ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

ИГР, ЭТЮДОВ И УПРАЖНЕНИЙ,

УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ

1. Дворец внимания

2. Выставка портретов друзей

3. Горячий стул

4. Жертва

5. Изображение животных

6. Идентификация с именем

7. Кораблик

8. Корректурные пробы

9. Кукушонок

10.Лабиринты

11.Мини-олимпиада

12- Деньги на мороженое

13.Музыкальная мозаика

14.Найди себе друзей

15.Насос и мяч

] 6. На берегу моря

17. Ночные страхи

18. Передай клубочек

19. Правильное решение

20. Поводырь и слепец

21. Самый-самый

22. Слушай и исполняй

23. Соедини части, узнаешь целое

24. Твое имя

25. Факиры

26. Хамелеон

27. Шалтай-Болтай

28. Я и мой тезка

/. Дворец внимания

Двое на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату в 64 клетки каждый. Вдоль контура квадрата по горизонтальной (слева направо) и вертикальной (сверху вниз) сторонам у каждой клетки ставятся подряд цифры от 1 до 8. Внутри контура 1-й играющий отмечает Дворец внимания (он занимает одну клетку) и проводит ломаную

217


Линию — «путь» во Дворец внимания. Линия эта может идти по всем направлениям (вверх, вниз, вправо, наискось), но соблюдается одно правило — шаг начинается и кончается в центре клеток. Линия не должна сама собой пересекаться.

1-й играющий показывает начерченный им «путь» 2-му (20—30 с) и прячет свой листок. 2-й по памяти набрасывает «путь» 1-го в своем квадрате. Начало и конец «пути» ему указываются. Для определения расположения клеток раньше говорят цифру по горизонтали, а затем по вертикали. 2-й называет подряд клетки, по которым (как он считает) проходит «путь» 1-го, и оба у себя отмечают крестиками эти клетки. Если 2-й ошибается, 1-й говорит: «Сбияся с пути». Если 2-й, не дойдя до Дворца внимания, сделает 5 неправильных шагов, ои проиграл. По окончании игры участники меняются ролями.

_J_2_jLz_AAj_J

І___ _______ _ ■ _

4_____

5_ _ —— ПІ

6___ _____

2. Выставка портретов друзей

Педагог предлагает детям выбрать несколько фотографий, разложенных на столе. Ребенок должен объяснить, почему ои выбрал именно эти фотографии, что он может рассказать о детях, изображенных на них? Какие оии? Варианты игры: выбрать самых веселых, самых ловких, самых рослых, самых добрых, самых внимательных детей; выбрать фотографии друзей и рассказать, чему хорошему у них можно научиться; нарисовать портреты лучших друзей, организовать выставку рисунков и провести «экскурсию» по выставке, рассказав о выставленных «портретах» и их «художниках».


3. Горячий стул


Дети вспоминают истории, в которых они вели себя неправильно, за которые им сейчас обидно и стыдно, которые они никогда не хотели бы повторять. Все дети садятся в круг, а рассказывающий историю (провиниБшийся) садится на стул в центре круга.

После рассказа дети предлагают варианты желательного поведения, затем они проигрываются.

4. Жертва

Девочка сидела в классе у раскрытого окна. На столе стояла ваза с цветами. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка испугалась. В класс пришли дети. Прозвенел звонок, и вошла учительница. Дети закричали: «Мария Федоровна! А Лена вазу с цветами уронила». «Это не я, это ветер», — хотела было возразить девочка, но ее никто не слушал. Она закрыла лицо руками и заплакала.

Дети изображают девочку, которая испугалась, заплакала, обиделась.

Затем им предлагается пожалеть девочку без слов, утешить ее словами. Обсуждаются варианты желательного поведения детей.

5. Изображение животных

Представить себе какое-либо животное (хитрая лиса, страшный тигр, сильный медведь, грозный лев, хвастливый петух, трусливый заяц, бедный козлик, глупый волк), а затем изобразить его характерные позы и движения.

6. Идентификация с именем

В прошлом, настоящем и будущем

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в прошлом, настоящем и будущем и подписать портреты. После этого он называет имя ребенка в 3 вариантах и просит показать, к какой карточке оно больше подходит. Обсуждение, каким был, есть и будет ребенок.

7. Кораблик

Вариант игры

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки спепите за спиной:

219


Стало пачубу качать, Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаешь,

А другую расслабляешь».

8. Корректурные пробы

Задание 1. Девочки (с.222)

Предлагаются бланки с изображениями девочек, расположенных по 8 в каждом ряду (5—10 рядов). Бланк прилагается. Варианты заданий:

А) подчеркни (сосчитай) девочек с черными бантиками (бе
лыми);

Б) подчеркни (сосчигай) девочек с черными волосами и черны
ми бантиками;

В) ... с белыми волосами и белыми бантиками;

Г) ... с белыми волосами и черными бантиками;

Д) ... с черными волосами и белыми бантиками.

Задание 2. Хрюши (с.223)

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5—12 рядов). Варианты заданий:

А) подчеркни (сосчигай) веселых (грустных) поросят;

Б) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя ушками (од
ним ушком);

В) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя (одним) ушка
ми, без челки (с челкой).

Задания усложняйте постепенно: а), б), в).

Задание 3. Буренки (с.224)

Предлагаются бланки с изображениями буренок, расположенными по 8 в ряду (5—10 рядов). Варианты заданий:

А) подчеркни (сосчитай) буренок с одним рогом (с двумя);

Б) подчеркни (сосчитай) буренок с одним ушком (с двумя);

В) ... с одним рогом, одним ушком (и наоборот) и другие
варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание 4. Человечки (с.225)

Предлагаются бланки с изображениями человечков с разными положениями рук и ног, расположенных по 9 в ряду. Варианты заданий: 220


А) закрась (подчеркни, заштрихуй, сосчитай) человечков, кото
рые стоят на одной ножке;

Б) закрась (...) человечков, которые стоят на одной ножке, рас
ставив руки в стороны;

В) закрась (...) человечков, которые расставили ноги шире плеч
и раскинули руки в стороны;

Г) ... которые расставили руки и ноги на ширину плеч;

Д) ... которые опустили руки и поставили близко ноги (друг к
ДРУГУ)-

Возможны и другие варианты заданий. Головы человечков можно штриховать, используя для развития моторики.

Задание 5. Кодирование-!

(из теста Векслера, с изменениями)

Предлагается бланк с цифрами от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками. Упражнение развивает и зрительно-двигательную координацию.

Расставить значки под цифрами, как показано на образце.

Задание 6. Кодирование-2

Предлагаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними сс<>тветствующую цифру и записывает рядом слово не по буквам, а по цифрам. Например: сорт — 9854. Упражнение развивает и зрительно-двигательную координацию. Бланк (образец) прилагается.

Запиши слово цифрами, как показано на образце.

Задание 7. Снеговики и матрешки

Найди различия (у снеговиков, у матрешек). Можно играть вдвоем или труппой, называя различия по очереди. Побеждает тот. кто указал последнее различие.


Задание 1. Девочки


ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

<£) \Ј) W \Ј) Ш) \ЈJ Ш) W \MJ J

©©©©©©©©©©

\SU \FO VE*y vS*/ v&y \*Ду vS*/ \*@*/ vSy \*Яу

©©©©©©О©©© ©©©©©©©©©© ©©©©©©©©©©

\SU \RU V^-y vЈL/ vSy vSy V^y vSy vS*y vSy

©©©©©©©©©©

V§L/ v©*J vSy ІХ/ \JRy v®!/ \!Яу vSy vEy VS*J

©©©©©©©©©© ©©©©©©©©©©

Задание 2. Хрюши


РоГ Too

О ОТ ТО ОТ (О О) (О О


ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХО о) То оТ (о of (о of То о j (о of То оТ То о

.о о) То of То о) (о of (о of (о of То О] (о о

А О; Та о) То о) (о of (о оГ То о) (о оГ (о о

О oj То О) То о) То of (о of (о of (о of То о

So; ТооГ Toof (oof To~o) Too] {pof {So

V V V V V V

P oj To o) fo of (o of To of To o) To of (о о

A O) (o of To of (o of To o) To of (o of (о о

Задание 3. Буренки


!

О

Задание 4. Человечки

О


911



J"



N f4 о Н я

OS j(P":

X H К S n

О * H

I I I I I


Я


: ы о - i

> К": з

О * X

-J >

Со s;

OS >

СО Q








Задание 7. Снеговики и матрешки


9. Кукушонок

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Кукушкин кукушонок В капюшоне смешон.

Этюд выполняется под музыку. Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед — вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, а затем выпрямляя корпус. При этом кукушонок кукует.

10. Лабиринты

На острове в лабиринте спрятан клад. Но чтобы до него добраться, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Тем, кто прошел все лабиринты и смог выйти из них, присваивается звание «Искатель кладов».


X




X


ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

P\\ '


77. Мини-олимпиада

(Метод гарантированного обеспечения

Успеха в физических упражнениях)

Дети соревнуются, выполняя различные упражнения. Список упражнений:

Сила — подтягивание, отжим, гантели (для мальчиков);

Ловкость — игра с мячом, ракеткой, скакалкой, мишенью;

Гибкость — «рыбка», «винтик*, «лягушка» (для девочек). В Конце игры каждый ребенок получает титул «Самый...».

12. Деньги на мороженое

Мама дала девочке денег на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как деньги выпали у нее из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в карман, а денег там уже нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежки?» — думает девочка. А их нашел мальчик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «Ты не видел денежки? Мама дала мне на мороженое, а я их потеряла». «Вот они», — ответил мальчик и протянул пропажу. «Ты честный», — сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком

13. Музыкальная мозаика

К игре подбираются различные музыкальные фрагменты. Дети подбирают соответствующие пиктограммы-рожипы с изображением различного настроения.

Варианты игры. Дети выполняют под музыку соответствующие ее характеру пантомические движения и сами изображают настроение. Дети слушают музыку и дают ее характеристику: «Какая это музыка?»

14. Найти себе друзей

В классе объявляется праздник, на столах заранее приготовлены рисунки детей, поделки, игровой материал, украшения. Педагог дает возможность всем детям полюбоваться ими и выбрать подарок. Выбрав подарок, находит ребенка, которому хочет его вручить-

Я принес тебе подарок Если нравчтся, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши.

230


Когда у каждого участника будет подарок, дети танцуют все вместе. Детям, оставшимся без внимания, подарки вручает педагог (психолог).

/J. Насос и мяч

Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

«Насос» начинает надувать «мяч*, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», «мяч* вдыхает первую порцию воздуха, после второго — выпрямляется, после третьего — поднимает голову, затем надувает щеки и даже руки отводит от туловища. «Мяч» надут, товарищ выдергивает из «мяча» шланг насоса. Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «іш>- Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

16. На берегу моря

Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камешки, плещутся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

17. Ночные страхи

Можно проводить, как поочередное рисование страхов и бесед до и после рисунка; как разнообразные этюды на выражение страха: «Утенок боится ночных звуков», «Серая Шейка ночью», «Мальчик боится»; проигрывание ролей смелых героев в затемненной комнате.

18. Передай клубочек

Возможны различные варианты игры. Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок. Коллективное рассказывание сказок и историй по кругу с клубочком. Комплименты ребенку, которому попадет клубок. Передача и разматывание клубочка по желанию детей (запутывание). По команде ведущего какой-то ребенок должен выйти из плена, не порвав нить. В этом ему помогают все остальные дети.

231


19. Правильное решение

Мальчик вырос большим и стал геологом. Он ушел в экспедицию, чтобы найти красивый мрамор. В экспедиции ему приходится преодолевать разные препятствия. Сейчас ему надо пройти по бревну, переброшенному с одного берега на другой, над бурной горной речкой. И вдруг ему стало страшно. Он хотел повернуть назад, но остановился снова. Геолог решил быть сильнее страха. Он решил смотреть только вперед. Он смело ступил на бревно и перешел на другой берег. Он доволен, чувствует себя сильным и смелым. Он рад, что принял правильное решение, и гордится собой. (Ребенок может пройти по воображаемому бревну, начерченному мелом на полу.)

20. Поводырь и слепец

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. Другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски, на которой изображено лицо без носа, и закончить рисунок. Рисует «слепец». Задача поводыря — помочь своему партнеру. давая ему минимальные словесные подсказки. Затем партнеры меняются ролями.

21. Самый-самый (.метод подтверждения уникальности ребенка)

Проводится конкурс на самого веселого, шумного, свистуна, певца, гимнаста и т. д.

22. Слушан и исполняй

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.

4. Поднять правую ногу, стоить на одной левой ноге, поставить правую ногу -

23. Соедини частиУзнаешь целое

Наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10—15 неравных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части,

232




24. Твое Имя (метод идентификаций со своим ия»енем)

Назвать имя, его варианты, людей, которые носят такое же имя.

25. Факиры

Дети изображают факиров. 'Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, стіна и шея расслаблены, голова опущена (Борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отяыхают.

26. Хамелеон

Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на желтом песке, станет желтым. Затем ведущий начинает спрашивать, какого цвета стянет хамелеон, если он будет сидеть в траве, на бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать; затем обсуждаются превиль-ные и неправильные ответы.

Игра проводится в виде соревнования. Сначала время не учитывается, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ-

233


ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ27. Шалтай-Болтай

Шалтай - Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне.

{С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняет корпус тела вниз.

28. Я и мой тезка (метод идентификации с тезкой)

Беседа взрослого с ребенком в присутствии сверстников о выдающихся людях, которые носили такое же имя, их характеристики, описание ребенком портретов своих тезок.