобы на других людей. В житейском понимании ябедничество – донос, клевета, «стукачество». В толковом словаре русского языка оно объясняется как мелкий донос, клевета. Причины этого явления в детстве, его феноменология, последствия и способы управления изучены мало и скорее являются предметом размышлений родителей и учителей. Феномен «ябедничества» не описан в научных понятиях и в качестве предмета специального изучения не популярен среди исследователей.

Уровень Морального развития Как Условие феномена Ябедничества

Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7–8 лет у ребенка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимости искупительной санкции в отношении провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики сталкиваются с новыми школьными правилами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к

Помощи их носителя – социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школьного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне морального реализма. Он ориентирован на взрослого – носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8–9 годам ребенок все глубже осваивает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает властвовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относительность правил и санкций, его новые моральные ценности – сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориентации от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.

Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества. Ябедничество по поводу соблюдения школьных правил в начале младшего школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, возникающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, преходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу начальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, опове-


66


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010

ПРОБЛЕМА





Щающим о психологическом неблагополучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном этапе ябедничество уже имеет другой характер – посредством его дети самоутверждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, зависти, злобы к одноклассникам.

Социокультурная Обусловленность Феномена Ябедничества

Ябедничество – социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно имеет место. Особенности менталитета, традиций, семейного воспитания, законодательства, отношений общества и власти – все это во многом обуславливает феномен ябедничества.

В нашей стране в сталинскую эпоху процветало «стукачество», производились массовые репрессии по анонимным доносам. Это явление оставило негативное впечатление в обществе, поэтому всякого рода ябедничество у нас в стране воспринимается отрицательно и порицается, а термин «ябеда» отрицательно характеризует человека. Поэтому, согласно представлениям наших родителей, ябедничество – крайне отрицательное качество, и его проявление у детей их настораживает. В Европе, Америке и некоторых других странах мира явление ябедничества имеет другой характер – о нем говорят как о проявлении гражданского долга, бдительности, законопослушности.

Как отмечает Дж. Ролз, законопослушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принимают те же принципы справедливости, более хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по отношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).

Таким образом, отношение к ябедничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по-разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.

Психологические особенности Младшего школьного Возраста как Условия Возникновения феномена Ябедничества

Ябедничество – феномен, обусловленный психологическими особенностями младшего школьного возраста и новообразованиями кризиса 7 лет. Именно на этом этапе детского развития можно говорить о проявлении ябедничества в настоящем смысле этого слова. Конечно, жалобы и доносы на товарищей имеют место и у детей младше 6– 7 лет, но их нельзя расценивать как проявление феномена ябедничества. Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют прогно-

Зировать, к чему приведут их слова или действия, и способны оценить свой поступок только после реакции взрослого. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок, жалуясь на других, не преследует никаких целей, а просто сообщает информацию. Будет ли он продолжать «доносить» на других, зависит от реакции взрослого. Особенности же развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже позволяют говорить о том, что он ябедничает в собственном смысле этого слова. Ниже рассмотрены психологические особенности кризиса 7 лет и младшего школьного возраста, связанные с феноменом ябедничества.

Потеря непосредственности

Как отмечал отечественный психолог Л. С. Выготский, в своей работе «Проблема возраста», ко времени кризиса семи лет происходит потеря непосредственности, вызванная дифференцированием внутренней и внешней сторон личности ребенка (Выготский, 1986). Ее потеря означает появление некоего интеллектуального момента, который имеет место между переживанием и непосредственным поступком школь-

Ника. Это означает, что он намеренно ябедничает, рассчитывая, что за его жалобой последует определенное действие взрослого в отношении объекта жалобы. Такое возможно лишь в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок уже способен просчитывать, какая реакция последует на тот или иной его поступок или слово.

Произвольность и выполнение правил

Моральное развитие малыша начинается задолго до его поступления в школу, однако с такой развернутой, постоянно контролируемой системой правил, как там, он сталкивается впервые (Петровский, 1973). К младшему школьному возрасту ребенок уже приобретает умение подчиняться некоторым обязательным для всех правилам как общественно выработанной системе (Элько-нин, 1989). В учебной же деятельности он сталкивается с необходимостью активного соблюдения очень большого количества норм поведения, что создает предпосылки для возникновения проблемных ситуаций в этом процессе. Ребенку бывает трудно понять и соблюдать много правил сразу. Старательно осваивая их, школьник следит за тем, чтобы и остальные выполняли эти правила. У него возникает желание, чтобы их никто не нарушал. Это создает почву для ябедничества. Как отмечает Д. Б. Эльконин, первоклассники, особенно в первые дни пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Поэтому, по его мнению, своими сообщениями на одноклассника они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они знают правила (Эльконин, 1989).

Формирование самооценки

В возрасте 6–7 лет у ребенка формируется самооценка. Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, самооценки как таковой и понимания собственной ценности у него нет. Если дошкольнику случается много раз терпеть в чем-то неудачу, то он по-прежнему любит себя, безотносительно к ситуации. Ребенок же, прошедший кризис семи лет и вступивший в младший школьный возраст, уже начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами (Выготский, 1986). В этом возрасте у школьника формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. В связи с этим, если ребенку мало доверяют, и он чувствует себя малозначимым, ущемленным, то у него вполне может возникнуть желание повысить свою значимость


67



ПРОБЛЕМА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010




Посредством ябедничания. Поскольку к семи годам ребенок уже умеет предвидеть реакцию взрослого в ответ на тот или иной его поступок, он может чувствовать себя более значимым, зная, как взрослые отреагируют на его сообщения. Такой способ поднятия самооценки и собственной значимости может закрепиться у ребенка, и он станет систематически ябедничать.

Децентрация

В дошкольном возрасте коллективная сюжетно-ролевая игра создает возможности для преодоления познавательного «эгоцентризма» (Пиаже, 2006; Эльконин, 1989). К младшему школьному возрасту дети уже успешно его преодолевают и осваивают процесс децен-трации. То есть они начинают понимать, что точка зрения другого человека может отличаться от их точки зрения, учатся ставить себя на место другого человека и предвидеть, какие чувства он может испытать.

Развитие нравственности

По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравственность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством справедливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве между людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в результате взаимодействия их развивающихся когнитивных структур и постепенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справедливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительности правил) (Пиаже, 2006).

Общение со сверстниками

В 6–7 лет ребенок вступает в младший школьный возраст – время активного развития социального познания, которое осуществляется, в том числе, через социальное сравнение (Крайг, Бокум, 2006). Дети в этом возрасте должны научиться решать сложные ситуации, возникающие в дружеских отношениях, и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные нормы и уважать авторитеты. Поэтому они начинают присматриваться к миру людей, сравнивать себя с другими. Активное общение со сверстниками в младшем школьном возрасте открывает возможности для социального сравнения в условиях формирования Я-концепции (Цукерман, 1993). У ребенка, сравнивающего себя с другими и на-

Шедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отомстить» тем, у кого что-то лучше, а способом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.

Особенности Младшего Школьника В Конце начальных Классов

Усвоение моральных норм И правил поведения

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными,

Разносторонними, обобщенными (Кру-тецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1–2 классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях взрослого, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащиеся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они имеют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.

Смена ориентации в общении От взрослого к сверстнику

На период обучения в 1–2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрослых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санкции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эгоцентричен, и если он и испытывает чувство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ребенком (Пиаже, 2006). В 3–4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников организуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрослым (Пиаже, 2006).

Переход от морального реализма К моральному релятивизму

В начале младшего школьного возраста ребенок находится на стадии нравственного реализма – в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них – не абстрактная, а нерушимая реальность. О нравственности поступка ребенок в этом возрасте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому младший школьник остро реагирует на нарушение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы последнего призвали к порядку.

В конце младшего школьного возраста, по Пиаже, дети вступают в стадию

Нравственного релятивизма (Пиаже, 2006). Теперь они осознают, что правила представляют собой согласованный продукт разных людей и, по мере возникновения потребности, могут изменяться. Это ведет к пониманию того, что не существует абсолютно правильного и абсолютно неправильного и что моральность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий. В связи с этим многие дети, ябедничество которых имело целью «призвать» всех к порядку и справедливости, в этом возрасте перестают ябедничать.

Психологические Условия Генезиса Феномена ябедничества

Возникновение и развитие феномена ябедничества у детей во многом обусловлено характером общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, а также уровнем морального развития ребенка.

Задержка на этапе морального реализма, когда над ребенком все еще властвует мораль принуждения, «священности» правил и необходимости наказания их нарушившего, может стать условием возникновения феномена ябедничества. В нашей работе делается акцент именно на этом аспекте.

Огромное значение имеет также характер общения ребенка в семье. Предпосылками возникновения ябедничест-


68


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010

ПРОБЛЕМА





Ва могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для негармоничной семьи характерно преобладание отношений власти – подчинения, отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи и т. п. (Караба-нова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причиной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой самооценкой ребенок может пытаться бороться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).

В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться общаться и строить совместную деятельность для достижения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчинению. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста – компетентность, определяемая способностью сотрудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество – это инертность, одним из выражений которой является сверхконкуренция. В этом случае ребенок побуждается чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за превосходством ябедничество может использоваться им как средство для достижения целей.

Ябедничество в любом виде предполагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его реакции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение. Как пишет школьный психолог М. Кравцова, само по себе сообщение ребенка может не означать ничего плохого и не нести отрицательного смысла. В этой ситуации важна реакция на нее взрослого, после которой школьник устанавливает причинно-следственные связи между своим сообщением и поведением взрослого (Кравцова, 2003). Если реакция

Взрослого «положительно» подкрепит жалобы ребенка, то он это может воспринять как «зеленый свет» для продолжения такого поведения.

В заключение отметим, что теоретический анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные выводы, требующие эмпирического обоснования и подтверждения: ябедничество – это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который имеет возрастную динамику и связан с уровнем морального развития. Данные утверждения стали основными гипотезами, проверяемыми в ходе проведенного нами исследования младших школьников из российских и армянских общеобразовательных школ.

Исследование

Цель исследования – выявление особенностей суждений «ябедников» и их уров-ня морального развития. Объектом исследования Выступил феномен ябедничества младших школьников из 1-х и 3-х классов общеобразовательных школ России и Армении. ПРедметом исследования являлись Суждения младших школьников о ябедничестве.

Операционализация

Основных понятий

Ябедничество/жалобы – широкое понятие, включающее в себя все сообщения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информации о них.

Уровень морального развития: Согласно Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:

1) морального реализма, когда дети считают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, считают хорошим лишь тот поступок, который им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориентированы на взрослого;

2) морального релятивизма, когда дети осознают, что правила – согласованный продукт разных людей; ориентированы на сверстников; и моральность поступка зависит от намерений, а не последствий.

Гипотезы исследования

Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества.

Частная гипотеза: «ябедники» в 1-х классах ориентированы на правила и справедливость, «ябедники» в 3-их классах – на межличностные отношения.

Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябедничества.

Частные гипотезы:

• «ябедники» находятся на более низком уровне морального развития (уровне морального реализма и до-конвенциональном уровне), чем остальные дети, что находит отражение в том, что в решении дилемм «ябедники» ориентируются преимущественно на следствия, а «неябедники» на намерения героев дилеммы;

• в решении моральных дилемм ябедники ориентируются преимущественно на установленные авторитетным лицом правила и на наказание нарушившего их

Гипотеза 3. Ябедничество – социокультурно обусловленный феномен.

Частная гипотеза: Существуют различия между суждениями о ябедничестве «ябедников» российских и армянских школ.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Кризис семи лет. (1933–1934) // Выготский Л. С. Собр. сочинений. – Т. 4. – М., 1986.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004.

4. Кравцова М. Правдолюб или ябеда // Школьный психолог. – 2003. – №10. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Http://psy.1september. ru/article. php? ID=200301009

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.

6. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976.

7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. – М., 2006.

8. Роулз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.

9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

11. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.

Продолжение в следующем номере.

69



КОЛЛЕГИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010