Книги по психологии

Рут Бенедикт: учение пб зтосе культуры
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Конец 20-х — начало 30-х гг. XX в. в антропологии — период споров о соотношении психологии и культуро­логии, которые не приводили к созданию теории, сохра­няющий баланс между психологическими и культуроло­гическими крайностями. Вне рамок же сугубо умозри­тельных споров отчетливо ощущалась потребность в рабочей теории, которая, вопреки мнению Боаса о не­обходимости для антропологов коллекционирования эт­нографического материала с дальней перспективой на выведение индуктивным методом глобальной антропо­логической теории, уже сейчас могла бы служить опо­рой антропологам в их полевых исследованиях. Такая теория должна была вобрать в себя основные идеи Боа­са, которые пользовались в американской антропологии широкой популярностью, но, являясь систематизацией этих идей, получалась дедуктивной, а кроме того, неиз­бежно получала психологический крен как следствие увлечения Боаса и его последователей психологической проблематикой. Идея Боаса, что полевые исследования могут до поры до времени вестись вне каких бы то ни было концептуальных рамок, как объективное описание обширного этнографического материала, годилась для кабинетных дискуссий, но была абсолютно непримени­ма в работе антропологов-практиков, включая и самого Боаса. На место отвергнутых им антропологических те­орий должны были встать новые, синтезирующие и уг­лубляющие боасовские подходы к изучению полевого материала. Первой такую теорию предложила одной из студенток Боаса — Рут Бенедикт (Benedikt, 1887— 1948), автор классической в области психологической антро­пологии книги «Модели культуры».