Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений
П. Т. Тюрин
Тюрин Павел Трофимович
Доктор психологии, ассоциированный профессор Балтийского института психологии и менеджмента, Действительный член Российской Академии педагогических и социальных наук.
В психологической литературе накоплено огромное количество данных, посвященных зрительному восприятию движения. Вместе с тем, признавая, что восприятие движения не совпадает с восприятием самих движущихся объектов, в психологии практически отсутствуют сведения об исследованиях собственно психологического переживания движения.
В середине прошлого столетия Дж. Гибсон (J. Gibson) в ряде исследований показал, что в целостном строе движущейся точки наблюдения в ДинамичесКой, текучей перспективе Одна половина объемлющего оптического потока имеет Центробежный паттерн, другая имеет Центростремительный. Следовательно, движение осуществляется по направлению к фокусу, в котором происходит расширение, т. е. обратном к фокусу сжатия [2].
Опыт показывает, что субъективные ощущения, возникающие у наблюдателя при восприятии НабегающеГо И Убегающего Движений, имеют принципиальные отличия. При этом уместно вспомнить закономерность изменения воспринимаемой частоты и длины волн при движении их источника (эффект Допплера) – при набегании акустической волны звук кажется выше, а если волна убегает – ниже, смещаясь в инфразвуковую область.
Этот эффект имеет место и для световых и других волн (Допплерография), и он сохраняется, если движется не только источник излучения, но и сам наблюдатель.
Человек, находясь на переднем сиденье автомобиля, наблюдает Центробежное расширение – набегающее на него расширяющееся пространство. Набегающее движение дороги постоянно что-то приносит все ближе и ближе, объекты становятся более четкими и удобными для детального рассмотрения; это – движение На-встречу. Далекое делается близким и как бы имитирует внимание к субъекту; оно, как прибавление неких новых возможностей, дарит себя; приближающий поток образов как ветер обтекает наблюдателя. Поэтому, не исключено, что положительный тонус переживаний, связанный с центробежным расширением, индуцирует такое состояние водителя, которое побуждает его ускорить движение к притягивающему источнику.
Когда же наблюдатель сидит спиной к движению, то его взору открывается Центростремительное движение – в поле зрения происходит сужение и замыкание пространства, объекты убегают от него и утрачивают определенность, они уходят в глубину, в перспективу, к точке схода и в ней исче-
104
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • №1(7) 2012
ИССЛЕДОВАНИЯ
Зают. Уходящие вдаль объекты становятся своеобразными знаками расставания, отступления или брошенности. Все, что появляется в поле зрения, удаляется, уменьшается, сжимается, сворачивается – зрелище непрерывной утраты, убывания, завершения, ухода и исчезновения в условиях ухудшающейся видимости навевает безотчетное чувство тревоги и печали. Негативная тональность переживаний при наблюдении центростремительного движения возникает и в том случае, когда в поле восприятия человека, движущегося вперед и наблюдающего центробежное расширение, вторгается обгоняющая его машина. Она встраивает в его Центробежный Поток Центростремительный Паттерн, при этом перед человеком возникают образы центробежного сужения, что может вызывать желание к его преодолению – обгону.
Эти особенности переживания разнонаправленных движений, хотя и косвенно, перекликаются с положениями К. Левина (K. Lewin), согласно которым приближение к объекту несет в себе положительную валентность, а его избегание – отрицательную, что особенно явно проявляется в ситуациях, когда субъект не руководствуется каким-либо дифференцированным намерением [3].
В центробежном (набегающем) движении постепенное появление из-за линии горизонта все новых и новых объектов с нарастающим увеличением их масс, которые после максимального приближения мгновенно исчезают, контрастирует с перцептивными эффектами центростремительного (убегающего) движения – момент появления предметов в поле зрения сзади тут же сменяется ухудшающимися условиями наблюдения удаляющихся объектов.
Когда человек видит направление движения, он в состоянии контролировать приближение предметов, что, посредством зрительной кинестезии, обеспечивает ему возможность самовосприятия и определения собственного места в потоке движения.
Когда наблюдатель развернут противоположно движению, он лишается какой-либо возможности предвидеть, где он окажется в следующий момент; его несет в неизвестность, и он не может подготовиться к возникающему перед ним и непрерывно ме-
Рисунок 1. Таким предстает наблюдателю структура оптического потока
При взгляде вперед (по Дж. Гибсону).
Няющемуся полю восприятия, это порождает чувство неопределенности, неуверенности и бессилия. Неожиданно выскакивающие из-за спины объекты исключают возможность их предварительной фиксации – внезапно возникнув, они устремляются прочь в глубину пространства, уменьшаясь в размерах и заслоняясь новыми уходящими объектами.
Локомоция наблюдателя, который находится в Центре Объемлющего потока, что соответствует «настоящему» на оси движения, постоянно сдвигает фронт/плоскость, разделяющую центробежный и центростремительный потоки, и его взору открывается только то, что было – «прошлое», а перспектива будущего находится по другую сторону оси и скрыта от него. Наблюдение уходящего уже прошлого, по-
Рисунок 2. Пример оптической иллюзии – увеличения и уменьшения величины, Совпадающих с образами расширения и сжатия при наблюдении центробежного
И центростремительного движений
105
ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • №1(7) 2012
Сопутствует ожидание их появления в поле зрения. Однако, если смена набегающих объектов оказывается достаточно однообразной, и оно начинает переживаться как «чистое» движение, то ожидание изменений и какой-либо новизны «переносится» в ментальную сферу. Это проявляется в работе воображения, рождении ассоциаций и идей, замещающих отсутствие восприятия реальных изменений, что придает смысл «бессодержательному» движению. По-видимому, сходный механизм однообразного восприятия лежит в основе известного феномена «дорожного гипноза» и связанной с ним высокой аварийностью на дорогах. Во время движения на однообразных прямых трассах, где длительное время нет смены ландшафта, возникает монотония. В результате человек засыпает или находятся в «пограничном» состоянии (он еще не спит, но уже и не бодрствует, или, как говорят водители, «глаза открыты, а мысли далеко-далеко»). Тогда водитель уже может не осознавать, что его машина в течение какого-то времени оставалась полностью неуправляемой. Такое состояние развивается, когда ситуация на дороге не является напряженной, где почти нет встречных машин, и водителю кажется, что дорожная ситуация как будто не нуждается в повышенном внимании и можно думать о чем-то своем.
Вероятно, психологические эффекты, возникающие при наблюдении движения вперед и, соответственно, расширяющегося пространства, согласуются с психологическими состояниями, возникающими при активизации дивергентного мышления. В поддержку соображения о присутствии креативного компонента в переживании «положительно заряженного» движения можно привести утверждение А. Эйнштейна. Он, по свидетельству Ж. Адамара (J. Hadamard), считал, что первоначально образы в его сознании близки к зрительным и моторным представлениям, которые произвольно порождаются и комбинируются, и что этот начальный период в творчестве является существенным эмоциональным базисом продуктивного мышления в целом [1].
Творческий характер-смысл набегающего движения, когда само ДвижеНие вперед Становится подобием или замещением цели, совершенно отчет-
Ливо присутствует в фильме Александра Сокурова «Пример интонации» (1991 г.), финальная часть которого посвящена только виду набегающей на зрителя дороги из мчащейся вперед автомашины – около 8-и минут (непривычно долго для сравнительно короткого фильма).
На характер переживания человеком движения влияет множество факторов – мысли, связанные с целью поездки, с тем, что его ожидает по месту прибытия, готовность к угрозе, напряженность обстановки на дороге, вибрация, чувство комфорта передвижения и т. д. Поэтому, признаки креативности в переживаниях движения вперед (которые могут быть лишь благоприятным фоном, но не собственно механизмом творчества) становятся более заметны, когда человек не обременен теми или иными беспокоящими факторами и размышлениями.
Данную статью следует рассматривать, лишь как предварительное сообщение. Отмеченные в ней феномены переживаний при восприятии разнонаправленных движений требуют систематических экспериментальных исследований. Последние помогут ответить, в частности, на такие вопросы: каков характер изменений в указанных переживаниях при локомоции наблюдателя в туннеле и на открытом
Пространстве; насколько совпадают указанные феномены в восприятии реального движения и происходящего на симуляторах движения – мониторах тренажеров, в оптических иллюзиях; не является ли положительный характер переживаний, связанный центробежным расширением, одной
Из причин превышения допустимой скорости на дороге (в совокупности с другими факторами – тщеславием водителя, его неопытностью, «синдромом обгона» как стремления к преодолению возникшего «препятствия»; нежеланием следовать в фарватере других машин, но быть «впереди всех»); не связана ли психологическая зависимость спортсменов-гонщиков и рокеров от гоночного увлечения с эй-форической притягательностью набегающего движения дороги и др.
Список Литературы:
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в математике: Монография. – М.: Советское радио, 1970. – С. 79.
2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Монография. – М.: Прогресс, 1988. – С. 183.
3. Левин К. Теория поля в социальных на
уках. – СПб: Ювента, 2000. – 406 с.
4. Шифман Х. Ощущение и восприятие:
Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2003.
– С. 435.
106
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • №1(7) 2012
ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 301.085, 159.918, 159.9(075.8)