Задание 2. Методика «Несуществующее животное»

Введение. Метод исследования типологии личности построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки), зафиксированного в виде графического следа движения (рисунка).

Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, падение и т. д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т. е. возникшую тенденцию.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и с бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверх — связаны с будущим и действенностью. На листе левая сторона связана с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями — с неуверенностью и пассивностью, правая (соответственно руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

На этих закономерностях построены такие давно разработанные и статистически выверенные тесты, как «Рисунок человека» (Маховер), рисунок-тест «Плодовое дерево», тест «Миокинетика» Мира-и-Лопеса.

Соответственно тем же закономерностям можно анализировать и свободный рисунок.

По своему характеру тест относится к числу прожективных. Статистической проверке или стандартизации он не подвергался, поэтому сам анализируется аналогично свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.

По составу данных тест ориентировочный, а потому как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, т. е. использования в качестве батарейного инструмента исследования).


Тема 2. Проекгивные Методики

189


Цель работы: Знакомство с методикой «Несуществующее животное» для выявления особенностей личности и использование полученного результата для перекрестной валидизации с другими диагностическими методиками (апробация процедур валидизации).

Методические Указания

Процедура работы И Обработка результатов. Выполняется рисунок в соответствии со следующей инструкцией: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Обработка и интерпретация осуществляются в соответствии с определенными показателями.

В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего брать для работы белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш — средней мягкости, ручкой и фломастером рисовать не следует.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок слева — устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.

Справа, вверху — устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.

Центральная Смысловая Часть Фигуры

(Голова Или Заменяющая Ее Деталь)

Голова, Повернутая (направленная) Вправо, — устойчивая тенденция к действенности — почти все, что планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.

Голова, Направленная Влево, — тенденция и рефлексии, к размышлениям, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинается реализацией. Нередко также — нерешительность, боязнь активных действий.

Положение «фас», Т. е. голова, направленная на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.


190

Часть Третья. Психодиагностический Практикум


На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

Уши. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. В дополнении с другими показателями и их сочетанием определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, обида, огорчение...), не изменяя своего поведения.

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком — при отсутствии прорисовки губ — трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда — то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о легкости возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия в большинстве случаев — защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок заверченного рта округлой формы.

Глаза. Это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — это заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться испытуемого, придание этому большого значения, истероидно-демонстративные манеры в поведении. В рисунках мужчин ресницы указывают на черты характера.

Увеличение (по отношению к фигуре в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию, в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали. Рога — защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами). Перья — тенденция к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности. Грива, шерсть, Подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на сексуальность.

Несущая, Опорная Часть Фигуры (Ноги, Лапы, Иногда Постамент)

Большие, крепкие лапы: Основательность, обдуманность, рациональность решения, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.


Тема 2. Проективные Методики

191


Тонкие, Едва обозначенные Ноги, лапы — поверхностность суждений, иногда — импульсивность принятия решения. То же самое при отсутствии или почти отсутствии ног. Следует обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены совсем. Первое говорит о серьезности контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями, второе — наоборот.

Однотипность и однонаправленность, а Также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части свидетельствуют о конформности суждений, установок, их стандартности, банальности. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установки, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, Поднимающиеся Над Уровнем Фигуры

Они могут быть Функциональными И могут быть украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Крылья, дополнительные ноги, детали панциря — это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатными, неразборчивыми утеснениями окружающих, либо любознательность, широта общения, завоевание себе «места под солнцем», крылья — увлеченность своей деятельностью, щупальца — смелость предприятий. Вторые, т. е. бантики, завитушки, — демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.

Хвосты. Хвост вправо — положительная тенденция отношения к собственным действиям и поведению, влево — отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание, вверх — уверенность, бодрость, положительное отношение к себе, вниз — подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.

Контуры Фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнению линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия, удвоена и т. д. Направленность такой защиты — соответственно пространственному положению: верхний контур — против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность


192

Часть третья. Психодиагностический практикум


Наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур фигуры — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы зашиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — усиленная защита своей деятельности. Слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая Энергия

Оценивается количеством изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия, и наоборот — чем меньше составных элементов, тем больше выражены астеничность, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия — «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него. Линия жирная, с нажимом — это не энергия, а тревожность; особенно если линия резко продавлена, видима даже с обратной стороны листа — резкая тревожность. Следует обратить внимание также, какая деталь, какой символ выполнен таким образом, т. е. к чему привязана тревога.

Тематически животные Делятся на УГРОЖАЕМЫХ (птицы, улитки, муравьи), УГРОЖАЮЩИХ (волы, львы, бегемоты) и НЕЙТРАЛЬНЫХ (белки, собаки, кошки). Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. п. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

УПОДОБЛЕНИЕ рисуемого Животного ЧЕЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.


Тема 2, Проективные Методики

193


СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ выражена количеством, расположением и характером Острых углов В рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, разящие острые клювы, зубы, иглы.

Следует обратить внимание также на АКЦЕНТИРОВКУ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ: вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

ФИГУРА КРУГА (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество данных для анализа.

«ВМОНТИРОВАНИЕ» механических частей в живую ткань животного, постановка фигуры животного на постамент, тракторные гусеницы, пропеллеры, винты, электролампы и т. п. наблюдаются главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделывается» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями и т. д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».

Название. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана», «грятекр»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночур-ка», «девошпор», «пузырсид») — это говорит об иронически-снисходительном отношении к окружающим.

Инфантильность характеризуется названиями, имеющими обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «люлюка», «кус-туе»).

Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно непомерно удлиненными названиями («аберосинитикли-рон», «гулобарниклетамнешиния» и т. д.).


194

Часть Третья. Психодиагностический Практикум


Рациональное сочетание смысловых частей («летающий заяц») — рациональность, конкретная установка при ориентации и адаптации. «Книжно-научное» название, иногда с латинским суффиксом или окончанием («ратомтиус») — демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний.

Обсуждение результатов. Полученная интерпретация, так же как и в предыдущем задании, соотносится, в первую очередь, с типами по Юнгу на основе качественного анализа с описанием этих типов (см. приложение 2), во вторую очередь — с портретом, созданным при выполнении методики Кейрси (задание 3.2) и в третью очередь — с портретом, созданным в рамках задания 10.1. Процедура сравнения заканчивается противопоставлением выявленных особенностей рисунка и выявленных особенностей личности обследуемого.