Книги по психологии

Позиция «двух систем»
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Третий подход, связанный со школой «Культура и Личность», ЛеВин называет позицией «двух систем». Позиция «двух систем», сформулированная А. Инкель - сом, Р. ЛеВином и М. Спиро, основанная отчасти на идеях Парсонса и Холлвела, представляет модальную личность и социокультурные институции как две взаи­модействующие системы. Каждая система включает независимые части. Каждая из систем включает требо­вания к человеческому поведению: личностная систе­ма — требование удовлетворения психологических по­требностей, социокультурная система, требование со­циально приемлемого исполнения роли, которая институциализирована в социальной структуре. Ста­бильность во взаимодействии двух частей достигается только тогда, когда их соответствующие требования функционально интегрированы стандартами выполне­ния роли, которая позволяет индивиду удовлетворить свои психологические потребности и соответствовать в то же самое время социокультурным требованиям. Психологически удовлетворенная конформность, как ее представлял Спиро[236], делает возможным то, что Ин - кельс и ЛеВин назвали функциональной конгруэнтнос­тью между личностью и социокультурной системой[237]. Поскольку эта конгруэнтность существенна для выжи­вания общества, каждое общество стремится достичь ее через социализацию детей и взрослых, и в каждом обществе эта конгруэнтность существует или как же­сткая тенденция, или как свершившийся факт. Таким образом, в обществах с высоко авторитарной структу­рой в ходе сравнительных исследований должна быть найдена большая пропорция членов с авторитарными личностными характеристиками, чем в менее автори­тарных социальных структурах. Инкельс и Левинсон не утверждают, что стабильное состояние функцио­нальной конгруэнтности универсально: неконгруэнт - ность может быть индуцирована изменениями, проис­ходящими в той или другой системе; они называют ее институционально индуцированной некогруэнтнос - тью и личностно индуцированной неконгруэнтностью. Изменения в одной системе неизбежно ведут к изме­нениям в другой, с тем чтобы была достигнута конгру­энтность. Родители рассматриваются как медиаторы изменений, трансформирующие новые социальные требования в личностные характеристики в процессе воспитания детей. Спиро, однако, в первую очередь ин­тересуется способами, которыми личность воздейству­ет на функционирование социокультурной системы как в стабильные периоды, так и в периоды изменений; он полагает, что в этом состоит основная задача психо­логической антропологии.