Книги по психологии

Понятия культуры и личности относятся к нроцессам
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

И «культура» и «личность» являются абстракция­ми и относятся более к процессам, чем к вещам, про­должает Барнау. Мы должны избежать риска материа­лизации культуры и переакцентуации личности, как это делал Лесли Уайт в своем «культурологическом» подходе[249], или мы можем избегать риска материализа­ции личности, против чего предупреждал Хсю[250]. «Я ду­


Маю, однако, что существует тенденция среди социо­логов заблуждаться более в культурологическом на­правлении и что хорошо было противопоставить этому подчеркивание реальности личности. Конечно, если можно говорить об иерархии реальностей, я сказал бы, что личность более «реальна», чем культура. Личности существовали прежде того, как пришла в бытие куль­тура. Наши самые первые предки обладали личностью прежде, чем научились говорить или использовать примитивные орудия производства. Но поскольку лич­ность в отдаленном прошлом должна была существо­вать без культуры, культура может только быть посредником между отдельными личностями»[251]. К упо­мянутым подходам или системе положений о форма­ции личности — физиологическом, связанным с детер­минизмом детства, и ситуационном, — можно, полага­ет Барнау, добавить четвертый. Он приписывает важное влияние ценностям, установкам и предполо­жениям о жизни, которые являются характеристикой культуры, в которой родилась личность. По мере свое­го роста личность изучает традиции своего общества, его религиозные понятия, этические нормы и метафи­зические положения. Они могут значительно варьиро­ваться от одного общества к другому[252].