Книги по психологии

МОЖНО ЛИ РАЗВИТЬ КРЕАТИВНОСТЬ ПУТЕМ САМООБУЧЕНИЯ?
О - Об интеллекте

Скорее всего, да. Я обнаружил, что существуют способы, помогаю­щие найти полезные аналогии при решении задач. Во-первых, нужно исходить из предположения, что поставленная задача является разре­шимой. Слишком часто люди бросают начатое на полпути. Вы должны быть уверены в том, что решение просто ждет, и готовыми к тому, что упорно размышлять о поставленной задаче придется достаточно долго.

Во-вторых, не нужно останавливать блуждания собственной мыс­ли. Вашему мозгу нужны время и пространство для того, чтобы найти решение. Поиск решения равнозначен для мозга поиску аналогии, су­ществующей во внешнем мире или хранящейся в вашей коре головного мозга. Согласно модели “Память-предсказание”, в работе над любой проблемой вы должны искать разные перспективы ее рассмотрения, повышая тем самым вероятность найти аналогию с прошлым опытом. Не зацикливайтесь на якобы единственно возможном подходе! Попро­буйте разбить задачу на несколько частей и переставить их в другом по­рядке, как в буквальном, так и в переносном смысле. Когда я играю в со­ставление слов из букв одного длинного слова, то периодически меняю порядок составляющих. Дело совсем не в том, что перестановка букв помогает мне придумать новое слово, а в том, что разные комбинации букв могут напомнить мне слова или их части, которые станут частью решения задачи. Если вы смотрите на изображение чего-либо, и рису­нок ни о чем вам не говорит, попробуйте представить его перевернутым, или изменить цвета, или взглянуть на него под другим углом. Напри­мер, в процессе размышлений о том, как поступающие из окружающей среды в зону V1 сигналы вызывают активизацию инвариантных репре­зентаций в зоне 1Т, я зашел в тупик. Тогда я задал себе обратный вопрос: как постоянный сигнал из зоны 1Т может приводить к возникновению различных прогнозов в VI? В конечном счете я понял, что VI не стоит рассматривать как однородную зону коры головного мозга.

Чем бы вы ни занимались, порой вы можете зайти в тупик. В та­ком случае отвлекитесь немного, смените вид деятельности. Потом по­пытайтесь переформулировать свою задачу. Возможно, поиск верного решения займет дни или недели, но рано или поздно вы добьетесь своего. Цель состоит в том, чтобы найти аналогичную ситуацию в вашем прош­лом или настоящем опыте. Чтобы достичь успеха, вы должны постоянно держать свою цель в голове, но при этом иногда отвлекаться, чтобы ваш мозг имел возможность поискать аналогичное воспоминание.

Приведу еще один пример того, как переформулирование задачи способствовало нахождению правильного решения. В 1994 году мы с коллегами искали способ ввода текста в карманных компьютерах. Все сосредоточились на создании программного обеспечения для рас­познавания написанного от руки текста. Мысль была такая: раз чело­век может писать от руки на листе бумаги, точно так же можно писать и на мониторе компьютера. К сожалению, оказалось, что данная задача крайне сложна — еще один пример того, что способности компьютера и человеческого мозга несравнимы. Причина в том, что мозг использует как информацию, хранящуюся в памяти, так и текущий контекст, чтобы прогнозировать, что будет написано дальше. Буквы и слова, трудно рас­познаваемые по отдельности, очень легко идентифицируются в контекс­те. Набор сигналов, распознаваемых компьютером, не является доста­точным для решения поставленной задачи. Я разработал архитектуру нескольких компьютеров, использующих традиционное распознавание почерка, но ни одна из них не оказалась достаточно функциональной.

Несколько лет я бился над тем, чтобы улучшить работу этого про­граммного обеспечения, пока не понял, что зашел в тупик. Тогда я ре­шил сменить угол зрения на проблему и задумался над аналогичными задачами. Я спросил себя: “Как мы вводим текст в стационарных ком­пьютерах? Печатаем на клавиатуре. А откуда мы знаем, как нам нужно печатать на клавиатуре? В общем-то это не так просто. Ведь это сравни­тельно новое изобретение, требующее времени для обучения. Печатать на клавиатуре посредством ударов пальцами непросто, это не интуи­тивное знание, оно нисколько не напоминает письмо от руки, однако миллионы людей смогли овладеть им. Почему? Потому, что это рабо­тает”. Дальше мои размышления сместились к построению аналогий: “Возможно, я придумаю систему текстового ввода, не обязательно ин­туитивную, которую придется изучить, но люди будут ее использовать, потому что она окажется работающей”.

Я прошел через описанный процесс, используя печатание на клавиа­туре как аналогию для решения задачи введения текста в компьютер с помощью письма ручкой по дисплею. Я учитывал, что пользователи с готовностью берутся за освоение печати на клавиатуре, потому что это надежный и быстрый способ ввода текста в компьютер. Значит, если мы сможем придумать новый способ ввода текста при помощи ручки, кото­рый будет быстрым и надежным, то люди согласятся его использовать, даже если потребуется обучение. И вот я придумал алфавит, который надежно переводил рукописный текст в компьютерный. Впоследствии мы назвали его Graffiti. В традиционной системе распознавания руко­писного текста вы не можете выяснить причины возможных ошибок компьютера. Система Graffiti всегда воссоздает правильные буквы — при условии, что при письме не допущено ошибок. Наш мозг ненавидит неопределенность, именно поэтому традиционные системы распознава­ния рукописного текста не пользуются популярностью.

Многие считали Graffiti исключительно глупым изобретением. Я по­шел наперекор всем ожиданиям в отношении компьютеров. Сакральным заклинанием того периода было: компьютер должен приспосабливать­ся к пользователю, а не наоборот. Тем не менее я был полон увереннос­ти, что люди примут мое нововведение точно так же, как они приняли клавиатуру. Система Graffiti оказалась хорошим инженерным реше­нием и вскоре обрела широкую популярность. И хотя я до сих пор нередко слышу мнение, что компьютеры должны приспосабливаться к пользователям, а не наоборот, это не всегда верно. Наш мозг отдает предпочтение системам, которые являются последовательными и про­гнозируемыми, к тому же нам нравиться приобретать новые навыки.