Книги по психологии

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию
Периодика - Национальный психологический журнал

Е. В. Субботский


Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

Субботский Евгений Васильевич

Доктор психологических наук,

Лектор по курсу психологии развития

В университете Ланкастер,

Великобритания.

Окончил факультет психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова (1972).

Со времен Галилея (1564–1642) за­падная цивилизация развивалась под знаком науки. Две монотеистические религии, доминирующие в западном мире, – Иудаизм и Христианство, – ко­торые боролись с верой в магию тыся­челетиями, получили в лице науки мощ­ного союзника. Так почему же вера в магическое до сих пор жива? Возможно, она выживает так же, как выживали мел­кие млекопитающие в век динозавров: уйдя «под землю» – в глубину бессозна­тельного.

Гипотеза, подлежавшая эксперимен­тальной проверке в данном исследова­нии, была следующей.

Первоначально вера в магическое (ВВМ) появляется у детей как легитим­ная, сознательная форма верований, ко­торая сосуществует с верой в физиче­скую причинность; позже, под давлени­ем науки и религии, ВВМ уходит в об­ласть бессознательного.

Если эта гипотеза верна, должны на­блюдаться следующие эмпирически проверяемые эффекты.

1. Дети дошкольного возраста верят
в магическую причинность в такой же
степени, в какой они верят в физиче­
скую причинность. Это проявляется как
в объяснениях необычных явлений, так
и в поведении.

Обоснование: У детей ВВМ еще не ис­пытала прессинга науки и религии – двух сил, которые вытесняют ВВМ в бес­сознательное.

2. Будучи значительной частью жиз­
ни дошкольника и младшего школьни-

Ка, ВВМ способствует познавательному развитию детей

Обоснование: Ранние магические ве­рования детей получают поддержку от социального окружения как в форме поддержания верований детей в фольк­лорные магические персоны (Дед Мо­роз, Баба Яга, Добрая Фея), так и в фор­ме индустрии игрушек и развлечений, книг и фильмов для детей. Эта система­тическая и дорогостоящая поддержка экономически оправдана лишь в том случае, если взрослые (родители, учите­ля, психологи) интуитивно осознают, что ВВМ приносит пользу общему пси­хическому развитию ребенка.

3. В раннем школьном возрасте ма­
гические объяснения исчезают из суж­
дений детей о причинах физических яв­
лений, однако они могут быть легко вос­
становлены, если детям продемонстри­
ровать необъяснимые физические эф­
фекты, которые в книжках и сказках ас­
социируются с магией.

Обоснование: В начале научного и ре­лигиозного образования вытеснение ВВМ в бессознательное еще не заверше­но и ВВМ флуктуирует между областя­ми сознательного и бессознательного.

4. При объяснении непонятных яв­
лений, которые выглядят как магиче­
ские эффекты, взрослые будут склонны
отрицать свою веру в магию, даже если
эти эффекты воспроизводятся несколь­
ко раз и испытуемые не в состоянии объ­
яснить их естественными причинами.

Обоснование: В своих вербальных су­ждениях большинство взрослых стре-


42


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010

ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА




Мятся быть в согласии со взглядами представителей науки и религии.

5. Встретившись с магическим вме­
шательством в их жизнь либо в форме
наблюдения магических феноменов,
либо в форме попытки мага повлиять на
их жизнь, взрослые будут сопротивлять­
ся такому вмешательству: они будут от­
рицать тот факт, что магические мани­
пуляции имеют влияние на ход их жиз­
ни (психологическая защита).

Обоснование: Современная религия ассоциирует магию с силами зла (дьяво­лом, оккультизмом, язычеством). Это создает у взрослых страх перед магией и включает механизм психологической защиты от магической интервенции.

6. Если психологическая защита от
магической интервенции ослаблена (на­
пример, когда отрицание возможности
магических эффектов связано с возмож­
ными неприятными последствиями),
рациональные взрослые будут демонст­
рировать ВВМ.

Обоснование: у взрослых ВВМ не ис­чезает, а уходит в бессознательное. Как показано в психоанализе, при ослабле­нии защит бессознательные мысли и верования переходят в область созна­тельного.

7. В отличие от западных образован­
ных взрослых, необразованные жители
традиционных культур будут проявлять
высокий уровень веры в магию как в сво­
их вербальных суждения, так и в прак­
тических действиях.

Обоснование: В традиционных куль­турах ВВМ не подавляется наукой и ре­лигией и остается на уровне сознатель­ных представлений.

Последующая часть статьи посвяще­на обзору экспериментальных исследо­ваний (в которых проверялись вышепе­речисленные эффекты), а также теоре-

Тическим и практическим следствиям из факта существования бессознательной веры в магическое.

Результаты экспериментальных исследований

Эффект 1. Дошкольники верят в магию.

Московских детей в возрасте четы­рех, пяти и шести лет спрашивали, мо­гут ли игрушечные фигурки зверей пре­вращаться в зверей настоящих. Только немногие 4-летние сказали «да». Одна­ко когда игрушечный лев начинал са­мостоятельно и без видимой причины прыгать по столу (использовались скрытые магниты), лишь немногие из детей проявили рациональное поведе­ние (искали механизм, провода и т. п.) (рисунок 1). Большинство детей или бежали из комнаты, или пользовались «волшебной палочкой» с целью остано­вить превращение.

В другом опыте детей спрашивали, могут ли картинки превратиться в те предметы, которые на них нарисованы, под влиянием волшебных слов. Почти все дети ответили «нет», но, оставшись наедине с картинками и «волшебной шкатулкой», пытались осуществить пре­вращение (Субботский, 1984).

Английских четырех - и шестилетних детей просили вообразить, что в пустой картонной коробке появилось существо (кролик или монстр). Оставшись наеди­не с коробкой, некоторые дети вели себя так, как если бы в коробке действитель­но появилось указанное существо (Harris, Brown, Marriot, Whittal & Harmer, 1991).

Эффект 2. Магическое мышление по­Вышает креативность детей в решении Интеллектуальных проблем.

Дети четырех, шести и восьми лет были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Обоем группам показывали фрагменты из фильма о Гар­ри Поттере. В экспериментальной груп­пе показанный фильм изобиловал маги­ческими эффектами. В контрольной группе в фильме фигурировали те же ге­рои, но без магических эффектов. По­сле показа детей проводили через серию тестов на креативность (тест креативно­сти Торренса и рисунки несуществую­щих предметов).

Дети экспериментальной группы показали значительно более высокую креативность в решении задач, чем дети контрольной группы (рисунок 2) (Subbotsky, Hysted & Jones, 2009; Subbotsky, 2010)

Эффект 3. В раннем школьном возрас­те магические объяснения исчезают из су­ждений детей о причинах физических яв­Лений, однако они могут быть легко вос­Становлены.

Английских детей пяти, шести и де­вяти лет, которые проявили понимание различия между подлинными магиче­скими эффектами и фокусами, спраши­вали, верят ли они в то, что подлинные магические эффекты существуют в ре­альном мире. Половина пятилетних и 75% шести - и девятилетних ответили «нет». Тем из детей, кто утверждал, что магии не существует, показывали эф­фект, который выглядел как «настоя­щая» магия: новая почтовая марка ока­зывалась наполовину сожженной в пус­том деревянном ящике после того, как взрослый произносил магическое закли­нание с целью сжечь марку (Subbotsky, 2004). Все пятилетние, многие шести - и девятилетние изменили свое мнение и сказали, что магия была «настоящая» (рисунок 3).



Рисунок 1. Процент детей, продемонстрировавших веру в магию в вербальных суждениях (вербальное поведение) и в реальном поведении (реальное поведение)

Рисунок 2. Средние суммарные баллы по Тесту Торренса

(гибкость, оригинальность, и воображение) как функция условия

(фильм с магическими эффектами или без таковых) и возраста (4 года или 6 лет)



100

89

91

80

60

40

20

0

19

0

0

3 года 4 года 5 лет

■ Реальное поведение

■ Вербальное поведение

40 30 20 10 0


37,21

24,36 16,38

22,46 ^4,6^ 22,71 . .

14 І 1 15,83 І Ш I 16,38

^Н 13,23 ^_

Р|6,42 I 7,25 Н Н Н

4 гибк 4 ориг 4 вообр 6 гибк 6 ориг 6 вообр

Магические эффекты Без магических эффектов


43



ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010



Эффект 4. Взрослые будут отрицать Магические явления даже в том случае, Если эти явления повторяются и рацио­Нальное объяснение отсутствует.

Студентам британского университета демонстрировалась последовательность из четырех событий, в которой материальный предмет появлялся или не появлялся в пус­том деревянном ящике, который испытуе­мый держал в руках, в зависимости от того, произносил или нет экспериментатор ма­гическое заклинание. Испытуемые упор­но отрицали магические объяснения, хотя и не смогли предложить объяснений ра­циональных (Subbotsky, 2010) (рисунок 4).

Эффект 5.1. Встретившись с «маги­Ческим» феноменом, память испытуемых Будет перестраивать ход событий с целью Предоставить испытуемым возможность Интерпретировать «магические» эффек­Ты как обычные (когнитивная защита).

В одном из исследований, студентам английского и немецкого университетов показывали «магический» эффект – объект, который испытуемые клали в пустой ящик, исчезал без следа (Subbotsky, 1996). За несколько секунд до того, как испытуемые клали объект в шкатулку, их просили выполнить отвле­кающий маневр — принести из другого угла комнаты игрушку.

Целью эксперимента было выяснить, будут ли испытуемые неправильно вос­производить порядок событий, «поме­щая» отвлекающее событие между раз­мещением объекта в шкатулку и его не­ожиданным исчезновением. Изменяя таким образом порядок событий, испы­туемый может интерпретировать не­обычное явление как обычное: в то вре­мя как он отвлекся на игрушку, экспери­ментатор извлек предмет из шкатулки и спрятал его (когнитивная защита).

Результаты показали, что в экспери­ментальной группе большинство испы­туемых действительно воспроизвели не­правильный порядок событий, в кон­трольной же группе, где все объекты ос­тавались в шкатулке, ошибались лишь немногие (рисунок 5).

Опыт повторили с шести-, восьми-и десятилетними детьми в Москве (Subb-otsky, Chesnokova & Greenfield, 2002).

В каждой экспериментальной и кон­трольной группе было по 20 человек. Шестилетние запоминали правильный порядок одинаково хорошо как в экспе­риментальной, так и в контрольной се­риях, в то время как многие восьми- и десятилетки, подобно взрослым, вос­производили порядок событий непра­вильно (рисунок 6). Эффект можно объ­яснить тем, что у шестилетних вера в магию существует на сознательном уров­не, и механизм бессознательной транс­формации реальности с целью не допус­тить магические явления у них еще не сформировался.

Эффект 5.2. Встретившись с маги­ческим вмешательством в их жизнь на Сознательном уровне, взрослые будут от­Рицать эффективность такого вмеша­Тельства, демонстрируя психологическую защиту от магической интервенции (эмо­Циональная защита).

В одном из экспериментов студентов английского университета просили вы­брать навык, который они хотели бы приобрести или избавиться от которого хотели бы (например, умение писать эссе или бросить курить), а затем пред­лагали помочь в приобретении/избавле­нии от этого навыка с помощью магии (Subbotsky, 2009a).

Через две недели те испытуемые, ко­торые согласились принять магическую

Помощь, сообщили, что улучшений во­обще не произошло, а испытуемые кон­трольной группы (которым магическая помощь не предлагалась) сообщили, что произошли небольшие улучшения (оче­видно, в силу усилий самих испытуемых). В другом эксперименте того же ис­следования, испытуемым предлагали магически повысить их уровень «общей удовлетворенности жизнью». Через две недели те испытуемые, которые согла­сились принять магическую помощь, сообщили о значительном снижении указанного уровня, испытуемые, отка­завшиеся принять магическую помощь, сообщили о значительном повышении уровня, а испытуемые контрольной группы сообщили, что уровень не изме­нился (рисунок 7).

Эффект 5.3. Встретившись с маги­ческим вмешательством в их жизнь на Подсознательном уровне, взрослые будут демонстрировать страх перед этим вме­Шательством (эмоциональная защита).

Наконец, в третьем эксперименте испытуемым предлагали помочь увидеть желанный сон. Те испытуемые, которые приняли магическую помощь, вместо избранных ими приятных снов видели кошмары (тем самым обесценивая ма­гическую помощь), в то время как испы­туемые контрольной группы, где маги­ческая помощь не предлагалась, видели обычные сны (рисунок 8) (Subbotsky, 2009a; Subbotsky, 2010).

Эффект 6.1. Когда защиты ослабле­Ны, взрослые возвращаются к магическо­Му поведению: фактор риска.

Один из способов преодолеть защи­ты – это сделать отрицание веры в ма­гию дорогостоящим. Английским сту­дентам демонстрировали «магический эффект» – пластиковая кредитная кар-



Рисунок 3. Процент детей,

Не верящих в магию, которые изменили

Или не изменили свое неверие

В результате увиденного «магического

Явления», как функция возраста

Рисунок 4. Процентная оценка испытуемыми вероятности того, что причиной наблюдаемого необычного явления было магическое заклинание, как функция порядка наблюдаемого явления

Рисунок 5. Процент взрослых испытуемых, воспроизводивших правильный или неправильный порядок событий в экспериментальной (исчезновение) и контрольной сериях



Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию


100


9


7,5


Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию100 80 60 40 20 0

5 лет 6 лет 9 лет

■ Не изменили ■ Изменили

12 34

События


85

75

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

25

15

100 80 60 40 20 0

Исчезновение Контрольная группа

Правильный Неправильный

Порядок порядок


44


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010

ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА




Точка, помещенная в пустой деревянный ящик, внезапно распадалась на отдель­ные части после того, как эксперимен­татор произносил магическое заклина­ние (Subbotsky, 2001).

После этого испытуемым предлага­ли опустить в ящик (а) водительское удо­стоверение (слабый риск) или (б) руку (сильный риск) и предлагали принять решение: можно ли экспериментатору повторить заклинание.

В условиях слабого риска лишь 12% испытуемых запретили экспериментато­ру повторить заклинание; в условиях же сильного риска, 50% испытуемых запре­тили повтор заклинания и обосновали свое решение так, как если бы они дей­ствительно верили в магическое воздей­ствие.

В другом опыте испытуемым предла­гали представить, что к ним на улице подошла ведьма и предложила наложить заклинание на их будущую жизнь (Subbotsky, 2007).

Одним испытуемым говорили, что цель заклятия – сделать их здоровыми, богатыми и счастливыми на всю жизнь (позитивное заклинание), другим – что цель заклинания сделать их слугами тем­ных сил (негативное заклинание).

Предварительные опыты показали, что испытуемые, утверждающие, что они не верят в магию, реагируют на по­зитивное заклятие неоднозначно: поло­вина принимает заклятие, а половина отвергает (Subbotsky, 2005). Если утвер­ждение испытуемых о неверии в магию истинно, то они должны в такой же про­порции принимать и отвергать негатив­ное заклятие, цена неверия в которое намного выше, чем цена неверия в по­зитивное заклятие. Если же утверждение испытуемых об их неверии в магию лож-

Но, то количество испытуемых, отвер­гающих негативное заклятие, должно быть значительно выше 50%, что и ока­залось в итоге (рисунок 9).

Эффект 6.2. Когда защиты ослабле­Ны, взрослые возвращаются к магическо­Му поведению: фактор любопытства.

Другой способ преодолеть защиты – это сделать магию объектом исследова­ния. Исследование феноменов, в кото­рые люди, по их утверждению, не верят, не противоречит официально принятым научным взглядам и одновременно по­зволяет человеку «играть» с запрещен­ной реальностью.

Если ВВМ находится в подсознании, то, при прочих равных условиях, новое и необычное событие будет вызывать более сильное любопытство и исследо­вательское поведение, если оно пред­ставлено как проявление сверхъестест­венного, чем если оно представлено как непонятное, но естественное событие (эффект «невозможное над возмож­ным», или Н/В эффект).

Испытуемым показывали необыч­ный эффект (необъяснимое разруше­ние физического объекта в пустом де­ревянном ящике) и представляли его либо как результат магического закли­нания (невозможное событие), либо как результат дистантного действия не­известного прибора (возможное собы­тие) (Subbotsky, 2009b).

Как дети, так и взрослые проявили Н/В эффект. Они намного чаще готовы были пойти на умеренный риск для того, чтобы исследовать невозможное собы­тие, чем для того, чтобы исследовать воз­можное событие (рисунки 10 и 11).

Эффект 7. В отличие от западных об­Разованных взрослых, необразованные жители традиционных культур будут

Проявлять высокий уровень веры в магию Как в своих вербальных суждениях, так и В практических действиях.

Эксперименты, в которых испытуе­мые подвергались слабому (вспомним ситуацию, когда под угрозой был до­кумент) или сильному (рука под угро­зой) риску при отрицании своей веры в магию были воспроизведены в сель­ских районах центральной Мексики (Subbotsky & Quinteros, 2002).

Как и предполагалось, в условиях сла­бого риска мексиканцы показали значи­тельно более высокий уровень веры в магию, чем британцы, как в своих вер­бальных суждениях, так и в действиях (рисунок 12). Интересно, что в условиях сильного риска эта разница сохранилась лишь на уровне вербальных суждений.

На уровне реального поведения бри­танцы проявили веру в магическое поч­ти в такой же степени, как и мексикан­цы (рисунок 13).

Старый Взгляд

На Магические Верования

У Современных

Представителей

Западных Культур

Этот взгляд сформировался в первой половине ХХ столетия и был отражен в работах по культурной антропологии (Frazer, 1923; Levy-Bruhl, 1926/1966; Taylor, 1929) и психологии развития (Buler, 1930; Piaget, 1929/1971).

Согласно этому взгляду, вера в магию представляет собой устаревшую форму мышления, которая существовала у большинства людей в предшествующие века и существует у ребенка-дошкольни­ка сегодня, но исчезает у старших детей и взрослых, оставаясь лишь у небольшо­го числа суеверных индивидуумов.



Рисунок 6. Процент испытуемых,

Воспроизводивших неправильный

Порядок событий в экспериментальной

(исчезновение) и контрольной сериях,

Как функция возраста

Рисунок 7. Средние балльные оценки

Испытуемыми удовлетворенности своей

Жизнью как функция условия (помощь

Отклонена, магическое внушение

И контрольная группа) и времени

Рисунок 8. Процент увиденных

Сновидений как функция условия

(магическое внушение и контрольная

Группа) и типа сновидений

(заказанные, страшные и обычные)



7,95

7,07 7,16

Исчезновение

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию80 60 40 20 0

75

50

25

55

20

20 20

5

5 лет 8 лет 10 лет Взрослые

Контрольная серия

8 6 4

2

0

Помощь Магич. Контрол.

Отклонена внушение группа Эксперимент 2 недели спустя

100

90

80

60

56

40 20

26

7 3

Магичес внушен

Кое ие

Контрол групп

Ьная а

Заказанные сны Страшные сны Обычные сны


45



ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010



Новый Взгляд

Исследования последних лет приво­дят к выводу, что современные предста­вители западных культур не делятся на верующих и неверующих в магию. На бессознательном уровне каждый верит в магическое. Индивидуальные различия между людьми определяются лишь тем, как глубоко в бессознательном «залега­ет» эта вера и насколько сильна психо­логическая защита от веры в магическое.

Если новый взгляд верен, то это име­ет серьезные последствия, как для тео­рии, так и для практики.

Теоретические следствия

Вера в магию — не предмет древней истории, она живет в современном мире, уйдя на уровень бессознательного. В мире, где правит наука, вера в магиче­ское вынуждена маскироваться, сбрасы­вая свою «старую кожу» (ассоциацию с магическими силами богов и духов пред­ков) и надевая «новую кожу» (ассоциа­цию с силами общества, эволюции и ес­тественного отбора). Очищенная от сво­его сакрального контекста и определяе­мая как внушаемость, конформность и уязвимость современного человека к магическим воздействиям выживает в мире, который внешне полностью пола­гается на науку и рациональную логику (подробнее об этом см. Subbotsky, 2010, Глава 9).

Практические приложения

Как показано в психоанализе, бес­сознательные мысли и верования обла­дают энергией, и к этой энергии можно получить доступ. Если подключиться к этой энергии, ее можно использовать для решения разнообразных задач, таких как: улучшение мышления и воспри­ятия, коммерческая реклама, политиче-

Ский контроль над умами людей, воен­ный и политический террор, индустрия развлечений и др.

Использование энергии бессознатель­
ной ВВМ для улучшения мышления и
восприятия у детей.

Как показал эффект 2, демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к решению творческих когнитивных за­дач. В другом исследовании, выполнен­ном в нашей лаборатории, было пока­зано, что демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к различению фантастических и реалистическихи зри­тельных сюжетов (Slater, 2010).

Использование энергии бессознатель­
ной ВВМ для повышения эффектив­
ности коммерческой рекламы

В исследовании, выполненном в на­шей лаборатории, подросткам и взрос­лым экспонировались серии телевизи­онных коммерческих рекламных роли­ков, в которых использовались (либо не использовались) магические эффекты. Воспроизведение содержания этих ро­ликов оценивалось как немедленно после экспозиции, так и по прошествии 2 недель. При непосредственном вос­произведении магические и немагиче­ские ролики запоминались одинаково хорошо. При отсроченном же воспроиз­ведении взрослые запоминали ролики с магическими эффектами значительно лучше, чем ролики без магичесих эф­фектов (Matthews, 2010).

Использование энергии бессознатель­
ной ВВМ для целей политического
влияния

Ранние формы политического кон­троля открыто полагались на магические

Верования людей (Frazer, 1923; Jaynes, 1976; Levy-Bruhl, 1926/1966). Например, в древнем Египте власть фараона полу­чала легитимность в массовой вере в бо­жественную сущность фараона.

В современных индустриальных об­ществах политическая власть считается результатом демократических выборов, а не магических верований. Однако пси­хологические механизмы, на которых основано уважение к власти у современ­ных людей, во многих чертах совпадают с теми, на которых было основано почи­тание богов (Malinowski, 1935; Tambiah, 1990). В демократических странах сего­дня «выборы выигрываются или проиг­рываются в основном не за счет рацио­нальных доводов, а за счет апелляции к ценностям и эмоциям электората, вклю­чая и подсознательные интуитивные чувства» (Westen, 2007, p. 423). Подсоз­нательная ВВМ вполне может быть од­ним из таких интуитивных чувств. • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ для целей военного и поли­Тического террора

Урон, нанесенный японскими ками­кадзе («святой ветер») Американскому флоту в битве за Окинаву, который опре­делил решение США использовать ядер­ное оружие, показал силу веры в маги­ческое, учитывая то, что камикадзе были добровольцы, жертвовавшие своей жиз­нью ради священной цели. Антрополо­гические исследования суицидального терроризма сегодня показывают, что в основе этого вида терроризма лежат «священные ценности», которые пре­восходят по силе своего влияния эконо­мические и другие материалистические стимулы (Atran, Axelrod & Davis, 2007). Особенно важным компонентом среди



Рисунок 9. Процент испытуемых, отказавшихся принять магическое заклинание, как функция условия (личная вовлеченность или отсутствие таковой) и типа заклинания

Рисунок 10. Процент детей, пожелавших подвергнуться риску потерять свой приз ради возможности исследовать новый и необычный феномен как функция условия и возраста

Рисунок 11. Процент испытуемых, пожелавших подвергнуться риску потерять ценные для них объекты ради возможности исследовать новый и необычный феномен как функция условия и ценности объекта



100


100 80 60 40 20 0


Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

58

41

I

Личная Нет личной

Вовлеченность вовлеченности

Позитивное заклинание

Негативное заклинание

93

71

64

21

100 80 60 40

14

7

20 0

4 года 6 лет 9 лет

Магический эффект Необычный физический эффект

80 60 40 20 0

66

39

25

12

Паспорт

Водительское удостоверение

Магический эффект

Необычный физический эффект


46


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010

ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА




2. 3.

4. 5.

6. 7.

8.

Этих ценностей является религиозная вера. Было показано, что большинство палестинских суицидальных террори­стов не отличалось от обычных жителей своего этноса по уровню образования, благосостояния или умственного здоро­вья – однако «все были глубоко религи­озны, веря, что их действия санкциони­рованы священными откровениями Ис­лама» (Atran, 2003, p. 1537). Было бы ошибкой сводить феномен суицидаль­ного терроризма только к религиозной вере, однако вера в магическое единст­во с волей Бога и великую награду, ко­торая ждет мученика после смерти, не­сомненно, влияют на решение совер­шить акт суицидального террора. • Использование энергии бессознатель­Ной ВВМ в индустрии развлечений

Как показал эффект 6.3, дети и взрослые готовы значительно чаще пойти на умеренный риск для того, что­бы исследовать сверхъестественные со­бытия, чем для того, чтобы исследовать равно необъяснимые и новые естест­венные явления. Этот эффект объясня­ет необычайный коммерческий успех таких шедевров индустрии развлече­ний, как «Гарри Поттер» Роулингс, «Властелин Колец» Толкиена и «Ава-тар» Камерона.

В современном мире многие рацио­нально настроенные взрослые поддают­ся искушению магии, когда дело идет о развлечениях. Это искушение, несо­мненно, черпает свою силу в энергии бессознательной ВВМ.

Заключение

Из руин старого взгляда на ВВМ воз­никает новая дисциплина: возрастно-когнитивная наука о магическом мыш-

Рисунок 12. Процент испытуемых,

Признавших свою веру в эффект

Магического заклинания в условиях

Слабого риска, как функция типа

Признания (вербальное или реальное

Поведение) и типа культуры (британцы

Или мексиканцы)

85

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

71

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию

19

12

Реальное поведение

Мексиканцы

Вербальное поведение

Британцы

100 80 60 40 20 0

Лении и магических верованиях у совре­менных людей. Эта наука уже добилась первых успехов. Потенциально эта дис­циплина может объединить и объяснить феномены, которые до сих пор исследо­вались отдельно друг от друга или оста­вались необъясненными (такие, как ма­гические и религиозные верования, не­прямые техники внушения и убеждения, некоторые техники «промывания моз­гов», психологические эффекты в облас­ти чувства отвращения и страха зараже­ния, привлекательность психоделиче­ских наркотиков, суеверия и веру в па­ранормальные феномены и многие дру­гие явления, которые используют скры­тую энергию магического сознания).

Литература

1.

Субботский Е. Восприятие дошкольни­ками необычных явлений // Вестник Моск. ун–та. Серия 14. Психология. – 1984. – №1. – С. 17–31. Atran S. Genesis of suicidal terrorism. – Sci­ence, 2999. – 2003. – P. 1534–1539. Atran S., Axelrod R., Davis R. Sacred barri­ers to conflict resolution // Science. – 2007. – 317. – P. 1039–1040. Buler K. Die geistige Entwicklung des Kindes. – Jena: Gustav Fisher, 1930. Frazer J. G. The golden bough: A study in magic and religion. – London: Macmillan & Co. Ltd., 1923.

Freud S. A general introduction to psychoa­nalysis. – New York: Liveright, 1935. Harris P. L., Brown E., Marriot C., Whittal S., Harmer S. Monsters, ghosts and witches: Testing the limits of the fantasy–reality dis­tinction in young children // British Journal of Developmental Psychology. – 1991. – 9. – P. 105–123.

Jaynes J. The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. – Boston: Houghton Mifflin, 1976.

Рисунок 13. Процент испытуемых,

Признавших свою веру в эффект

Магического заклинания в условиях

Сильного риска, как функция типа

Признания (вербальное или реальное

Поведение) и типа культуры (британцы

Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магиюИли мексиканцы)

100 80 60 40 20

Реальное поведение

Мексиканцы

Вербальное поведение

Британцы


0

9. Levy-Bruhl L. Primitive mentality. – Boston: Beacon Press, 1966 (Original work published – 1923).

10. Matthews J. Magical thinking and commer­cial advertising: Adolescents’ and adults’ memories for magical and non–magical ad­verts. A dissertation in partial fulfilment of the requirements for the degree of BSc (Hon) in Psychology. – Lancaster University, Psychol­ogy Department, UK, 2010.

11. Piaget J. The child’s conception of the world. – London: Routledge & Kegan Paul, 1971 (Original work published – 1929).

12. Slater E. Does exposure to magical media af­fect children’s ability to make fantasy reality distinction? A dissertation submitted to Lan­caster University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Bsc (Hons) in Psychology. – 2010.

13. Subbotsky E. V. Explaining impossible phe­nomena: Object permanence beliefs and memory failures in adults // Memory. – 1996. – 4. – P. 199–223.

14. Subbotsky E. V. Causal explanations of events by children and adults: Can alternative causal modes coexist in one mind? // British Jour­nal of Developmental Psychology. – 2001. – 19. – P. 23–46.

15. Subbotsky E. Magical thinking in judgments of causation: Can anomalous phenomena af­fect ontological causal beliefs in children and adults? // British Journal of Developmental Psychology. – 2004. – 22. – P. 123–152.

16. Subbotsky E. The permanence of mental ob­jects: Testing magical thinking on perceived and imaginary realities // Developmental Psychology – 2005. – 41. – P. 301–318.

17. Subbotsky E. Children’s and adults’ reactions to magical and ordinary suggestion: Are sug­gestibility and magical thinking psychologi­cally close relatives? // British Journal of Psy­chology. – 2007. – 98. – P. 547–574.

18. Subbotsky E. Can magical intervention affect subjective experiences? Adults’ reactions to magical suggestion // British Journal of Psy­chology. – 2009a. – 100. – P. 517–537.

19. Subbotsky E. Curiosity and exploratory behavior towards possible and impossible events in children and adults // British Jour­nal of Psychology accepted for publication. – 2009b.

20. Subbotsky E. Magic and the mind. Mecha­nisms, functions and development of magi­cal thinking and behavior. – New York: Ox­ford University Press, 2010.

21. Subbotsky E., Chesnokova O., Greenfield S. Object permanence beliefs and memory fail­ures in children and adults. – Paper presented at the conference on memory, University of Tsukuba, Japan, March 8–10, 2002.

22. Subbotsky E., Hysted C., Jones N. Watching Harry Potter: Magical thinking 17 and crea­tivity in children. – Unpublished manuscript. – 2009.

23. Subbotsky E., Quinteros G. Do cultural fac­tors affect causal beliefs? Rational and magi­cal thinking in Britain and Mexico // Brit­ish Journal of Psychology. – 2002. – 93. – P. 519–543.

24. Taylor E. B. Primitive culture. – Vol. 1. – London: J. Murray, 1929.


47



ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(3) 2010