Тяжело. Очень тяжело

Ощущение усталости, граничащей с надрывом. Но для повседневных дел сил хватает. Только скорость упала. По сухой чистой прямой дороге, среди бела дня — Не больше шестидесяти. По извилистой — тридцать. Нога автоМатически сбрасывает газ. Говорю медленно. Медленно переСтавляю посуду на столе. Как будто возвращаюсь в жизнь после Тяжелой болезни.

У художника Ивана Крамского есть картина под названием «Выздоравливающая». Девушка, поддерживаемая сиделкой, впервые за долгое время выходит на крыльцо дома. Все контуры на картине - размыты, смазаны, как при головокружении. Вот и у меня примерно так же. Будто воздух стал плотным и вязким, и мне приходится преодолевать его непривычное сопротивление. Но с каждым часом становится все легче. Легче дышать, легче думать. Я и не знала, что бывает такое.

Оказывается, очищение души сродни очищению тела. Наш Кишечник, когда он полон, не спрашивает у нас разрешения на Собственное освобождение. Он не дает нам жить, пока мы не выполним его жестких требований! Выздоравливающая душа проявляет такую же твердость настроя. Переработанный психологический материал должен быть отброшен тотчас! По поступлении сигнала о том, что душа переполнена эмоциональной грязью.

169


Какая я молодец: кропотливым ежедневным трудом в течеНие без малого двух лет я подготовила условия для того, чтобы мой организм заработал в режиме самоочищения.

Я знала, что в Ростове, на еженедельных группах, которые Проводит М. Е., многие люди плачут, читая свои биографии, и Плачут годами. «Чем больше грязи выходит наружу, тем легче Жить. Тем лучше потом идут дела», - я слышала это сотни раз. Но я ни разу не сталкивалась с рассказом о то^ что кто^дибо Проводил подобную работу самостоятельно. Может быть, тол ь-ко М. Е. чистил себя сам, без посторонней помощи: «Плакал так, Что назрела опухоль. Пришлось удалять».

По силам ли мне это дело? Выдержу ли? Не знаю. Но остаНовить отрывающийся от земли самолет невозможно — слишКом велика сила инерции. Постараюсь обеспечить самолету своЕй жизни чистую взлетную полосу и спокойно поддерживать Правильный курс.

/L/L.OZZOOS.T>JMAvCib $Оль*х>

Недавно вычитала в каком-то интервью с каким-то театральНым режиссером: «У нас мало хороших спектаклей. Чтобы роДился хороший спектакль, нужно много думать. А думать—больНо...» Что-то в этом есть.

Когда с детства не привык думать, начинать думать в 36 лет -Действительно больно.

Больно начинать бегать по лестнице, если довел себя до Одышки и поломку лифта воспринимаешь как трагедию. БольНо по два-три часа заниматься сексом с мощным спортивным партнером, если до этого весь твой интимный опыт состоял из Прокуренных трехминутных хлюпиков. Но эта боль не имеет Ничего общего с недавней безысходной болью слепого, глухоГо, горбатого создания, вздрагивающего по утрам от необходиМости вставать с кровати, куда-то идти, кому-то что-то говоРить.

Нет! Эта боль - боль ребенка, который только что с коленок Встал на ноги и пытается сделать первый шаг. Он замирает, приСлушивается к себе. В его голове происходят точные расчеты Каждого движения. Он сосредоточен, он учится делать дело. Непривычные к ходьбе мышцы включаются в новый режим. Он

170


Падает. Раз, другой, третий. Но как он падает! Мягко, осторожно. Сначала он научился падать! И после каждого падения он встает все уверенней, и все звонче смеется оттого, что стал еще сильней, чем прежде.

Могу ли я отказаться от боли в тренирующихся мышцах души? Нет. Это означало бы отказаться от жизни. Ничего, ничего. Боль пройдет. Останется только сила.

Попробую записать вчерашние разговоры с Андреем. В момент переживания радости ничего не хочется анализировать. А сегодня уже появилось четкое осознание причины успеха общения. Многие правильные ходы я делаю на автомате, некоторые - обдумывая в процессе делания и прилагая усилия, чтобы не напортачить. В целом получается очень хорошо.

Накануне договорились, что я приеду в гараж. Три месяца не была на яме, пришла пора для профилактической диагностики. Подъехала к месту Ровно В 12. Как здорово, что не опоздала. Пока еще у меня не всегда получается не опаздывать. Но я очень стараюсь быть пунктуальной. Это производит сильное впечатление.

Подходит Андрюха, веселый, сияющий не хуже, чем яркое зимнее солнце.

«Здравствуйте, Татьяна... Сергеевна».

«Здравствуйте, Андрей».

Я поняла, что его развеселило. Моя реакция на то, что он был несколько занят с предыдущим клиентом. То, что я спокойно заняла себя делами, дав ему возможность доделать его дела. Он часто рассказывал мне, как мучается с клиентами, не способными подождать ни минуты. Поэтому мое спокойное ожидание всегда действует на него покоряюще. Я отличаюсь от других.

Конечно же дело не во мне и не в клиентах. Зачем ему стараться угодить нетерпеливым клиентам, когда он — большой мастер? Зачем «мучиться» с ними? Но он - такой. Он пока еще хочет всем понравиться. Я не могу изменить человека. Я люблю его такого, какой он есть. Я просто веду себя Правильно, по-людСки. А когда ведешь себя правильно, найдешь общий язык с кем угодно. И не надо при этом Никого менять. Просто на неосознаваемом уровне у Андрея фиксируется ощущение, что ему со мной легко. И он улыбается.

Он так красиво улыбается1 Иногда ему хочется расхохотаться, я это вижу. Но маленький мальчик, живущий в моем боль-

171


Шом, плечистом Аполлоне, хорошо помнит мамины слова: «Замолчи! Чего орешь! Иди отсюда! Смех без причины — признак дурачины!» И улыбка тут же превращается в неловкую гримасу, сводя какой-то жуткой судорогой всю нижнюю часть лица. Я помню слова ME: «Перестаньте общаться со своими мамами и папами в моем лице. Общайтесь со мной! Я - совсем другой человек!»

Андрей, милый Андрей, когда же ты увидишь меня? Меня, а не свою тиранскую мамашу? Я хочу, чтобы ты хохотал! На весь лес! На всю деревню! На весь мир! Если бы ты только знал, как ты прекрасен, когда смеешься!

Загнал машину в гараж. Сидит в водительском кресле, разбирается с сигнализацией. Я сижу рядом, на пассажирском месте. Выходит из машины, оставив дверку приоткрытой. Автомобиль начинает издавать ритмичные звуки, напоминающие о необходимости закрыть дверь. Я сижу, не шевелясь. Хотя в первый момент слабое желание протянуть руку и захлопнуть дверку - было. Раньше бы я так и поступила. Но теперь я умею ДуМать! Если Андрюха оставил дверку открытой, значит, ему Так Надо. Видимо, собирался быстро что-то взять со стенда на стене и сесть обратно. Но пришлось задержаться, возится с тестером у входа в гараж. Продолжаю наблюдать, что же будет. И точно, минуты через три он подходит, быстрым движением закрывает водительскую дверку и возвращается ко входу.

Я — в восторге от себя! Я продвинулась еще дальше в понимании необходимости Знать свое место. И Еще больше укрепила свою лидерскую позицию в глазах Андрея. Я не помешала ему снова! И ощущение легкости от общения со мной еще больше укрепилось в его душе,

Когда я бываю рядом со своим дорогим механиком, я впадаю в блаженный транс. Господи, что я такого хорошего сделала, что ты послал мне этого человека? Мне кажется, если бы он жил со мной рядом, я сошла бы с ума от счастья!

Но это мое счастье — особого свойства. Это счастье От осозНания душевных сокровищ любимого мной человека. Счастье от возможности общаться вот так, позволяя себе наслаждаться каждой минутой общения.

В этом моем сегодняшнем счастье нет ничего от прежних, невротических «счастий», главной целью которых было спасение меня от одиночества. Сейчас я счастлива Осознанным, сво-

172


Бодным, Разумным счастьем. Я Не умру от того, что Андрей не лсивет со мной, и даже не впаду от этого в депрессию, Я запомню это состояние и, встретив человека, похожего на Андрея способностью вызывать во мне подобное блаженство, не упущу шанса попытать свою удачу

«Андрей, выставь мне, пожалуйста, счет». Вскидывает глаза: «Знаешь, ты — удивительная. У меня очень мало клиентов, которые платят мне за диагностику». «Ну что ж, пускай они не платят. А я хочу заплатить. Моя машина — в порядке?» «Да, твоя машина - в полном порядке».

«Я думаю, это дорогого стоит? Мне не нужно тратить силы на то, чтобы беспокоиться о ней?» «Нет, тебе не нужно тратить на это силы». Я рассчитываюсь и осторожно достаю из «бардачка» пакет с сухофруктами и орешками. Осторожно, потому что раньше бывало, что Андрей, испугавшись слишком сильного ощущения близости, отказывался брать у меня маленькие подарки. «Конечно же ты не возьмешь это от меня?»

В больших серых глазах механика - восторг, признательность, нежность, любовь, восхищение и много еще такого, от чего мои эмоциональные крылья разворачиваются до самого неба! «Возьму, я как раз проголодался». «Спасибо, Андрюш. Понимаешь, не все можно оценить деньгами, есть же еще душа, которая тоже хочет себя выразить». «Спасибо». «Спасибо Тебе. Пока».

Поворачиваю за угол и вот тут разрешаю себе выплеснуть чувства.

Слезы, бесконечные слезы текут по горячим щекам. Вместе с пудрой и тушью. Вместе с прежними невротическими желаниями «добиться взаимной любви».

Утекают в никуда, уступая законное место восторгу от себя самой, нынешней.

От того, как легко и чудесно - уметь любить человека!

(Катарсис и инсайты у Татьяны продолжаются. К сожалеНию, одного инсайта бывает недостаточно. Мне организм лично-Сти невротика представляется как большой психологический гнойНик. Когда его вскрываешь, становится легче, но если весь гной не Выходит, то через какое-то время опять становится хуже, опять Необходимо работать над собой.

К сожалению, многие, после первого улучшения прекращающие Эту работу, через какое-то время опять оказываются в болоте

173


Сценария, ибо не счистили с себя всю траву, которая пристала к Ним, когда они выбрались из болота сценария. В общем, как сказал Поэт, «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Сама Татьяна еще психологически не вполне здорова, хотя темп Выздоровления очень бурный. Но ведь любит она тоже не вполне Здорового человека, а довольно-таки глубокого невротика.

А чтобы вам не влипнуть, дорогие мои читатели, я хочу вам Рассказать о том, как любит невротик. Это мой конспект К Хорни с моими комментариями и добавлениями. В общем, если узНаете в ваших возлюбленных описанных здесь лиц, или разводитесь, Или обучитесь, как ими управлять. Невротики в принципе очень Хорошие люди. У меня к ним глубокая симпатия. Им можно по-Мочь, но только в том случае, если они сами поймут, что им нужНо перестраиваться.