Книги по психологии

Концептуальная история «Культуры и Личиости»
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Виктор Барнау обращается и к концептуальной ис­тории «Культуры и Личности». Более ранние исследова­ния носили конфигурационистский оттенок, подчерки­вая формирующее воздействие имплицитного образа мира данной культуры на тех, кто в ней родился. В таких исследованиях подчеркивалась пластичность человечес­кой природы, хотя допускалось, что по биологическим и другим причинам некоторые индивиды, чье поведение могло не гармонировать с доминантным стилем жизни, могли являться отклонениями от нормы. С введением психоаналитических понятий появились другие взгляды на человеческую природу. Теперь имел место акцент на биологических стимулах и потребностях человека и на способах, которыми они удовлетворялись или фрустри-


Ровались. В этих воззрениях человек не являлся просто носителем культуры. Кроме того, под влиянием психо­аналитического мышления снова стало уделяться вни­мание опыту детства и методам воспитания ребенка... Идеи культурной интеграции и образа мира могли все еще сохраняться с психоаналитическим подходом, но в таких случаях появилась тенденция связывать инте­грирующий принцип с отношениями родитель—ребе­нок и с характерной природой раннего опыта... Но с вве­дением психоаналитических понятий появилась более клиническая установка и большее внимание уделялось индивиду. Проективные тесты, первоначально предназ­наченные для клинических диагностических целей, те­перь применялись в ходе кросс-культурных полевых ис­следований; собирался материал по историям жизни и снам. ...Но очень часто антрополог не имел клиничес­кого опыта и поэтому оказывался в нехорошей позиции оценивающего заслуги конфликтующих психоаналити­ческих школ мысли... Большинство антропологов, рабо­тающих в области «Культуры и Личности», находились под впечатлением деятельности Фрейда и склонны были принимать многое из психоаналитической теории, но также находили в ней нечто фантастичное и непри­емлемое... Исследователи школы «Культура и личность» имели тенденцию быть эклектичными и неявными нео­фрейдистами... Исследователи направления «Культура и Личность» обеспечили одновременно сырой материал и теоретическую интерпретацию; но часто первый имел более продолжительную ценность, чем последняя, так как теоретические точки зрения изменялись и зависели от временных прихотей. Существовал один пункт, по которому исследователи школы «Культура и Лич­ность» склонны были соглашаться: важность для их ра­боты понятия «проекции»1.

И Работы Барнау — еще одна попытка разобраться в ос­новных концепциях психологической антропологии. Основным вкладом Барнау в антропологию является то, что и понятие культуры, и понятие личности стано­вятся все более сложными и многогранными, вырисо­вываются новые грани их взаимодействия. Однако ры-


Вок в переосмыслении этих понятий — впереди, когда антропологи начнут учитывать когнитивистские кон­цепции и когда валидность современной психологии бу­дет поставлена под вопрос.