СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕБЕНКА

I

Действительная перестройка психологии на базе монистически - материалистического понимания ее предмета и об'ективнои методологии исследования приводит с неизбежностью, с одной стороны, к выключению из сферы психологической проблематики одних проблем, тех, которые являются специфическими для дуалистической и суб'ек - гивной психологии и утрачивают какое-бы то ни было научное значение в системе об‘ективной монистически-материалистической психологии, а с другой стороны, к возникновению и постановке совершенно новых проблем, таких, которые в старой психологии не могли возникнуть, будучи чужды самому ее существу, а в психологии новой являются основными проблемами, наиболее ярко выявляющими ее научную сущность.

Изучал деятельность человека, как таковую, как активность ее, выявляемую во взаимоотношениях с окружающей средой в процессах поведения, научная психология, в качестве одной из основых своих проблем, имеет проблему структурного анализа процессов поведения.

Эта проблема, являясь специфической и характерной для психологии, как науки о поведении, вместе с тем представляет собой ту первоначальную проблему, которая вводит в исследование процесса поведения, как такового, и как некоторого целостного образования.

III

Основные задачи структурного анализа процессов поведения:

А) выделение основных структурных элементов процесса на предмет изучения свойств и особенностей каждого из них;

Б) изучение взаимоотношений между основными структурными элементами на предмет определения условий и факторов детерминации процесса;

В) установление основных структурных форм процесса поведения, условий образования каждой формы, их общих свойств и отличительных особенностей;

Г) исследование структурных свойств и особенностей различных видов (или типов) деятельности, обобщаемых и различаемых* в таких понятиях, как игра, труд и др. виды деятельности; анализ основных структурных элементов, их взаимоотношений (детерминация процесса) и образуемых ими структурных форм должен вскрыть как общую основу процессов разных видов, так и их своеобразные черты.

IV

Основными элементами в структуре каждого процесса являются стимул и реакция, образующие в связи друг с другом целостное образование—единый акт поведения. Однако, значение каждой реакции не может быть отнесено всецело за счет соответственного непосредственного стимула, поскольку наг возникновение и течение ее оказывает несомненное влияние и та общая ситуация—внешняя и внутренняя,—на фоне которой действует тот или иной стимул. Таким образом, с фоном общей ситуации необходимо считаться при анализе, как с одним из основных элементов структуры процесса.

V

Условия, определяющие структурность процесса, в разных случаях могут быть различными, в соответствии с чем находится то обстоятельство, что анализ структур вскрывает образования, отличающиеся одно от другого, как по их общему характеру или структурной форме, так и по степени сложности. Последовательно усложняющийся ряд этих условий представляется в следующем виде:

А) процесс представляет одноактное образование типа рефлекса, в котором элементарный стимул влечет за собой определенную и столь же элементарную реакцию, всецело его покрывающую и исчерпывающую; в этих простых явлениях мы имеем исходный пункт всех последующих осложнений, с какими приходится иметь дело в поведении человека;

Б) процесс возникает под влиянием одного стимула (задачи или цели), но сам представляет, в виду сложности задачи или отдаленности цели, не одно простое действие, а целый ряд таковых в определенной последовательности их течения, при чем путь или направление процесса дано суб'екту в готовом виде (наир., в виде определенной схемы, заимствуемой им из своего социального опыта); в таких случаях каждое очередное действие суб'єкта может стимулироваться одновременно, с одной стороны, исходным стимулом, а с другой стороны актом, непосредственно предшествующим, благодаря чему стимуляция как бы удваивается;

В) процесс возникает под влиянием стимула (задачи или цели), требующего сложного действия, при чем направление или путь этого действия не дан суб'єкту в готовом виде и отсутствует в его прошлом опыте, в силу чего путь действия должен быть открыт и проложен суб'єктом впервые и заново; благодаря этому детерминирующее действие основного стимула попадает здесь в особые условия;

Г) процесс детерминируемый в своем течении так, как укапано В 1І. И. б) или в), осложняется воздействием на него стимулов, идущих со сторони, отношение которых к основному стимулу и вызываемому им процессу может быть различным; в зависимости от количества и разнообразия такой побочной стимуляции, а также от силы ее действия общая архитектоника процесса может изменяться в самых разнообразных направлениях, при чем в одних случаях общая линия процесса, идущая от основного стимула, сохраняется и лишь слегка искажается частичными искривлениями в коротких актах отвлечения, в других случаях она усложняется новыми побочными образованиями, вовсе не предусмотренными начальным стимулом, в третьих случаях она вовсе сбивается и движение процесса или прекращается или направляется всецело по новым путям, ведущим к новым целям.

При изучении поведения человека в огромном большинстве ■ лучаев приходится иметь дело именно с такими сложными процессами, детерминация которых идет не по одной какой-нибудь определенной линии, а по многим линиям, перекрещивающимся друг с фугом и иногда образующим как бы некоторые узлы, в которых сосредоточивается одновременное детерминирующее действие нескольких разнородных стимулов.

VI

Указанная новая проблема психологии пред'являет совершенно определенные требования к методу ее исследования, без удовлетворения каковых ее решение немыслимо. Сущность этих требований сводится к тому, что изучаемый процесс поведения должен быть полностью в своем натуральном виде в распоряжении исследователя. Полное преодоление всех связанных с этим трудностей при настоящих условиях невозможно; однако, уже и теперь установка на данную задачу приводит к углублению метода исследования в требуемом направлении настолько, что самое исследование становится не невозможным.

VII

Как в отношении методики исследования, так и по существу самой проблемы структурного анализа процессов поведения область психологии детского возраста представляют собой ту область, где даное исследование больше, чем где-либо, и нужно и возможно. Здесь мы имеем такие процессы, структура которых сравнительно еще не так сложна, образующие ее части псе на виду, взаимоотношения между отдельными элементами еще не осложнены множеством самых запутанных связей, как это бывает впоследствии; с другой стороны, и взя^гь эти процессы с надлежащей полнотой для исследования несравненно легче, чем поведение взрослого человека, уходящее порой в недосягаемые глубины личности.

VIII

Уже в самом раннем возрасте, когда ребенок, в связи с возможностью свободно перемещаться в пространстве, вступает впервые в активные взаимоотношения с окружающей средой, в поведении его можно явственно различать структурные образования 3-х различных форм: а) простую временную цепь актов, б) ассоциативно - детерминируемый процесс, в) апперцептивно-детерминпруемый процесс. Эти структурные формы являются наиболее общими и основными в архитектонике процессов поведения; их отличительные и характерные черты сохраняются во всяком прецессс независимо, как от его содержания, так и от степени сложности, при чем в одних случаях в сравнительно длительных процессах может быть дана в совершенно чистом виде какая-либо одна структурная форма, в других, напротив, отрезки разных форм чередуются друг с другом в одном сложном образовании.

IX

Различия между указанными структурными формами основаны на разнице в характере связи между отдельными элементами процесса и в условиях детерминации последнего. В простой временной цепи процесс строится из отдельных звеньев-актов, в пределах которых реакция сполна исчерпывает вызвавший ее стимул, ликвидируя таким образом его действие. В ассоциативно - детерминируемом процессе отдельные акты связываются друг с другом ординарными местными связями каждый предыдущий со своим последующим: В аппер- цептивно-детерминируемом процессе детерминативная связь каждого акта устанавливается не только с предыдущим актом, но и с исходным основным стимулом, т. е. становится двойной, не только местной, но и центральной. В последнем случае условия детерминации могут усложняться включением в процесс, кроме основного стимула, других стимулов, детерминирующее значение которых зависит, как от их отношения к основнону стимулу, так и от силы их собственного действия (см. п. г) тез. V).

X

Изучение структуры поведения в процессе ее развития у подрастающего человека позволяет между тремя указанными основными формами установить определенную генетическую связь в виде переходных ступеней от одной основной формы к другой. В качестве перехода от простой временной цепи актов к ассоциативно-детермини - руемому процессу могут служить такие процессы, в которых ассоциативная связь между смежными актами устанавливается не от предыдущего к последующему, как это бывает в настоящем ассо - циативно-детерминируемом процессе, а наоборот, от последующего к предыдущему, т.-е. от нового стимула к предшествовавшему ему действию. В качестве перехода от ассоциативно-детерминируемого процесса к апперцентивно-детерминируемому процессу могут быть. указаны две формы: во-первых, те процессы, в которых, при отсутствии всякой Направляющей цели и плана действия, каждый последующий акт, стимулируемый непосредственно предыдущим актом, в то же время находится в некоторой связи и с более ранними актами, благодаря чему весь процесс, несмотря на отсутствие определенной направляющей цели и плана действия, приобретает все-же известную цельность и единство по содержанию; во вторых, в качестве переходной формы к подлинной апперцептивной структуре могут служить и те процессы, единство содержания в которых и самая планомерность течения их обусловливается не спонтанной активностью суб'екта, я определенной „схемой1, которую он в готовом виде заимствует из окружающей среды и которую воспроизводит в своей отображающей - среду деятельности.

XI

Развитие личности, сопровождаемое интенсификацией и усложнением активных взаимоотношений ее с окружающей средой, расширением границ этой взаимодействующей с развивающейся личностью среды, как в измерениях пространства, так и в измерениях времени, недет к изменению и усложнению структурных свойств процессов поведения. Общая линия этого развития личности идет в направлении непрерывно возрастающего значения в общей совокупности процессов поведения высшей структурной формы (апперцептивно-детерминированный процесс), что является показателем роста и развития регулятивных механизмов, лежащих в основе структуры процесса и обусловливающих общий уровень организованности личности.

XII

Но апперцептивная структура поведения сама по себе, в своих зачаточных формах встречается в деятельности ребенка уже в сравнительно очень раннем возрасте; ее собственное развитие в общем заключается в том, • что цели деятельности, детерминирующие процессы деятельности, становятся все сложнее по содержанию и отдаленнее по своей досягаемости; поэтому процесс, направленный на них, становится все более устойчивым и длительным, а общая архитектоника его все более сложной.

XIII

Различные условия развития личности, определяемые окруясаю - щей био-социальной средой, оказывая свое влияние на весь ход этого развития, отражаются и на тех свойствах и механизмах поведения личности, которые определяют собой общий уровень ее организованности Структурный анализ процессов поведения дает возможность вскрыть эти особенности личности, соотнести их к определенным условиям среды, и, таким образом, сделать их неот'емлемой частью общей био-социальной характеристики подрастающего человека.

XIV

Индивидуальные различия между детьми находят также в структурном анализе их поведения яркое выражение, как в отношении структурных форм, так и в особенности в отношении детерминации процесса. Изучение этих особенностей приводит в конечном


Счете к пониманию самых основных сторон и самых коренных свойств развивающейся личности, определяющих ее значение, как активного деятеля в окружающей среде.

XV

Однако, структура процесса, ее свойства и особенности определяются не только возрастными, био-ооциальными, индивидуальными и иными свойствами личности ребенка, но и самым типом его деятельности. Структурный анализ типичных игровых процессов, а равно процессов специфически трудовых устанавливает характерные особенности той и другой деятельности, которые и могут быть отнесены за счет именно типа деятельности. Поэтому представляется вероятным, что и та общая проблема, которая имеет своим предметом специфическую природу различных типов деятельности развивающегося человека, а равно их генезис, найдет в структурном анализе соответствующих процессов важный дополнительный путь для их исследования.

XVI

Все сказанное дает достаточные основания для того, чтобы структурный анализ детского поведения, помимо того значения, какое он может иметь для исследования общих проблем психологии, признать весьма важным и ценным орудием исследования ребенка с точки зрения практических задач педагогики. Вскрывая механизмы, организующие личность, устанавливав динамические свойства развивающейся личности, как активного деятеля в окружающей среде, этот анализ тем самым дает нам в руки ценные указания на предмет целесообразной организации условий и средств деятельности ребенка.

Л. П. Болтунов.