Книги по психологии

Возникновение концепции «парны мира»
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Вместо того чтобы спрашивать, как субъект может «знать» реальный объект, возможно, более подходяще будет спрашивать, каким образом объект является «реальным» для субъекта. Существует некая связь между «внутренним порядком» или «картиной мира» и «внешним порядком» или «объектом», именно эта связь с экологической инвариантностью обеспечивает реальность... Теперь давайте возвратимся к субъекту и объекту в процессе знания. Что мы имеем, так это когнитивную структуру, организованную систему процессов, вступающих в контакт с некоторым аспек­том окружения (внешним или внутренним), которую, для целей упрощения, мы будем рассматривать как объект (вещь, личность, чей-либо self). Этот аспект де­кодируется в соответствии с существующей иерархи­ей личных конструктов или когниций (т. е. чьей-либо картиной мира). Подтверждение обратной связи из окружения увеличивает возможность того, что рас­сматриваемая картина мира является адекватным представлением или образом реальности. И наоборот, в той степени, в которой существует неподтверждае - мая обратная связь, требуются изменения в картине мира. Существует некий изоморфизм между личными ■> когнициями и структурными сегментами мира»[214].

подпись: 205И Основной вклад изучения «картины мира» в антропо­логию состоит в том, что в отличии от ценностного под­хода изучение «картины мира» предполагает особое внимание к категориям, в которых описывают свою культуру сами ее носители. Это предполагает признание большого разнообразия культурных систем. Изучение «картины мира» предполагает использование исследова­телем метода вживания в культуру, взгляд на нее изнут­ри, что открывает новые возможности для понимания культуры, ее центральных и периферийных элементов, механизмов культурных изменений. Важно отметить также, что ни у кого из авторов, к которым мы обраща­лись в данной главе, картина мира не является статичной и присущей всем членам этноса (культуры) без исключе­ния. Этнос обладает комплексом взаимосвязанных кар­тин мира, а культурная тема динамична и обеспечивает адекватную коммуникацию между ее носителями.