Знн Смолка: констрцированне субъекта // Межментальные и внутриментальные процессы

Основная проблема, которую рассматривает представительница социокультурного подхода Энн Смолка: как создается посредством социальных процессов «субъект»? Как «межментальные» (межсубъективные) процессы способствуют развитию «внутриментальных» (внутрисубъективных) процессов? Как формируется индивидуальное сознание и конституируется отдельный субъект? Хотя роль социальной реальности в формировании отдельного субъекта является широко распространенной (и очевидной) идеей, возникают противоречия, когда речь идет о концептуализации этой роли и генезисе индивидуальных процессов. Неясно, следует ли рассматривать как первичное внутрииндивидуальное или межиндивидуальное функционирование[497].

Смолка останавливает свое внимание на концепции межсубъективности, которую разрабатывали Б. Рогофф[498], Ромметвайт[499], Дж. Верч[500], Дж. Тадж[501] и К. Треварфен[502]. В основе их теорий лежит предполо


Жение, что социализация в значительной степени является методом овладения формами целенаправленного действия, считающегося свойственным социокультурному окружению, т. е. формами действия, при которых достигается наиболее эффективный и рациональный результат. При этом необходимо активное участие самого социализирующегося субъекта. Межсубъективность предполагает «взаимопонимание» и «симметричный диалог»[503]. Интерпретации межсубъективности были проведены Верчем при анализе движения, касающегося усвоения социальных форм действия посредством семиотических конструкций. Верч использует понятие «определения ситуации» — «способ, которым представляются или определяются объекты или события в данной ситуации» — для описания и характеристики не только состояний, но и развивающихся уровней межсубъективности. Межсубъективность существует, когда собеседники разделяют общие аспекты их «определений ситуации»[504].