Книги по психологии

Значимые системы и «поток материала»
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Важным вопросом является то, как культурные значимые системы соотносятся с «потоком материа­ла». Д'Андрад рассматривает его на примере системы социального обмена. Последняя представляет собой нормы, которые регулируют движение от индивида к индивиду различных объектов, как культурно уста­новленных (символов), так и чисто физических. Систе­ма социального обмена — это не то же самое, что соци­альная структура. Социальная структура может иметь несколько различных сетей социального обмена, а для сети социального обмена нет необходимости, чтобы две взаимодействующие группы принадлежали к од­ной и той же социальной структуре. Значения, которые создают социальную структуру, действуют на сеть со­циального обмена множеством различных путей. Кон­ститутивные правила создают многообразие социаль­ных ролей, типов ситуаций и объектов, которые связа­ны нормами, касающимися прав некоторого класса людей по отношению к некоторому классу объектов в некотором классе ситуаций. Эти нормы, распростра­няясь в пространстве и во времени, являются основны­ми детерминантами действий и реакций людей, непо­средственно воздействующих на «поток материала», включая его в уже существующие значимые системы или создавая новые. Все это, конечно, не является ули­цей с односторонним движением. Внешние условия меняются, создавая социальные противоречия и про­блемы, к которым люди адаптируются, создавая новые нормы и новые конститутивные целостности. Другие же целостности постепенно дезинтегрируются/

Понятие ЛИЧНОСТИ

Личности Д'Андрад также рассматривает как сис­темы, отличные от культурных значимых систем, но с ними связанные. Их связь осуществляется через


Те идеи, ценности и установки, которые в группе обра­зуют культуру, а взятые отдельно образуют личность. Иными словами, те идеи, которые индивид должен знать, чтобы вести себя соответствующим образом в качестве члена общества, — составляют культуру, в другой же своей форме, в качестве ценностей и уста­новок — личность. Например, идеи, касающиеся успе­ха, для американцев могут быть не только частью их культурной значимой системы, но также частью их мотивационной системы и таким образом составляют часть и культуры и личности.

То, что выучено и разделяется всеми членами об­щества — есть культура, то, что освоено отдельным че­ловеком — есть личность. Такая формулировка пред­полагает, что выученные вещи — это нечто связанное с обществом, однако не существует ничего полностью разделяемого всеми членами общества. В этом случае получается, что все, что человек выучил, оказывается отчасти культурой, а отчасти личностью. Кроме того, большинство из тех, кто изучает личность, захотят рас­сматривать некоторые из вещей, которые человек дол­жен знать, чтобы вести себя соответственно культуре, как часть индивидуальной личности, а некоторые из тех, кто изучает культуру, захотят рассматривать не­которые ценности и установки как часть культуры. Вопрос о выученном, будь то применительно к культу­ре или к личности, следует рассматривать в зависимо­сти от того, как они расположены внутри системы от­ношений и процессов. В изучении культуры эти отно­шения и процессы включают адаптации группы людей друг к другу и к их окружению посредством значимых систем. В изучении личности эти отношения и процес­сы включают организацию поведения, импульсов, аф­фектов и мыслей по поводу побуждений индивида.

Проблемы, касающиеся отношений между культу­рой и личностью, проистекают из изучения культуры и опыта. Человеческий опыт представляет собой слож­ный мир, составленный из восприятия, памяти, мыслей и фантазий. Только часть опыта какого-либо человека представлена через особую систему культурных значе­ний. Существует взаимодействие между миром опыта и миром значений; в некоторых случаях культурные значения могут становиться культурно значимыми; в не-


Которых случаях индивидуальный опыт может превра­щаться в индивидуальный опыт; в некоторых случаях индивидуальный опыт и культурные значения могут не иметь между собой никакой связи. Именно динамичес­кие отношения между культурными значениями и инди­видуальным опытом делает возможным динамические отношения между «потоком материала» и культурными значениями и создает потенциальную возможность для трансформации последних.