Книги по психологии

Рой Д’Дндрад: культурные значимые системы Концепция значимых систем
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Особенностью психологической антропологии по­следних двадцати лет XX столетия является интеграция ею понятийного аппарата когнитивной антропологии. Во всех рассмотренных нами выше психолого-антро - пологических концепциях присутствуют понятия, за­имствованные из когнитивной науки. Как мы убеди­лись на примере концепции М. Спиро, когнитивист - ский подход помогал преодолеть антипсихологизм символического подхода, сохраняя при этом все конст­руктивное, что было в последнем. Дискуссия между когнитивной антропологией и символической антро­пологией касалась главным образом одного наиболее принципиального вопроса: существуют ли культурные системы внутри или вовне человеческого ума? Когни­тивная антропология изучает ум человека и, очевидно, предполагает, что культура сосредоточена внутри че­ловека. Символическая антропология изучает объек­тивированную культуру, и ее не интересует, что про­исходит в уме человека; культура, по ее мнению, ле­жит вовне человеческой психики. Психологические антропологи стремились показать, что внутренняя и внешняя системы значений взаимосвязаны, более того, эта связь такова, что порождает у человека моти­вационные установки и тем провоцирует человечес­кую деятельность.

Такова концепция значимых схем Роя Д’Андрада (0'Апс1гас1е), работы которого уже многие годы счита­ются наиболее авторитетными в области исследования культурных схем. Д'Андрад работает на стыке психо­логической и когнитивной антропологии. Сам он в большей мере относит себя к когнитивной антропо­логии (хотя и участвует в психолого-антропологичес - ких сборниках), но его работы пользуются такой попу­лярностью среди психологических антропологов, что работы Д'Андрада, возможно, следует рассматривать как совершенно новое явление — когнитивное на­правление в психологической антропологии.

Что представляет собой культура, Д'Андрад в од­ной их своих наиболее известных работ[452] разбирает на примере свадебного ритуала как части американской культуры. Свадебный ритуал устанавливает систему правил, которую индивиды знают, которую разделяют и которой следуют. Кроме того, эта система правил су­ществует в определенном контексте. Свадьба — это культурно созданная целостность, социальное соглашение, что нечто имеет символическое значение. Вос­приятие символического значения действий, соверша­емых в процессе свадебного обряда, выражается не только как знание о значении символа, т. е. не только то, что совершаемые действия означают «нечто еще», нечто большее по сравнению с тем, что они означают в своем непосредственном виде (многолюдный празд­ничный ужин означает не только ужин, но и начало су­ществования новой семьи). Восприятие символов озна­чает, кроме того, следование конституированному правилу и участие в приложении этого правила (выпол­нение в процессе свадебного ритуала определенных ролей и ритуализированных действий).

Точно так же любая культурная категория созда­ет целостность, которая подразумевает как понима­ние символических значений, так и следование кон­венциональным правилам. Семья, собственность, де­виация, престиж, раса, национальность — все это создано социальным соглашением о том, «что за что считается». Хотя объекты, созданные по конститу­тивным правилам, являются абстракциями, эти абст­ракции могут быть воплощены физически. Напри­мер, флаг трактуется как воплощение государства. Системы конститутивных правил Д'Андрад называет культурными институциями. Эти правила предпола­гают, что «X следует понимать как У в контексте С»1. Класс культурно созданных целостностей включает такие понятия, как осознание, престиж, самоудовле­творение, цели, успех, способности, тяжелая работа, конкуренция, достижение и т. п. Обычно они выстро­ены в определенную иерархию. Так, в американской культуре успех для большинства людей является лич­ностной характеристикой огромной важности. Аме­риканцы полагают, что если кто-то обладает способ­ностями и если в результате конкуренции своих соб­ственных импульсов он напряженно работает и достигает поставленных целей, то он достигнет вы­сокого уровня признания. Это будет осознано как ус­пех, который принесет ему престиж и удовлетворе­ние собой. Признание — факт социальной жизни. Это тема межличностного общения.

Если анализировать отношения между значения­ми и действиями, следует отличать конститутивные правила от регулятивных. Это различение необходи­мо, если мы хотим исследовать взаимоотношение между значениями и действиями. Посредством кон­ститутивных правил в культуре устанавливаются сим­волические значения, регулятивные правила опреде­ляют нормы поведения, вытекающие из признания тех или иных символических значений. Нормы же влекут за собой действия. Таким образом конститутивные правила оказывают огромное влияние на «поведенчес­кий репертуар людей». Целые системы норм, такие как системы родства или политические системы, свя­заны с целыми системами конститутивных правил. Эта связь не подчиняется законам логики — многие схожие конститутивные правила могут быть связаны с совершенно различными нормами, относящимися к разным субкультурам. Так, в своей совокупности конститутивные и регулятивные правила формируют значимые системы, т. е. комплексы наших представле­ний и нашего поведения, связанные с тем или иным символом.

Когда мы говорим, что успех является личностной характеристикой для многих американцев, мы имеем в виду, что они не только часто говорят об успехе. Зна­чимая система, которая подразумевается под поняти­ем «успех», подобно большинству значимых систем, есть нечто большее, чем просто представление о кон­ституированной ценности. То, как некто думает о зна­чении, зависит от того, чем, как он думает, это значе­ние является. Значения в целом и культурные значи­мые системы в частности имеют четыре различных функции — репрезентативную, конструктивную, ди­рективную и эвокативную. Значения представляют мир, создают культурные целостности, указывают на необходимость определенных действий и пробуждают определенные чувства. В каждой значимой системе эти функции присутствуют в той или иной мере.