Книги по психологии

Теория личности в личностно-центрированном нодходо
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

подпись: 137«Та теория личности, которой придерживается ис­следователь, сильно влияет на адекватность его описа­ния взрослой модальной личности. В идеале такая тео­рия личности должна иметь некоторые базовые харак­теристики. Они должны составлять релятивную стандартизированную аналитическую схему — дес­криптивно-интерпретативный язык — в рамках кото­рой модальные личности могут быть обрисованы. Они должны иметь психологическую значимость в том смысле, что данные личностные характеристики должны играть важную роль в детерминировании мы­шления и поведения индивида, и общественную реле­вантность в том смысле, что они влияют на готовность индивида поддерживать или менять существующую социокультурную систему. Эти теоретические рамки должны быть всеохватывающими, универсально при­менимыми, чтобы обеспечить максимальный охват при изучении каждого общества и максимальную сравнимость при кросс-общественных исследованиях. Но «индивидуальная психология» не дает нам теории личности, которая отвечала бы указанным выше кри­


Териям. Это одно из нескольких крупных препятствий систематическому описанию модальной личностной структуры»'.

В личностно-центрированных исследованиях на­ционального характера использовалось главным обра­зом определение понятия «личность», данное Линто­ном. Согласно ему, личность — это «организованная совокупность психологических процессов и состоя­ний, переживаемых индивидом, из которых вытекает его поведение...»[141] Подчеркивалась связь между скры­тыми психологическими процессами и поведением че­ловека. Под психологическими процессами понима­лись прежде всего ощущения, чувства, эмоциональ­ные установки, которые, по мысли ряда этнологов, в том числе Инкельса и Левинсона, имеют националь­ную специфику. Однако основное внимание этих ис­следователей было обращено на изучение, путем тес­тирования и других аналогичных методов, процентно­го соотношения различных типов эмоциональных систем (как составных частей «модальной личностной структуры»), а не на изучение связи внутренних пси­хологических процессов с поведением человека.