Книги по психологии

Предпосылки оозиикиооеиия школы «Культура и Личность»
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Тем не менее «работа Бенедикт послужила моделью и стимулом для других антропологов, которые более це - ленаправлено концентрировались на личности индивида и уже на основе развитых психологических теорий впо­следствии изучали отношения между культурой и лично­


Стью»[33]. Бенедикт развивает наследие Боаса — взгляд на культуру как паттернированное интегральное целое. «Поскольку Бенедикт разрабатывала эту последнюю идею, это ввергло ее в психологический поток антропо­логии, и, особенно, в течение, которое вскоре вылилось классическую школу «Культура и Личность». Во-первых, Бенедикт конструировала «культурную конфигурацию» как изоморфную к паттерном личности, таким образом предлагая исследовать взаимоотношения культура/лич­ность. Во-вторых, она уподобляла историческое разви­тие культурного паттерна биографическому развитию личности. Это явилось главной характерной чертой клас­сической теории «Культуры и Личности»[34].

Начиная с двадцатых годов психологическая антро­пологии развивалась в рамках школы «Культура и Лич­ность», приверженцы которой, как видно из названия этого научного направления, пытались выяснить связь между культурой, принятой в том или ином обществе, и личностью — носителем этой культуры. Психологиче­ская антропология изначально принципиально отлича­лась и от психологии, и от социокультурной антрополо­гии. Если первая исследовала психику индивида, а вто­рая — его поведение и мышление, чтобы с их помощью реконструировать общую картину социальной и куль­турной системы, внутри которой эти индивиды сущест­вуют, то психологическая антропология изучала и куль­туру, и индивида в комплексе, или, точнее, индивида как представителя определенной культуры. Вплоть до 60-х гг. в психологической антропологии в направлении «Культура и Личность» доминировало представление о тесной корреляция между понятиями «культура» и «Личность». На этой посылке и основывался конфигу - рационистский подход.

• Основным вкладом Рут Бенедикт в антропологию являет­ся идея о существовании некоего внутрикультурного ин­тегратора. Сейчас к концепция этоса культуры применя­ется в значительно более ограниченных рамках, чем в ис­следованиях Рут Бенедикт. Этос культуры, или, точнее,