Приложение 2 Модель типов личности по Юнгу

Модель Юнга связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, па котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире.

С этой точки зрения Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки — иитроверсию и экстраверсию— и четыре функции, или тина, ориентации — мышление, ощущение, интуицию и чувство, - каждая из которых может действовать л ибо иптровертным, либоэкстравертным образом.

Интроверсия и :>кстравсрсия являются психологическими способами адаптации. В интроверсии движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае сам субъект (внутренняя реальность), а в другом сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными.

Интроверсия, Пишет Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».

Соответственно Экстраверсия — «нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью».

В экстравертной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Это остро контрастирует с психологической природой интроверсии, где внутренние, или субъективные, факторы оказываются ведущей мотивацией.

Экстраверты любят путешествовать, встречать новых людей, видеть новые места. Они типичные искатели приключений, их жизнь напоминает вечеринку, открытую и дружественную. Интроверт, но сути, консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ограниченным числом друзей. Для экстраверта интроверт косный отсталый человек, тот, кто портит удовольствие другим, скучный и предсказуемый. Со своей стороны, интроверт, стремящийся быть более самодостаточным, чем


292

Приложение 2


Экстраверт, считает последнего капризным, взбалмошным, поверхностным бездельником, неприкаянным жуиром.

На практике продемонстрировать экетравсртпую и интровертпую установки как таковые невозможно; в изолированном виде они не существуют. К какому типу принадлежит тот или иной человек, становится более очевидным и ясным только в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности (существования, действия).

Функция Мышления Относится к процессу когнитивной познавательной мысли, Ощущение Есть восприятие с помощью органов чувств, Чувство Есть функция субъективного суждения или оценки, а Интуиция Относится к восприятию с помощью бессознательного (т. с. чувствительностью к бессознательным содержаниям).

Другими словами:

♦ ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует;

♦ мышление говорит нам, что такое зто нечто существующее;

♦ чувство сообщает, что чего стоит;

♦ через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано (сами возможности).

Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира; для этого, для ясного понимания, пишет Юні', требуются все четыре.

Эти четыре функции получаются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности, т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо.

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее Первичной, или ведущей, Доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно или сравнительно менее дифференцированными. Термин «ведущая» и «подчиненная» в этом контексте не носит оценочного характера, не составляет суждения «лучше» или «хуже». Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает к том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, «подчиненная» вовсе не означает какой-либо патологии, а попросту не используется (или, по крайней мере, используется гораздо меньше по сравнению с функцией «излюбленной»).

В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: Рациональные И Иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий тины, ко вторым -• интуитивный и ощущающий.

Мышление, как функция логического различения, с очевидностью рационально. Также и чувство, как способ информировать нас о ценности тех или иных вещей, вполне может быть различительной, а стало быть, рациональной функцией, как и мышление. Таким образом, мышление и чувство относятся к разряду рациональных функций, поскольку оба базируются на рефлективном линейном процессе, образующем отдельное суждение.


Приложение 2

293


Ощущение и интуицию Юнг назвал функциями иррациональными (постигающими, воспринимающими). Каждая Есть Просто тот или иной способ что-то воспринять — ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, интуиция постигает (или, можно сказать, «подхватывает, подбирает») то, что находится в мире внутреннем.

В юнговской модели термин «чувство» весьма сірого информирует субъекта о ценности вещей. Оно, чувство, говорит нам, что гот или иной предмет стоит для нас, какую ценность он представляет. В этом смысле данная функция рациональна: ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются но законам разума точно так же, как и понятия. К тому же чувство, не окрашенное эмоцией, может оставаться вполне холодным или нейтральным.

Экстраверсия И Четыре Функции

Когда чья-либо сознательная ориентация определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешнего мира, мы говорим обэкстра-вертной установке. Ксли такое; положение вещей является привычным, обыденным, перед нами — экстравертпый тип.

Хотя любой человек неизбежно подвержен воздействию объективных условий, у экстраверта мысли, решения, стереотипы поведения реально определяются этими условиями, а не просто оказываются иод их влиянием, т. е. объективные условия доминируют над субъективными взглядами.

Естественно, экстраверт имеет и свои собственные взгляды, но в текущей жизни они неизменно ставятся в зависимость от условий, обнаруживаемых во внешнем мире. Внутренняя жизнь всегда занимает второе место после внешней необходимости. Сознание человека как целое ориентировано наружу, потому что оттуда исходят существенные и решающие детерминанты. Интерес и внимание сфокусированы на объективных событиях, на предметах и других людях, обычно сосредоточенных в непосредственном окружении.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь индивида управляется главным образом рефлексией, а его действия строятся на основе интеллектуально осмысленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе.

Мыслительная функция не имеет обязательной связи с рассудком или качеством мысли, это просто процесс. Мышление имеет место, когда некто формулирует научное понятие, реагирует на дневные новости или подсчитывает расходы, просматривая ресторанный счет. Мышление может быть эк-стравертиым или иитровертным, в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или па самого субъекта.

Экстравертиое мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие (иначе апперцепцию). Как рациональная функция или функция суждения, мышление содержит суждение в самом себе. В случае экстравертпого мышления любое суждение строится на критерии, получаемом из внешних условий, т. е. тех, которые передаются традицией или образованием. Экстравертные мыслительные типы настолько увлечены объектом, что без него они просто пс могут существовать. Их рефлексия все


294

Приложение 2


Время вращается вокруг внешних условий и обстоятельств. Это может быть столь же плодотворным, что и в случае иитроіісртиого мышления, которое нс ориентируется на непосредственный объективный опыт или на общие и объективно сформулированные идеи.

В лучшем случае мыслители-экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, учеными-практиками, почтенными академиками, успешными антрепренерами. Они превосходны в организации любого дела, будь то проект на бумаге, повседневная жизнь или деловая встреча. Владея хорошим чувством реальности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Они составляют положительное качество любой организации, любого комитета, ибо знают букву закона и знают, как эту букву применять па практике.

Наихудіиим для этого типа является религиозный фанатик, политический оппортунист, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий. Наиболее пагубные эффекты экстравертного мышления приходятся на долю самого субъекта, поскольку гам, где основными параметрами существования оказываются объективные идеи, идеалы, правила и принципы, очень мало внимания уделяется самому субъекту. Подчиненное интровертное чувство обычно проявляется в сознательной установке, которая более или менее безличносша. Вот почему данный тип может казаться холодным и недружественным. Однако, С -Точки зрения самого тина, их просто больше интересуют сами (('акты, чем тот эффект, который их установка может произвести на других.

В крайнем случае это ведет к умалению (пренебрежению) своих собственных жизненных интересов, равно как и интересов семьи, близких. В компенсацию к этому, бессознательные чувства становятся глубоко личностными и сверхсенситивными, проявляясь в мелочности, агрессивности, недоверчивости к другим.

Между тем поддерживающая интеллектуальная «формула», которая в действительности может иметь существенную внутреннюю заслугу, становится более жесткой и догматичной, совершенно закрытий для любой модификации. Она может даже принять религиозное качество абсолютизма.

В этом случае сохраняется опасность полного коллапса сознательной установки. С тем чтобы не позволить расстраивающим бессознательным факторам войти в сознание, нормальное позитивное и творческое мышление экстраверта становится инертным, вялым и регрессивным. Сама формула дегенерирует в интеллектуальный предрассудок, в суеверие, а индивид делается замкнутым, мрачным, обидчивым педантом или, в крайнем случае, затворником и мизантропом. І Іодчиненное интровертное чувство этого ти па также проявляется втом, что оказывается малоприятным, а для постороннего наблюдателя — сбивающим с толку: внезапные и необъяснимые вспышки любви; неистовая и длительная «беспричинная» преданность; сентиментальные привязанности или мистические интересы, которые начисто отметают всякую логику.

В таких случаях сознательный мыслительный процесс ниспровергается примитивными реакциями, имеющими свой источник в бессознательном субъекте и в недифференцированном чувстве.


Приложение 2

295


Экстравертный Чувствующий Тин. Чувство экстравертного ти на, как и экс-травертное мышление, ориентировано объективными данными и обычно пребывает в гармонии с объективными ценностями.

Из тою, что это рациональная функция, определяющая «что чего стоит», можно предположить, что чувство основы кается на субъективных ценностях.

Безэкстравертного чувства цивилизованная общественная жизнь была бы фактически невозможной. Коллективные выражения в культуре всецело от этого зависят. Экгтравертное чувство ведет людей в театр, на концерт, в церковь и в онеру; люди принимают участие в деловых встречах, пикниках, именинах и т. п.; посылают друг Другу рождественские и пасхальные открытки, посещают свадьбы и похороны, празднуют годовщины, отмечают Первомай или День независимости.

Экстравертные чувствующие тины обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они быстро оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Они буквально «излучают» атмосферу теплого одобрения, именно они чаще других «получают» мяч, перебрасываемый в компании. Исключая крайние случаи, чувство несет в себе определенноеличносшое качество — непосредственную связь (раппорт) с другими — несмотря на то что субъективный фактор в основном подавлен. Преобладающее впечатление о таком человеке говорит, что он хорошо приспособлен к внешним условиям и общественным ценностям.

Опасность для этого типа кроется в подавлении его объектом - традиционными и общепринятыми стандартами, — в этом случае утрачивается любое подобие субъективного чувства, т. е. то, что происходит в самом субъекте.

Экстра вертпое чувство, лишенное личностных параметров, теряет весь свой шарм и, как и в случае крайнем экстраверсии, делается бессознательным относительно скрытых самоцентрированных мотивов. Оно сталкивается с требованиями или ожиданиями, представленными внешними ситуациями, и в них застревает. Оно удовлетворяет требуемой эстетической стороне момента, но остается бесплодным. Обычно сердечное выражение чувств здесь делается механическим, змпатические жесты выглядят театральными или расчетливыми.

Для данного типа крайне важно установить хорошую чувственную связь с окружающей средой. Но когда это переходит в разряд «слишком важно», субъект — лицо чувствующее — оказывается поглощенным ею. Тогда чувство теряет свое личностное качество и делается чувством ради самого чувства. Сама личность растворяется в последовательности моментальных чувственных состояний, часто конфликтующих друг с другом. Для наблюдателя это представлено в виде различных настроении или расположений духа и утверждений, которые оказываются явно противоречивыми.

Когда личность растворяется в потоке противоречивых чувственных состояний, то идентичность это утрачивается и субъект проваливается в бессознательное. Чем сильнее сознательное чувство, тем сильнее делается бессознательная оппозиция. «Мышление в стиле "не что иное, как" оказывается здесь на месте, ибо оно разрушает превосходящую силу прикованного к объектам чувства».


296

Приложение 2


Люди этого типа часто думают весьма плохо о тех самых людях, которых наиболее ценят своими чувствами. В действительности наличие такого мышления, обычно дремлющего где-то позади, является одним из главных показателей, что мкстравертное чувство есть функции доминирующая.

Экстравертный Ощущающий Тип. Экстравершое ощущение превосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную реальность. Как способ восприятия с помощью органов чувств, функция ощущения — дкетравертиая или интровертная, — естественно, зависит от объектов. Но, как мы увидим, в случае интровертпого ощущения возможна также и субъективная ориентация на то, что объективно постигается.

В экстравертном ощущении субъективный компонент заторможен или вытеснен. Реакция-ответ па объект обусловлена объектом. Когда это оказывается привычным способом функционирования индивида, мы имеем экстравертный ощущающий тип.

Данный тин выискивает те объекты — и людей, и ситуации, - которые возбуждают самые сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром.

Хотя у таких людей недостает терпения или понимания абстрактной реальности, их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они хозяева деталей («мелочей») жизни. Они моїут читать карты, легко находить дорогу в незнакомом городе; их жилища опрятны и весьма аккуратно обставлены; они не забывают о назначенных встречах и всегда пунктуальны; они не теряют ключи; помнят о том, что надо закрыть трубу в печи, и не забывают гасить свет на ночь. Их можно встретить среди инженеров, редакторов, атлетов и людей, работающих в бизнесе.

Экстравертпые ощущающие типы обращают внимание на внешнюю сторону жизни. Они сознательно придерживаются моды в одежде и любят быть одетыми безупречно; организуют хороший стол с множеством превосходных вин; окружают себя изысканными вещами и красивыми людьми. Они любят вечеринки и активный спорт, встречи и собрания. Они из той породы людей, которые взбираются на Эверест, «потому что это там». Те, кто не разделяет их типологических пристрастий, получают пуританские прозвища и слывут робкими, застенчивыми.

Короче, этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью» - жизнью «на полную катушку».

Идеалом зкетравертных ощущающих типов является способность быть хорошо приспособленным к реальности, к существующим вещам в том смысле, в каком они понимают и переживают эти вещи и эту реальность. Их любовь неизменно зависит от физической привлекательности избранного объекта. Их мысли и чувства объясняются объективными причинами или влиянием окружающих. Изменения в настроении без колебаний списываются на погоду. Психические конфликты здесь нереальны — «ничего, кроме» воображения, — какое-либо нездоровое состояние дел легко поправить, когда вокруг собираются друзья.


Приложение 2

297


Внутри самого субъекта подчиненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, катастрофы, дурных фантазиях и т. д. Фон Франц говорит, что подчиненная интуиция является «словно собака, обнюхивающая мусорные ведра».

Наиболее неприятные черты данного типа проступают до такой степени, что погоня за ощущениями делается всепоглаїдаюіцей самоцелью. В своих крайних проявлениях люди этого типа становятся грубыми искателями удовольствий, беспринципными эстетами, вульгарными гедонистами.

Экстравертный интуитивный тип. Интуиция — это функция бессознательного восприятия. В экстравертной установке интуиция направлена на внешние объекты и ими обусловлена. Когда такой способ функционирования предопределен, то можно говорить об экстравертом интуитивном типе.

Первичная цель интуиции — постигнуть те аспекты мира, которые не понимаются (не ухватываются) другими функциями. Интуиция подобна шестому чувству, которое «видит» нечто, чего в действительности нет. Интуитивные мысли приходя і совершенно неожиданно, так сказать, как догадка или предчувствие.

Главная дилемма для экстравертных интуитивов заключается в том, что сами ситуации, которые, кажется, сулят волнительную свободу, быстро ведут — как только их возможности истощаются — к чувству заточенности, несвободы. Очень тяжело оставаться верным чему-либо сколько-нибудь долгое время. И как только перестает просматриваться возможность дальнейшего развития, интерес данного типа иссякает, и он начинает искать для себя что-то новое.

Интровертная Установка

Отличительной чертой интроверсии — в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, исходящими из внешнего мира, — является ориентация на внутренние личностные факторы.

Естественно, иитровертное сознание может быть достаточно хорошо осведомлено о внешних условиях, но субъективные детерминанты оказываются решающими в качестве движущей силы, мотива. В то время как экстраверт реагирует па то, что приходит субъекту от объекта (внешняя реальность), интраверт связан главным образом с впечатлениями, вызываемыми объектом у субъекта (внутренняя реальность).

В обычных случаях интроверты оказываются попросту более консервативными: они экономят энергию и предпочитают оставаться на месте, нежели двигаться. По благодаря привычной субъективной ориентации также наблюдается заметная степень инфляции Это вкупе с бессознательной энергией побуждения.

Интровертный мыслительный тин. Мышление в интровертной установке ориентируется прежде всего субъективным фактором.

Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри.


298

Приложение 2


Интровертпое мышление не зависит ни от непосредственного переживания, ни от общепринятых традиционных идей.

Как и.-жстравертные мыслительные тины, ннтровортные мыслители поставляют хороших редакторов, хотя те и могут бесконечно суетиться по поводу одного неправильного слова. Поскольку их мыслительный процесс логичен и прямолинеен, они особенно замечательны при заполнении лакун в так называемом нелинейном или латеральном мышлении — прыганий от мысли к мысли, — что характеризует иитуитнва. В писательском ремесле сильная сторона писателей не в оригинальности содержания, а скорее в ясности и точности в организации и представлении имеющегося материала. Они склонны быть рассеянными, забывчивыми к объективным требованиям, скажем, межличностных взаимоотношений. Это не значит, что такие люди не любят, но они попросту в затруднении, не зная, как это выразить.

Интровертный чувствующий тип. Данный тип труден для понимания, поскольку мало что появляется на его поверхности. Согласно Юшу, к таким людям применимо выражение «тихие воды текут глубоко». В той степени, в какой они оказываются односторонними, они кажутся совсем бесчувственными и бессмысленными. Здесь легко впасть в неправильное понимание, посчитав это, с одной стороны, холодностью или безразличием, а С Другой — глупостью.

Оба ориентированы прежде всего на внутренние образы, а не на внешние факты. Образы интровертного мыслителя привязаны к мыслям и идеалам; образы интровертного чувства характерно проявляются как ценности. Они склонны избегать вечеринок и больших компаний.

Интровертный ощущающий тип. Интровертный ощущающий тип напоминает высокочувствительную фотографическую пластинку. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает важнейшую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и запах и звуки, которые они издают. В интровертной установке ощущения изначально основаны на субъективном компоненте восприятия. Хотя сама его природа делает его зависимым от объективных стимулов, ощущаемый объект стоит на втором плане по отношению к ощущаемому субъекту.

Трудность самовыражения, характерная для интроверта, характерна и для данного типа.

Ощущение имеет тенденцию фактически подавлять интуицию, поскольку она вмешивается в восприятие конкретной реальности. Следовательно, интуиция у данного ти на, когда она проявляется, носит архаически и характер. Также они склонны иметь темные профитические фантазии.

Интровертный интуитивный тин. Интуиция, как и ощущение, есть иррациональная функция восприятия. Там, где ощущение мотивировано физической реальностью, интуиция ориентирована на реальность психическую. В ;-жстра вер гной установке субъективный фактор вытеснен, но у интроверта он является решающим. Когда такой способ функционирования оказывается доминирующим, мы имеем интровертный интуитивный тип.


Приложение 2

299


Иитровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Этот тип особенно расположен пренебрегать обычными физическими нуждами — они просто затеряны в бесплодных фантазиях.

Характерно, что интровертные интуитивы имеют смутное представление о подробностях «реального» мира. Они легко теряются в незнакомых городах; вечно кладут свои вещи не па место; забывают прийти на назначенную встречу; редко приходят вовремя; приезжают в аэропорт в самую последнюю минуту. Их рабочая среда обитания обычно находится в беспорядке; они не могут отыскать нужную бумагу, необходимые принадлежности, чистую одежду. Редко, когда что-то вокруг них оказывается в чистоте и порядке. Они имеют привычку доводить дело до конца кое-как, в зависимости от терпения и добрых намерений друзей, ориентированных на ощущение.

Литература

1. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. -- М., 1996.

2. Шарп Д. Типы личности, юнговская модель типологии. — Воронеж, 1994. 'Л. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.