Книги по психологии

Радклифф-Браун: структурный функционализм Структурные принципы и культурные феномены
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Подход Радклифф-Брауна (Яас1сШГе-Вгоот1) может быть выражен так: ограниченное число структурных принципов применяется для сравнительного изучения различных систем с тем, чтобы показывать лежащее в основе разнообразие социальных и культурных фе­номенов. Поэтому нет нужды апеллировать к феноме­нам или причинам, лежащим за пределами ясных гра­ниц его собственной области — общества[67]. «Ведущие аналитические принципы функционализма — это «ин­теграция» и «взаимоотношение», и как таковые, куль­тура и социальная структура стали рассматриваться как идентичные или, по крайней мере, непрерыв­ные»[68]. «Это привело нас к фундаментальной аксиоме науки об обществе... Возможна ли наука о культуре? Боас говорит, что нет. Я согласен. Вы не можете иметь науку о культуре. Вы можете изучать культуру только как характеристику социальной системы. Поэтому, ес­ли вы желаете иметь науку, то это должна быть наука о социальных системах»[69].

Теория Радклиффа-Брауна вела начало от Дюрк - гейма, особенно раннего Дюркгейма, страдала чрез­мерной приверженностью «органической» аналогии с методологическими последствиями сравнительной социальной морфологии, посвященной строгой клас­сификации различных социальных структурных ро­дов и видов, и социальной физиологии, касающейся объяснения их «нормального» как противоположно­го патологическому функционированию. «Для даль­нейшей разработки понятия «функция», — писал Радклифф-Браун, — удобно использовать аналогию между социальной жизнью и органической'жиз­нью... Система отношений, посредством которой эти единицы связаны, является органической структу­рой. Как термин, здесь используемый, организм не является сам по себе структурой, он является собра­нием единиц, расположенных в структуру, т. е. в комплекс отношений... Так как здесь используется слово «функция», жизнь организма рассматривается как функционирование его структуры. Именно че­рез и посредством непрерывности функционирова­ния сохраняется непрерывность структуры... Обра­щаясь от органической жизни к социальной, если мы исследуем такое общество, как африканское или ав­стралийское племя, мы можем признать существова­ние социальной структуры. Отдельные человеческие существа, существенные единицы в этом примере, связаны посредством определенного комплекса со­циальных отношений в интегральное целое. Непре­рывность социальной структуры, наподобие непре­рывности органической структуры, не разрушается за счет изменений в единицах... Непрерывность со­храняется благодаря процессу социальной жизни, который состоит из деятельностей и интеракций от­дельных человеческих существ и организованных групп, в которые они соединяются. Социальная жизнь общины определяется здесь как функциони­рование социальной структуры»[70].

Радклифф-Браун создал теорию социальной струк­туры, которую он рассматривает как сеть социальных отношений, включающих устойчивые социальные группы, социальные категории, классы и социальные роли. Предполагается, что каждая социальная струк­турная система является самопода, ерживающейся, го­меостатической, гармонической функциональной еди­ницей; следовательно, первенство отдается взаимосвя­занности. Эмпирически работа подтверждает это изучением всегда частей, не как они существуют сами по себе, но как они функционируют в отношении с це­лым. Взаимоотношения и функциональная взаимоза­висимость являются ключами к такому анализу. Другая главная тенденция такой работы — это изучение эво­люционного структурного изменения, не радикальное или революционное изменение, но постепенная и предсказуемая трансформация одной формы в дру­гую. Оно одновременно является историческим и архе­ологическим, но по существу морфологическим. Тео­рия Радклифф-Браун о социальной структуре является одновременно инклюзивной теорией культуры[71].