Психология на стыке других областей

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
5 января 2022
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В.И. ПЕТРУШИН Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека. Во всех существующих...
О СУБСЕНСОРНОМ И СЕНСОМОТОРНОМ УРОВНЯХ АНТИЦИПАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
5 января 2022
О СУБСЕНСОРНОМ И СЕНСОМОТОРНОМ УРОВНЯХ АНТИЦИПАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ С.М. МАЛЬЦЕВ Под антиципацией мы понимаем (вслед за Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым) иерархически упорядоченный многоуровневый психологический процесс, в который оказываются вовлечены пять уровней психики: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений и речемыслительный, причем каждый их этих уровней, неизбежно взаимодействуя со всеми остальными, при определенных условиях может становиться либо...
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
5 января 2022
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И.А. ЛЕВОЧКИНА В отечественной психологии существует большое число работ, посвященных изучению музыкальных способностей. Важнейшее место среди работ по этой проблеме занимает исследование Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1985), в котором был сделан глубокий психологический анализ структуры музыкальности, выделены основные способности, составляющие ядро музыкальности, и входящие в них компоненты. На примере...
РОЛЬ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ И СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
5 января 2022
РОЛЬ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ И СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.Б. БЕРХИН Задача настоящей статьи — выявление психологических механизмов, лежащих в основе восприятия и создания художественных произведений. Чувственный образ в искусстве, т.е. то, что называют художественным образом, принципиально отличен от представления: художественный образ в отличие от представления выступает как мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, фиктивных, носящих особый, художественно...