Книги по психологии

Культура как класс явлений
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

К культуре Лесли Уайт относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Это мо­гут быть произнесенное слово, каменный топор, фе­тиш, отношения с тещей, произнесение молитвы, свя­тая вода, участие в голосовании, соблюдение субботы и т. д. Эти предметы и явления могут быть рассмотре­ны в различных контекстах: в физическом, химичес­ком, анатомическом, физиологическом, психологичес­ком, культурологическом и даже астрономическом. Нас интересует в данном случае то, что любой из них может быть рассмотрен с точки зрения отношения к анатомическим, физиологическим, психическим процессам, происходящим в человеческом организме, т. е. в соматическом контексте, а также с точки зрения их отношения к другим предметам и явлениям, т. е. в экстрасоматическом контексте. В первом случае их можно назвать «человеческое поведение», а науку, их изучающую, — «психология»; во втором — их можно назвать «культура», а соответствующую науку — «культурология». Для обозначения этого класса пред­метов и явлений Лесли Уайт вводит неологизм — «сим - волат». Любой символат может быть рассмотрен в раз­ных контекстах; Уайт приводит схему, на которой по­казано, что в соматическом контексте символат является элементом человеческого поведения и изуча-. ется психологией, а в экстрасоматическом контекс­те — элементом культуры и изучается культурологи­ей[86]. «Культура, таким образом, есть класс предметов и явлений, имеющих символическое значение и рас­смотренных в экстрасоматическом контексте»[87]. Л. Уайт определял культуру также следующим обра­зом: «Культура представляет собой организацию явле­ний, видов и норм активности, предметов (средств, ве­щей, созданных с помощью орудий), идей (веры, зна­ния) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме»[88].

Существует целый ряд развернутых определений культуры, которые Л. Уайт дал на протяжении своей жизни. Так, «культурой» он называл «определенный класс феноменов, а именно предметы и явления, свя­занные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, спо­собности к символизации. Культура состоит из матери­альных предметов — орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т. д., действий, верований и отношений, ко­торые функционируют в символическом контексте. Она представляет собой сложный экстрасоматический механизм, который определенный вид животных — че­ловек — использует в борьбе за выживание и за суще­ствование. Возможность передавать культуру небиоло­гическими средствами является одним из ее наиболее существенных свойств. Все аспекты культуры — мате­риальный, социальный, идеологический — легко пере­дать другому индивиду, поколению, возрастной группе,


Другому народу при помощи социальных механизмов. Культуру можно назвать формой социальной наследст­венности. Таким образом, мы рассматриваем культуру как континуум, как супербиологический, экстрасома - тический порядок предметов и явлений, переходящий с течением времени от одного поколения к другому. Культура, представляя собой определенный порядок феноменов, может быть описана исходя из своих соб­ственных принципов и законов. Элементы культуры действуют и взаимодействуют особым образом. Мож­но выделять принципы поведения некоторых групп культурных элементов или культурных систем в целом и формулировать законы культурных феноменов и си­стем. Культура — это организованная, интегрирован­ная система. Но внутри этой системы можно вычле­нить подсистемы, или аспекты. Для наших целей мы выделим три подсистемы культуры: технологическую, социологическую и идеологическую. Технологическая система состоит из материальных, механических, фи­зических и химических орудий труда вкупе с техноло­гией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой. Сюда входят средства произ­водства, средства существования, строительные мате­риалы, средства ведения войны и обороны. Социологи­ческая система состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных пат­тернах поведения. Внутри этой системы мы можем, в свою очередь, выделить общественную, экономичес­кую, этическую, политическую, военную, религиоз­ную системы, системы семьи, организации труда, от­дыха и т. п. Идеологическая система состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредством члено­раздельной речи или в иной символической форме. Мифология и теология, легенды, литература, филосо­фия, наука, народная мудрость и знания, восходящие к здравому смыслу, тоже входят в идеологическую сис­тему. Эти три категории составляют культурную систе­му как целое. Конечно, они взаимосвязаны; каждая влияет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Но сила воздействия в разных направлени­ях неодинакова. Главную роль играет технологическая ЭО система. Человек как биологический вид и, следова-

Тельно, культура в целом, зависят от материальных ве­щей, от механических способов приспособления к ес­тественной среде. Технологическая система первична и наиболее важна по значению; от нее зависят жизнь человека и его культура. Социальные системы, дейст­вительно, носят вторичный и вспомогательный харак­тер по отношению к технологическим системам. Грубо говоря, социальную систему можно определить как ор­ганизованные усилия людей, направленные на исполь­зование средств существования, укрытия, защиты и нападения. Социальная система — функция техноло­гической системы. Системы технологии определяют социальные системы, если меняются первые, то не­избежно изменяются последние. Идеологические, или философские, системы представляют собой орга­низацию верований, интерпретирующих людской опыт. Но и сам опыт, и его интерпретация в значитель­ной степени обусловлены технологией. Каждому типу технологии соответствует некий тип философии. Но опыт освоения внешнего мира выражается не толь­ко в технологии, он также отражается в призме соци­альной системы. Все свойства и черты общественной, политической, религиозной, экономической, военной и прочих систем отражаются в философии. Мы можем представить культурную систему в виде трех горизон­тальных слоев: технологический в основании, фило­софский наверху, социальный между ними. Чтобы противостоять космическому потоку, живые организ­мы должны захватывать свободную энергию из нежи­вых систем и использовать ее для поддержания жизни. С этой точки зрения жизнь есть борьба за свободную энергию. Энергия сама по себе ничего не значит. В культурной системе важна лишь та энергия, которая контролируется, направляется. А это уже достигается технологическими средствами, теми или иными оруди­ями производства. Культура развивается по мере то­го, как увеличивается количество энергии, потребляе­мое в годна душу населения, либо по мере роста эффек­тивности орудий труда, при помощи которых используется энергия»1.

1 Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры // Работы Л. А.Уайта по культурологии. С. 98—102.

4 Психологическая антропология

«Среди множества классов предметов и явлений, рассматриваемых современной наукой, есть один, для которого нет названия. Это класс феноменов, свя­занных с присущей исключительно человеку способ­ностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. Мы предложили назвать предметы и явления, связанные с символизированием, символатами. Дать название этому классу феноменов совершенно необходимо, чтобы стало возможным выделить его среди других классов предметов и явлений. К этому классу относят­ся идеи, верования, отношения, чувства, действия, мо­дели поведения, обычаи, законы, институты, произве­дения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, заго­воры и т. д. Так повелось, что эти предметы и явления, связанные со способностью человека к символизиро­ванию, ученые рассматривали в двух различных кон­текстах, которые можно обозначить как соматичес­кий и экстрасоматический. В первом случае для ис­следователя важна взаимосвязь между этими предметами и явлениями и организмом человека. Рас­смотренные в соматическом контексте предметы и явления, связанные с символической способностью человека, называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи, отношения, действия; то­поры и керамика непосредственно не могут быть на­званы поведением, но они созданы трудом человека, т. е. являются овеществленным поведением человека. В экстрасоматическом контексте взаимосвязь этих предметов и явлений друг с другом важнее, чем их взаимосвязь с организмом человека. И в данном слу­чае названием их будет «культура». Культура четко отграничивается от поведения человека. Она опреде­ляется таким же образом, что и объекты исследования других наук, т. е. в терминах реальных предметов и явлений, существующих в объективном мире. Наш подход выводит антропологию из окружения неосяза­емых, непознаваемых эфемерных «абстракций», не имеющих онтологической реальности. Предложен­ное определение уводит нас также от проблем, перед которыми мы неизбежно оказываемся, вставая на иО АРУ^10 точку зрения. Мы не думаем больше о том, со-


Стоит ли культура из идей и где располагаются эти идеи — в сознании наблюдаемых людей или в созна­нии антропологов; могут ли быть культурой матери­альные предметы; может ли быть культурой черта, присущая одному, двум или нескольким индивидам; должны ли считаться культурой лишь характерные черты; является ли культура овеществлением и может ли культура красить ногти. Между поведением и куль­турой, психологией и культурологией мы проводим точно такое же различие, какое существует между ре­чью и языком, психологией речи и лингвистикой»[89].