Книги по психологии

Б. Рогофф: понятие межсуОъектнвностн // Становление лнчностн
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

По мнению Б. Рогофф, социокультурный подход, тесно связанный с культурной психологией, должен изучать одновременно личностные, межличностные и групповые процессы. Она писала: «Без понимания таких взаимоконституирующих процессов социокуль­турный подход уподобляется множеству других подхо­дов, которые изучают только часть проблемы. Недо­статочно изучать взаимосвязи индивидуального раз­вития и социальной интеракции без рассматривания культурной деятельности, в которой совершаются личные и межличностные действия. Иначе у нас полу­чится, что развитие имеет место в одном плоскости и не имеет места в другой — например, что дети разви­ваются, а их культурные группы нет, или же что ребе­нок влияет на родителей, а родители на ребенка — нет;

Ь. Рогафф

Или индивид влияет на культуру, а культура на индиви­да — нет»[489].

Главный интерес Рогофф сосредоточен на изуче­нии становления личности в социокультурном процес­се, в частности, как ребенок «присваивает информа­цию» и способы мышления во взаимоотношении с ро­дителями, другими взрослыми, более способными сверстниками, в частности, в процессе «управляемого участия» в культурных сценариях, а затем в процессе сознательного «ученичества». Все эти процессы, в ка­честве процессов, где индивид влияет на свое окруже­ние, а это окружение, будь то другие индивиды или культурное окружение в целом, — на данного индиви­да, по мнению Рогофф, должны стать объектом социо­культурного исследования. При этом Рогофф стремит­ся изучать феномены, которые она называет «меж - ментальными», которые определяют, равно как и определяемы «внутрименальными процессами». Так Рогофф создает конструкт «межсубъективности»[490], от­личающийся некоторыми нюансами от одноименного теоретического конструкта Дж. Верча, который ис­пользует его при анализе усвоения социальных форм действия посредством семиотических конструкций, и К. Треварфен и Дж. Тадж, концепций которых мы коснемся ниже. Что касается медиативных средств — темы столь популярной в культурной психологии, и особенно в социокультурном подходе, то Рогофф ис­пользует это понятия, прежде всего когда говорит об «управляемом участии», подчеркивая, что используе­мые в процессе «управляемого участия» медиативные средства не создаются как-то специфически, чтобы со­действовать процессу. Скорее, культурные орудия вы­бираются или даже диктуются другими социокультур­ными силами, и любая польза, которую они могут при­нести «управляемому участию», является более или менее случайной и неожиданной.