Книги по психологии

Изучение социальной личности
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Исследования, отталкивавшиеся от понимания «национального характера» как системы установок,


Ценностей и верований, которые приняты среди чле­нов данного общества. Этот подход имел свои очевид­ные ограничения уже потому, что ясно — установки и ценности не идентичны личности как таковой, они отражают некоторый более-менее поверхностный пласт личности. Впрочем, приверженцы этого подхода и не отрицали в принципе того, что между ценностями и установками и более глубинными слоями личности имеется своя связь, но не считали необходимым вда­ваться в их суть, изучая такое явление как «националь­ный характер». В рамках этого подхода Эрихом Фром­мом (Fromm, 1900—1980) была выдвинута концепция «социальной личности», которая определялась как бо­лее-менее осознанная система идей: верований, уста­новок, ценностей, чувств. В 40-е гг. именно такой упро­щенный подход казался наиболее приемлемым для во­енных целей, и на его основе разрабатывались методы психологического воздействия на противника. Фромм определяет социальный характер как «ядро структуры характера, которая разделяется большинством членов данной культуры». Это определение с его акцентом на «разделяемости» исходит из повторяемости опреде­ленных черт. Фромм отрицал фрейдовскую концеп­цию сексуальных и агрессивных инстинктов и психо­сексуального взросления и создал свою теорию, значительно более эго-центрированную и характеро­логическую. Он отрицал теорию либидо и предлагал в качестве основной концепцию самореализации. При этом Фромм продолжал рассматривать себя в ка­честве находящегося внутри психоаналитической тра­диции и, в частности, использовал многие фрейдов­ские концепции мотивации и развития.

Некоторые из исследователей полагали, что кон­цепция «социальной личности» — это как раз то поле исследования, где можно убедительно продемонстри­ровать внутринациональную схожесть индивидов и межнациональные различия. Они рассчитывали, что успехи в изучении «социальной личности» приведут к тому, что будет выявлена связь социально-обуслов­ленных стереотипов с личным опытом индивида и будет показано, каким образом пересекается и взаи - мообуславливается индивидуально-бессознательное и социально-ценностное. По существу, в иных терми­нах и в рамках иного исследовательского поля (уже не изолированных племен, а наций) делалась попытка еще раз опробовать концепцию «основной личност­ной структуры». Наиболее откровенно концепции «основной личностной структуры» для исследования национального характера использовал Горер: на при­мере изучения характера японцев (тогдашних против­ников в войне)[136] и русских (потенциальных противни­ков в возможной войне в будущем)[137]. Для Горера на­циональный характер относится к индивидуальной личностной структуре. Согласно одному его определе­нию, он включает в себя мотивы, а согласно другому, «структуру и комбинацию черт и мотивов». При этом он не создает теории организации и функционального взаимодействия мотивов и черт. Он комбинирует «те­орию научения» (learning theory) с упрощенной фрей­дистской теорией психосексуальных стадий развития, но мало использует фрейдистскую или какую-либо иную теорию взрослой личностной структуры. Горер рассматривал поведение взрослых как «мотивирован­ное выученными импульсами или желаниями, нало­жившимися на биологические импульсы». Многие из этих желаний невербализуемы или бессознательны, они возникли в результате детского опыта вознаграж­дения и наказания. Эти мотивы и другие выученные привычки уникальным образом скомбинированы, структурированы и паттернизированы (моделизиро - ваны) в национальном характере.

Исследования «социальной личности» дали толчок развитию ценностного подхода, о котором мы будем говорить ниже.