Книги по психологии

§ 2.2. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
П - Психология. Учебник

В современной мировой социогуманитарной науке сложился подход к исследованию особенностей человеческой природы как целостности через продукты деятельности человека. С одной стороны, существует

24


Мир природы как физическая реальность, как данность, независимая от человека. С другой - человек создает свой мир, “вторую природу” - культуру. Однако культуры не было бы без природы, потому что чело­век творит на природном ландшафте, пользуется ресурсами природы.

Велико разнообразие культур, существующих на Земле. Создавая культуру как вторую среду обитания, человек во всей мощи проявляет свой многогранный творческий потенциал. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, но, осваивая специфические условия природы, они создают мир, в котором во мно­гом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны.

Своеобразие природных условий сказывалось и до сих пор сказыва­ется на всех сторонах жизни людей. Однако неверно было бы напрямую связывать особенности природы с особенностями характера населяюще­го его народа. В повседневной жизни сообщества формируются различ­ные виды культурной практики: определенные виды деятельности, кото­рые становятся основными в его жизненном укладе. Специфические условия существования человека, сложившиеся способы добывания пи­щи, возможности взаимодействия с другими народами или их отсутствие определяют особенности его повседневного существования, влияют на все стороны его жизни и на него самого.

Итак, культура - это сфера всей человеческой жизни: материальной, духовной, интеллектуальной. Это понятие включает не только внутрен­ние (психологические, духовные) качества, но и их проявления в спосо­бах деятельности и в результатах этой деятельности. Культура - это то, что люди делают с природой, с собой, как ведут себя по отношению к окружающим, к самим себе и что они при этом думают и говорят. Культура органически соединяет в человеке его природные и социаль­ные качества, поскольку она дело рук самого человека, который явля­ется одновременно и творцом культуры, и ее представителем, носите­лем - существом культурным.

Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке, симво­лах и представленный в человеке мир, противостоящий природе. Куль­тура - это уклад жизни народа, проживающего на определенной терри­тории, она включает историю народа и данной территории, а также ви­дение народом этой жизни. Культура общества охватывает такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом основные способы производства и взаимодействия с природой, различные соци­альные институты, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, стили мышления, стереотипы межличностного поведения и особенности самовыражения, язык, а также средства передачи жизненного опыта через поколения.

Широкое понимание культуры не различает правильное и непра­вильное, хорошее и плохое упорядочение и толкование жизни общества в целом и поведения составляющих его индивидов.

Мир повседневной жизни существует, переживается и объясняется как мир организованный, однако перед каждым человеком мир предста­ет в его собственном переживании и объяснении. Но любое объяснение мира основано на предыдущем знакомстве с ним - на нашем личном и на передаваемом нам родителями, учителями, другими людьми.

Мир межличностен: человек живет среди других людей. Это мир культуры, так как с самого начала повседневность существует как со­вокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к согласию с ним. Культура возникает и продолжает формироваться в человеческих действиях.

Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собст­венную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с дру­гой - оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Поскольку обыденный здравый смысл несет в себе черты кол­лективно разделяемого опыта, у людей складывается понимание той действительности, в которой они живут. Такое понимание свойственно всем индивидам, которые принадлежат к данному культурному кругу. Систематичность обыденности, повседневности позволяет индивиду ори­ентироваться в мире и строить свое поведение соответствующим обра­зом. Правила построения человеком своего поведения, как и пережива­ние им окружающей его реальности, соответствуют существующим в данном сообществе или группе культурным образцам. Представления о мире и стандарты поведения, реализуемые в повседневных действиях, обусловливаются родной для их носителей культурой.

Итак, человек существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую он создает сам. Пространство языка, искусства, религии, науки, мифологии, совместной производст­венной и бытовой деятельности людей - все это и составляет культуру. Символическая среда существует благодаря взаимопониманию членов данного культурного сообщества. Единая культура сообщества во мно­гом определяется именно тем, что обусловливает разделяемую всеми картину мира. Картина мира организуется с помощью символов, и те, кто овладевает этими символами, приходят к общим или близким взгля­дам на мир, которые и служат основой для совместных согласованных действий.

Слова, которые мы произносим, социальные институты, в деятельно­сти которых мы участвуем, искусственные физические объекты, кото­рые используем, служат одновременно и орудиями, и символами. Они существуют в мире вокруг нас, они организуют наше внимание и дейст­вие в этом мире. В процессе формирования человеческой культуры дея­тельность предыдущих поколений накапливается в настоящем как спе­цифически человеческая составляющая окружающей среды.

Социальный мир влияет на индивида не только через действия ре­ально существующих людей, которые разговаривают, общаются, пока­зывают пример, убеждают, но и через невидимые способы действий и объекты, созданные людьми в окружающем индивида мире. Существуют не только предписанные формы социального взаимодействия: обычаи, схемы, сценарии, игры, ритуалы и т. д., но и искусственные объекты, насыщающие мир человеческим интеллектом: слова, изобретения, со­оружения и т. д.

Жизненный уклад, структуры повседневности, способы поведения и самовыражения в разных сообществах людей имеют свое своеобразие и раскрываются в типичных проявлениях, свойственных тому или иному народу, в национальном характере, в менталитете народа. Менталитет - это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной куль­туре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. При анализе менталитета следует исходить из того, что данное понятие раскрывает именно своеобразие отражения внешнего мира, которое обусловливает своеобразие способов реагирования общности людей: Другими словами, менталитет - это характерная для конкретной куль­туры специфика психической жизни представляющих данную культуру людей. В известном смысле это понятие пересекается с понятием “национальный характер”, который представляет собой этнически окрашенные стереотипы межличностного поведения. Возникает иллю­зия, что черты национального характера генетически запрограммирова­ны. Однако процесс вхождения индивида в его родную культуру осуще­ствляется посредством участия в межличностных ситуациях, т. е. через усвоение передающихся из поколения в поколение особенностей пове­дения.

Таким образом, культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. Культура - это продукт человеческой деятельности. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, т. е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность.