Книги по психологии

ГЛАВА 6. ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО — КРЕАТИВНОСТЬ
П - Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр

Есть десять человек, уверенных, ЧТО этого не може-1 быть.

И наверняка знают это.

Потом приходит один, кто этого не знает...

Вот он и делает открытие.

Эйнштейн

Ч

То же такое креативность, или творческое мышление? Э-от вопрос интересовал и интересует многих ученых, исследо­вателей, да и некоторых простых обывателей уже многие столетия и каждый вкладывает в понятие «творчество» свой, особый смысл. Так, например Эрих Фромм дает такое определение: «Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить реше­ние в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие новсго и склонность к глубокому осознанию своего опыта».

Природа креативности до сих пор окончательно не разга­дана. Некоторые ученые, занимающиеся исследованием творчес­ких способностей, считают, что это наследственный дар. Другие же напротив утверждают, что креативность не зависит от генов, а зависит от культуры, среды, в которой воспитывался и рос ре­бенок. Думаю, в каждом из этих мнений есть своя доля истины. Определенные природные задатки необходимы, но также боль­шое значение имеют и условия воспитания, развития человека. Творческое мышление — э~о своеобразный тип мыслительной де­ятельности, который присущ творческим людям, но его может вы­работать каждый человек (причем в любом возрасте) даже ес ли он рационален всегда и во всем. Конечно, для того чтобы вырастить гениального музыканта, художника, поэта необходим талант. Но думаю в каждом из нас можно воспитать способность к неорди­нарному, оригинальному мышлению. Возможно, наши дети не на­пишут гениальных стихов или симфоний, но они смогут научиться видеть различные грани обычной жизни, и получат возможность в будущем черпать из этого силы для дальнейшей деятельности. Способность видеть происходящее с разных сторон является одним из факторов повышающих нашу способност ь противосто­ять стрессам, справляться с ними.

Творческое мышление отличает ряд особенностей. Оно очень пластично, то есть человек может на одну задачу предложить множество решений, пусть порой абсурдных, может быть неле­пых, но решений. Д. Гилфорд описывает гибкость (пластичность) как способность к переосмысливакию возможностей предмета, применению его в новом качестве. Творческое мышление дает возможность находить варианты решений с высокой скоростью. Человек, обладающий творческим креативным мышлением спо­собен видеть и сопоставлять необычные свойства, грани проис­ходящего, создавать то, чего еще не было, то, что еще не позна­валось.

И еще хотелось бы заметить, что творческое мышление — эго не некий предмет, который можно использовать от случая к слу­чаю, его нужно постоянно развивать. Кроме этого необходимо на­учиться четко определять цели, которые предстоит решить, ведь четко поставленная задача способна мобилизовать все наши ре­сурсы к ее решению.

Вопрос об измерении творческого мышления в данном кон­тексте будет несущественным. Да и вообще, даже несмотря на то, что тесты, измеряющие креативность, существуют, невозможно адекватно оценить творчество. Вы можете развивать возмож­ности ребенка, и, мне кажется, нет предела совершенству. Игры на развитие креативности не надоедают* и могут послужить хо­рошей почвой для совместного времяпрепровождения, а также помогают наладить эмоциональную связь между взрослым и ребенком, В ходе этих игр учитесь слушать ребенка, принимать, понимать его мнение, ценить те решения, которые он способен принять.

В качестве эпиграфа к этой главе я взяла высказывание одного из известнейших гениев — Эйнштейна. Он действительно смог от­казаться от обыденности, условностей и увидеть, то чего другие не замечают. И я хочу попросить вас, уважаемые взрослые — дайте возможность вашим детям увидеть то, что сами порой не видите, не замечаете в суете своей жизни. И хочу закончить вступление к этой главе стихотворением, очень оригинальным, творческим и теплым.

Это просто листик клена.

Он пока еще зеленый.

Я его позолочу, - Подарить его хочу!

Где же краска золотая?

Может в Индии, в Китае?

Может мальчик на слоне Привезет бочонок мне?

Вот, пока я так мечтала,

Осень листья красить стала Первый листик захотел —

На ладошку мне слетел!

Осень тихо говорила:

«Я его посентябрила, - Чтобы листик подарить,

Нужно листик — сентябрить!»

(Елена Шостак)

1. Кляксы

Возьмите альбомный лист. На одной его половине поставьте пятно краски, одним или несколькими цветами. Сложите лист по­полам, пока краски не высохли и тут же разогните его. Посмотрите на изображение, которое получилось. Попробуйте придумать, на что похоже получившееся пятно.

Возможности использования: начинать лучше с одного цвета. Первые несколько раз вам нужно будет показывать, объяснять ре­бенку, как можно увидеть, на что похожа клякса.

Объяснения для ребенка: «Посмотри на этот листок. На нем по­лучилось какое-то пятно, клякса. Давай попробуем разглядеть, на что она похожа?».

2. Пуантилизм

Данная техника рисования в наше время широко используется в занятиях с детьми с самого раннего возраста. Пуантилизм — это точечное рисование пальцами по листу бумаги. Ребенок окунает пальцы в гуашь и рисует изображение.

Возможности ш пользования: как и любая другая техника ри­сования, пуантилизм способствует развитию фантазии, вообра­жения, творческого мышления. Причем последнее задействуется

При составлении сюжета рисунка, планировании выполнения ра­боты. Во время рисования желательно чтобы для каждого пальца был свой цвет краски, чтобы задействовать всю кисть, это позво­лит дополнительно стимулировать работу головного мозга, через систему нервных окончаний.

Объяснения для ребенка: задание для ребенка лучше выби­рать, исходя из актуальности той или иной темы, главное дать ему позитивный настрой и веру в свои силы, и помочь спланировать сюжет, так как сделать это самостоятельно ребенку может быть сложно. Сюжет может быть взят из сказки, мультфильма, быто­вых ситуаций — вы можете пересказать их ребенку, предложив выбрать тему.

3. Раскрашиваем мандалы

Мандалы — это одно из направлений восточного искусства. Создание мандалы в чистом виде — это религиозный ритуал, связанный с медитацией, совершенствованием духа В психологи­ческой практике этот прием используется как развитие креатив­ности, совершенствование эмоциональной сферы человека.

подпись: *\ Ребенку предлагается одна из заготовок, которую он может как просто раскрашивать, так и раскрашивать с неким смыслом, напри­мер, пытаясь показать, какое у него настроение (Рис. 52, а, б, в, г).

image062

Рис. 52 а


Возможности использования: использовать можно как бес­сюжетное раскрашивание, так и задавая некий сюжет, создавая некую историю. Например, возможны такие варианты:

• Жил-был царь. И был тот царь большой охотник до вещиц диковинных. Скатерти-самобранки, сапоги - скороходы, яблоки молодильные собирал со всего света — так любил он волшебство всякое. И вот как-тс доставили царю волшебную тарелочку, которая могла


Все показать, что бы ни спросил у нее. Одна беда — была она неказистая, некрасивая. Белая тарелка, пос­мотреть на нее тарелка тарелкой. И захотелось царю, чтобы тарелочка та стала необыкновенной. Созвал он лучших мастеров, предложил им раскрасить вещь ди­ковинную. Давай и мы попробуем придумать узор для такой волшебной тарелочки

• Скоро Новый год. Будет елка красивая и нарядная, иг­рушек на нее повесим разных... а давай-ка мы с тобой новые игрушки попробуем придумать, каких ни у кого нет. Только у нас такие будут.

4. Коллаж

Для этого задания вам понадобятся старые журналы, чем больше, тем лучше, клей, ножницы и большой'лист бумаги — это может быть ватман или кусок ненужных обоев. На заданную тему из готовых рисунков, фотографий, вырезанных из журналов, ком­понуется сюжет. Это задание очень увлекательно и интересно, как для взрослых, так и для детей. А сюжеты могут быть любыми, можно предложить, к примеру, следующие варианты.

• зима (лето, весна, осень);

• подарок ко дню рождения (или к Новому году, 8 марта и т. д.);

• мой город;

• домик в деревне;

• праздник;

• детский сад;

• магазин игрушек;

• цветочная поляна;

• скоро в школу;

• зоопарк.

Этим заданием можно занять как одного, так и нескольких де­тей. Оно благотворно влияет на творческое мышление, а также на логическое, так как необходимо задействовать понятийную сто­рону при составление единого сюжета Действия с ножницами и клеем, которые также необходимы в данном задании^ помогут раз­витию мелкой моторики. Кстати, не забудьте, что после творчес­кой работы ребенок сам должен убрать за собой, а вы ему, конечно, в этом немного поможете.

5. Конкурс рисунков

Ч

Вам понадобиться лист бумаги и несколько карандашей. Я предлагаю рисовать, но рисовать не совсем обычно. Попробуйте один из следующих вариантов:

• Рисовать вдвоем на одном листе бумаги разными ка­рандашами единый сюжет, предварительно догово­рившись друг с другом, что будет создано.

• Рисовать вдвоем на общем листе разными каоанда - шами, но молча, не договариваясь первоначально о сюжете картины.

• Рисовать вдвоем поочередно одним карандашом, не договариваясь о сюжете.

• Рисовать под диктовку. У «художника» должны быть завязаны глаза, и он создает рисунок на слух, получая инструкции.

• Рисовать «рука в руку». У «художника» глаза завя­заны, а его рукой рисует второй человек.

• Рисовать один рисунок по очереди, отводя каждому ровно по 5 секунд, а потом производя смену рисующего.

Варианты рисования можно придумывать и дальше — вашу фантазию ничто не ограничивает, но, думаю, стоит дат ь возмож­ность и ребенку побыть и в качестве управляемого и в качестве управляющего действиями другого. Когда рисунок будет создан, рассмотрите его. Спросите у ребенка, сложно или легко ему было делить карандаш, лист бумаги, слушаться безоговорочно, когда глаза были завязаны. Подумайте и о своих чувствах, если вы давали возможность управлять ребенку вашей рукой, насколько ком­фортно вам было в этой ситуации, какие чувства возникали у вас.

Готовый рисунок можно повесить на стену Это позволит ре­бенку почувствовать его значимость. Кстати, это относится ко всем работам, на создание которых ребенок потратил время и силы.

6. Скульптор

Предлагаю взять пластилин и начать лепить. Лепить все что угодно, от конкретных предметов — яблок, тарелок, до чета-то абстрактного, трудного для нашего понимания, например ска­зочных птиц, которых мы никогда не видели, цветов, которые нам незнакомы.

Может быть, вы помните — в одном из детских кинофильмов маленький мальчик вылепил из пластилина соловья. Он никогда


Его не видел, а только слышал, как он ноет и знал, что это птица. И фигурка, которую он вылепил, была похожа на птицу с хвостом из множества шариков. Когда мальчика спросили, почему так он ответил, что пение соловья похоже на перекатывание шариков, поэтому он вылепил его таким. Мальчик смог изобразить то, чего никогда не видел, он смог передать свои ощущения, некоего внут­реннего восторга от волшебной соловьиной трели.

Итак, я предлагаю взять пластилин и вылепить сказку. Сначала, наверное, сказку известную и понятную/можно сначала разыграть ее в лицах, а потом лепить. На следующем занятии можно пред­ложить ребенку сочинить свою сказку, из своих героев. Конечно, ребенку одному может быть сложно справиться с таким заданием, но, я думаю, вы поможете своему малышу Надеюсь, вы будете не против ненадолго вернуться в детство, а может быть, и пораз­мыслить о жизни таким вот необычным образом, ведь взрослым иногда тоже полезно поиграть.

7. Рисунок из каши

Мы все знаем, как один солдат варил кашу из топора, а мы вот попробуем из каши сделать рисунок.

Данное задание скорее похоже на чудо. Оно завораживает и больших, и маленьких, вызывая неизменное чувство восхищения, хотя все очень просто. И гак, начнем с рецепта

Рецепт: возьмите 100 грамм манной крупы. Высыпьте ее гор­кой на большой кусок полиэтиленовой пленки, расстеленный на столе. Добавьте туда столовую ложку водки или спирта и кусочек гуаши размером с большую ягоду клюквы. Все это хорошенько пе­ретрите руками, пока смесь не высохнет Будьте внимательны при перемешивании, чтобы не получилось комочков, они нам потом будут мешать, хотя некоторым детям нравится работать и с ними.

Для создания рисунка вам необходимо сделать массу несколь­ких цветов. Каждый цвет следует высыпать в отдельную посуду (это может быть баночка из-под детского питания, стакан, пласти­ковый контейнер), которая должна быть сухой. Чем больше цветов и оттенков вы сделаете, тем лучше. Насыщенность цве^а будет за­висеть от концентрации гуаши, ну и: естественно, от ее цвета тоже. Кроме крашеной манки вам понадобятся: клей ПВА с тонким но­сиком на бутылочке, кисточка для клея, простой карандаш, ластик, альбомные листы чистые и уже использованные, для черновиков. Ну а теперь, когда все для работы готово, можно начинать.


Лучше, конечно, данную технику сначала освоить взрослому, а потом научить ей ре­бенка. На листе создайте простой эскиз, на­пример можно предложить утенка (Рис. 53)

image063Тонким слоем клея намажьте лапки < ^

(помните там, где ляжет клей, приклеится манка одного цвета, поэтому работаем пос­тепенно, от шага к шагу). Пока клей не подсох, засыпьте манкой красного цвета то место, где был клей, сыпьте щедро, от дутни, хоть все, что есть в баночке. Подождите несколько секунд и стряхните все лишнее на черновой листок, а с него обратно в банку. Поскольку ьы сыпали только один цвет на бумагу, манка не смешивается, и цвета не пе­репутываются. Обращайте на это впоследствии внимание своего ребенка — на лист можно за один раз насыпать только один цвет, это очень важно. Кроме экономии крупы это правило заставляет четко планировать свои действия и создает условия для трени­ровки контроля над своим поведением.

Последовательно подобной процедурой «закрасьте» все детали рисунка. Клюв — коричневой крупой, лужицу — синей, самого утенка — желтой. Каждый раз выполняйте одну и ту же последо­вательность: намазать клеем одну деталь одного цвета, насыпать крупу, ссыпать ее на черновик и в банку. Чем больше оттенков вы задействуете в работе, тем интереснее получится картинка. Когда она будет готова останется только ее просушить, просто оставив на столе.

Когда вы освоите этот навык, поделитесь умением с ребенком. Обычно дети включаются в эту работу с большим удовольствием.

Кроме нанесения клея кисточкой можно использовать прием нанесения клея выдав/ иванием через тонкое отверстие носика ба­ночки» Чем тоньше вы сможете провести линию, тем аккуратнее будет работа. С применением данного приема особо красиво по­лучаются различные надписи, например можно красквс написать собственное имя.

Если вдруг так случилось, что несколько цветов перепутались, не беда: эту смесь можно использовать как дополнительный пест­рый цвет и использовать для рисования салютов или выполнения надписей.

Возможности данного задания невероятно широки:

• Развивает творческое мышление.

• Стимулирует мелкую моторику.

• Обучает планированию действий

• Способствует развитию контроля над сроим поведением.

• Помогает освоить названия цветов и оттенков

• Создает положительную эмоциональную атмосферу.

• Помогает повысить самооценку, веру в себя, свои силы.

Дерзайте. Я думаю, все получится и у вас, и у вашего ребенка, стоит только проявить капельку упорства в достижении цели.

8. Аппликация

Этот прием очень широко известен всем нам с раннего детства. Он, так же как и предыдущая техника, развивает множество функ­ций и возможностей любого человека. Несмотря на свою простоту и незамысловатость он является важной составляющей в разви­тии ребенка. И здесь я хотела бы лишь немного напомнить, какие бывают виды аппликации. Итак, что же можно клеить?

• Из цветной бумаги или картона можно вырезать раз­личные детали и приклеивать их к основе, составляя некий сюжет, который будет зависеть лишь от вашего желания и целей, которые вы перед собой пос­тавите.

• Можно эти детали не вырезать, а очень аккуратными движениями отрывать необходимые полоски бумаги и составлять композицию из них Если вы нарвете сов­сем мелкие детали размером не больше одного санти­метра, то можно будет сделать мозаику.

• Можно поиграть в модельера. К готовому контуру че­ловека, нарисованному вами на листе бумаги, нужно подобрать платье или костюм, вырезанные из ткани. Их можно приклеить или просто прикрепить, чтобы можно было менять.

• Можно взять нитки, мелко-мелко их нарезать и нало­жить на покрытый клеем рисунок, который получится очень пушистым. Так можно сделать одуванчик или пушистого котенка.

• Можно взять гофрированную бумагу и небольшие ее кусочки скатать в очень тугие шарики, а потом очень близко друг к другу приклеить, составляя из таких вот частиц картинку. Так можно сделать корзину или гроздь рябины.

• Можно приклеивать засушенные цветы и листья, со­ставляя, предположим букет.

Это всего лишь несколько приемов аппликаций, но думаю, вы сможете припомнить или придумать еще не один способ, и все они будут хороши. И беспокойство о возможном беспорядке на рабо­чем месте ничто, по сравнению с пользой и удовлетворением от этого занятия.

9. Рисуем музыку

Приготовьте все для рисования: краски, кисти, воду, клеенку на стол, альбом. Предложите ребенку послушать какое-либо му­зыкальное произведение. Лучше, если это будет классика, или хотя бы композиция, не связанная с конкретными образами, то есть, чтобы ребенок не был знаком с видеорядом к данному произ­ведению и не знал языка слов, если это песня Спросите у ребенка, что хотел выразить композитор, создавая мелодию. Что предста­вил ребенок, когда слушал ее. Попросите нарисовать если не кон­кретный образ, то хотя бы сочетание цветов, которые возникают в его воображении при ирослушивании. Спросите, какого цвета эта музыка.

10. Рисуем сказку

Вы, конечно же, читаете сказки своему ребенку. Предложите нарисовать к одной из прочитанных сказок иллюстрации. Попросите малыша изобразить главных героев, что с ними происходит, что могло бы произойти, если бы некоторые события изменились.

Когда ребенок потренируется, предложите перейти к сле­дующему шагу — самому придумать и нарисовать сказку. О чем


Угодно, не ограничивайте его фантазию, а лучше запишите за юным сказочником его произведение. Если сюжет самому ребенку придумать сложно, предложите рассказать сказку на одну из пред­ложенных тем:

• Почему курица летать не умеет?

• Сказ про то, как медведь пчел спасал.

• Почему цветы колокольчика звонить не умеют?

• Как солнце с луной встречалось.

• Как игрушки бал устраивали.

Тема может быть любой, главное условие — необычность, оригинальность. Составляя, рассказывая саму сказку, можно нарисовать ее сюжет как в виде одного рисунка, так и серии, по которой потом можно будет ее рассказывать.

11. Рисуем...

Рисовали вместе вазу — (

Я ее размазал сразу!

Рисовали мы ворону —

Я ворону пальцем тронул!

Маму мы нарисовали,

И ее поцеловали!

Долго-долго мы с сестрицей Отмывали с мылом лица,

Но отмыться не смогли,

Не отмывшись спать легли.

Говорила мама с чувством:

«Вы останетесь в веках,

Ведь у вас теперь искусство •На лице и на руках!»

(Е. Шостак)

Мы уже касались с вами темы рисования, но хочется уточнить еще некоторые моменты.

Рисовать можно великим множеством материалов:

Карандаши, мелки восковые, мелки школьные, акварель, гу­ашь, пастель, масляные краски, краски для стекла, кирпич, булыж­ник, уголь, ластик по растушеванному карандашу, фломастеры, ручки, маркеры, карандашная крошка, ягоды.


Ну и соответственно по великому множеству материалов:

Альбомный лист, бумага различной формы (треугольной, круглой, квадратной) и размера (большие листы обоев или ма­ленькие листочки), фанера, картон, бархатная бумага, асфальт, ткань, яйцо, камень

Кроме того, рисовать можно различными частыми тела, взяв карандаш или кисть руками, ногами или зубами, можно держась кисть сразу двумя руками, или просто рисовать пальцами.

В конце концов, рисовать можно на песке обычной палкой.

Дайте ребенку возможность ощутить весь спектр возможнос­тей изобразительного искусства. Все эти приемы дают возмож­ность развивать креативность, чувствительность пальцев, согласо­ванность движений рук, эмоциональную сферу ребенка. Поэтому я и предлагаю вам рисовать!

12. Для чего же эта вещь?

Выберите объект для исследования, допустим, для примера можно взять кирпич. Придумайте как можно больше способов применения этого предмета (в нашем случае будем думать над кирпичом). Они должны быть оригинальными, необычными, и вместе с тем осуществимыми, то есть абсолютная нелепица от­вергается.

Способы использования кирпича:

• построить дом;

• выложить дорожку.

• использовать как пресс, чтобы что-то приддвить;

• сделать клумбу, насыпав в полости кирпича землю и посеяв в нее семена;

• обложить большую клумбу со всех сторон;

• встать на кирпич, чтобы до чего-то дотянуться;

• что-то разбить кирпичом,

• нарисовать на асфальте рисунок;

• измерить в условных кирпичах вес чего-нибудь, воспользовавшись кирпичом как гирей;

• использовать вместо линейки, чтобы начертить линию;

• вытирать об него ноги перед крыльцом дома;

• сделать скульптурную композицию или пирамиду;


• использовать как грелку, предварительно нагрев;

• колоть кирпичом орехи;

• сесть на кирпич как на стул,

• использовать как музыкальный инструмент, ударами кирпича о кирпич выбивать ритм;

• по кирпичикам переходить через лужи;

• использовать в качестве подпорок;

• Использовать как груз, если что-то нужно утяжелить, опуская под воду.

Думаю, это еще не полный список того, что можно сделать с кирпичом, но на этом мы остановимся.

Предложите ребенку вместе придумать, что можно сде­лать с тем или иным обычным предметом. Мел, камень, лам­почка, скрепка — пусть станут почвой для ваших размышлений. В качестве примера хочется добавить, до чего однажды додумался один маленький мальчик. Он из двух зубочисток; нитки и части ватной палочки сделал лук, из которого даже можно было стре­лять. Вопрос о безопасности в данном случае — отдельная тема, главное, что ребенок догадался сам, смог отойти от обыденного стереотипа мышления и создать что-то новое.

13. Какое неожиданное чудо!

Предлагаю вместе с ребенком пофантазировать, что бы могло быть, если бы;

Люди научились лазать по деревьям как кошки; коровы научились говорить как люди; сны можно было записывать на видеокассеты и по­казывать по телевизору; дождь шел вверх; из водопровода лился сок; исчез вкус сладкого; людям не нужно было спать: всегда был день;

Все жидкое вдруг застыло, и стало твердым; не было мыла; вдруг исчезли все дома;

После лета вдруг начиналась зима, а осени бы не былс; полетели жить на другую планету; динозавры ожили, рыбы научились летать; солнце было зеленое;

• собаки дружили с кошками;

• лягушки ловили мышей;

• кони научились запрыгивать на облака;

• все полы во всех домах стали скользкими;

14. Закорючки -""х"'' сГ

Этот тип заданий чем-то похож на кляксы.

Ребенку нужно понять, на что похожи нарисо - ^

Ванные закорючки. Иногда эту игру называют «облака», называя представляемые контуры “V

Облаками, в очертаниях которых нужно найти /

Знакомый предмет. (Рис. 54) 4 |

15. Дорисуй * / V

В этом задании тоже нужно дорисовать, но только ребенку даются два одинаковых кон - Рис. 54

image064Тура, и на их основе предлагается сделать два разных рисунка.

Например, предложите ребенку дорисо­вать два очертания фей, чтобы одна стала доб­рой, а другая — злой. (Рис. 55)

Или предложите раскрасить двух клоу­нов: одного — грустного, другого — веселого (Рис. 56).

16. Оживающие фантазии ^

И снова задание пофантазировать.

image065Представьте, что ваш ребенок — знаменитый ученый и может придумать новые виды цве­тов, животных, деревьев. Предложите ему на­рисовать эти новые виды, придумать, где они обитают, за счет чего живут, чем отличаются от других. Помогите малышу создать что-то новое, невиданное, составьте вместе «легенду» для того, что создано.

17. Придумай дом Рис. ьь

Пусть ребенок попробует придумать и на­рисовать новый дом по некоему предлагаемому условию.

• У тетушки улитки сломался ее домик — раковинка. Его нужно починить. Придумай для улитки домик, в котором она сможет пожить, пока чинится ее рако­винка.


• Подумай, в каких домиках жи вут марсиане?

• А те, кто обитают на Луне или на Солнце?

• В каком доме сможет жить заколдованная царевна-ля­гушка?

• Какой домик у русалки? м

• Придумай, в каком домике мог бы жить пудель Артемон?

• Придумай домик, в котором буду жить одни дети?

• Нарисуй дом, в котором смогли бы удобно жить и мальчик-с-пальчик, и великан9

• Нарисуй дом, где живет человек, который очень любит читать книги. И читает их всегда и везде.

• Нарисуй дом для зайчика, который очень любит морковку, и хочет, чтобы ее было много?

18. Придумай новый вид транспорта

Это задание аналогично предыдущим двум. Пофантазируйте вместе с ребенком, постарайтесь придумать новый вид транс­порта. Например, если бы Баба-Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа?

19. Перевирание сказки

Предложите ребенку рассказать сказку } на новый лад Выберите любую сказку, которую знает малыш, и расскажите ее, меняя как можно больше слов на противоположные. В сказке про лису попробуйте ее сделать глупой, а не хитрой, как это часто бывает. Зайчика — смелым, й не трусливым, Теремок — дворцом, а курочку Рябу — белым лебедем.

«Жили-были мальчик и девочка. И был у них Белый Лебедь. Как-то забрал у них Белый Лебедь серебряную рыбку и выпустил ее в море. Мальчик ловил-ловил рыбку, не поймал. Девочка ло - вила-ловила рыбку, не поймала. Мимо кошка проходила, лапкой рыбку поманила, та и приплыла. Поймала 'кбШка рыбку и съела. Рад мальчик, рада депочка. А Белый Лебедь рассердился на них и говорит: «А я снова рыбку выпущу...» ■