ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ В РАКУРСЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДОЛОГИИ И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Е. Язвинская

Статья представляет проблему здоровья человека в ракурсе телесно-ориентированной методологии и системного подхода. Феномен телесности интегрирует все аспекты системного понятия здоровья и на основе этого внедрять в психотерапевтическую практику ряд профилактических и психокоррекционных мероприятий.

Ключевые слова: здоровье, системный подход, телесно-ориентированный подход, профилактика, психотерапия, психокоррекция.

Язвінська О. Поняття здоров’я в ракурсі тілесно-орієнтованої методології і системного підходу. У статті розглядається проблема здоров’я людини в ракурсі тілесно-орієнтованої методології та системного підходу. Феномен тілесності дає змогу інтегрувати всі аспекти системного поняття здоров’я та на цій підставі впроваджувати в психотерапевтичну практику ряд профілактичних та психокорекційних заходів.

Ключові слова: здоров’я, системний підхід, тілесно-орієнтований підхід, психопрофілактика, психотерапія, психокорекція.

Yazvins’ka O. A Concept of Health is in Foreshortening of Body-Oriented Methodology and Approach of the Systems. The article presents the concept of human health in context of the body-oriented methodology and systematic approach. This allows to integrating all aspect of systematical concept of health on this basic. A number of preventive and psycho correctional measures may be introduced into the practice of psychotherapy.

Key words: health, system approach, body-oriented therapy, prophylaxis, psychotherapy.

Актуальным вопросом в психологии, медицине и других науках, изучающих человека, является вопрос дефиниции понятия здоровья человека. Так, в психологии принято различать психическое и психологическое здоровье. Психическое здоровье подразумевает адаптивное целостное функционирование психики. Психологическое здоровье предполагает, по сути дела, то же самое, только акцент с целостного функционирования психики переносится на адаптационные механизмы психики. С медицинской точки зрения, здоровье - это, прежде всего, целостное и адаптивное функционирование организма человека. Таким образом, мы получаем разные смысловые наполнения Понятия здоровья, которые требуют разных теоретико-методологических подходов к изучению данного вопроса. Тем самым, возвращаемое к расщеплению человека на психическое и соматическое, душу и тело. Безусловно, что такой дихотомический подход к человеку приводит только к снижению эффективности как психологических, так и медицинских способов лечения.

Если же рассматривать, человека с точки зрения постнекласси - ческой методологии и системного подхода, а именно как неравновесную, самоорганизующуюся систему, в которой находятся все возможные преобразования, а внешние воздействия лишь инициируют самоорганизацию, которая определяется как способность к саморазвитию. То, человек использует, прежде всего, внутренние возможности, и выбор той или иной ситуации, стратегии осуществляет сам человек. Хотя, безусловно, в процессе развития организма как системы происходит усиление дифференциации и специализации различных элементов системы, что приводит к ограничению изменчивости с параллельно нарастающей интеграцией организма. “Интеграция организма - организованность системы - увеличивает устойчивость структуры ее элементов, определяет рост динамической лабильности организма в развитии. Степень адаптационных возможностей человека, таким образом, выражает степень его организованности, в том числе, естественно, и личной гармонии. Неравновесность системы, обеспечиваемая превышением процессов ассимиляции над диссимиляцией, выражает степень ее активности, являясь необходимым условием для поддержания жизни” [2, 9]. Вот почему современная психотерапия делает акцент на интеграции бессознательного и сознательного, а это возможно только в единстве психики и тела, что является базисным тезисом телесно-ориентированной методологии. Это возвращение к монистическому пониманию человека, “...где соматическое и психическое не отделяется и во всяком случае не противопоставляется друг другу, а мыслится как неразрывная цепь тесно переплетающихся между собой процессов, проникающих друг в друга и находящихся в постоянной зависимости один от другого, а также от внешних условий, в которых живет и развивается организм” [3, 30].

Естественно, что такой подход к человеку и его здоровью требует теоретико-методологических обоснований единства психики и тела. И одним из этих обоснований выступает телесность человека. Телесность - это психофизиологические, психосоматические, биоэнергетические проявления человеческого тела, характеризующиеся двигательной активностью, являющиеся результатом онтологического и социокультурного развития и осуществляющееся в аксиологическом пространстве социума. Таким образом, парадигма телесности снимает противоречия между психикой и телом, биологическим и социальным, а также субъективным и объективным.

Телесность, включаясь в общий процесс психического развития, становится системной, знаково-символической структурой, обладающей, благодаря социализации произвольностью функционирования. Благодаря телесным функциям человек познает мир и становится частью его, влияя на него и подвергаясь влиянию. “...субъект и объект являются полюсами единой и неразрывной целостности, в рамках которой внешние воздействия только и приобретают свои качества стимула” [1, 2].

Посредством телесных функций, у ребенка происходит коммуникация с ближайшим окружением и интериоризация образа мира этого окружения, в частности родителей. Можно сказать, что механизмы формирования телесности влияют на механизмы формирования образа мира, а это значит, что и на механизмы восприятия, познавательных, когнитивных процессов и т. д.

Можно предположить, что если в механизмах формирования телесности (в структуре телесности), особенно на ранних этапах онтогенеза, возникли нарушения, то можно говорить и о нарушениях в механизмах формирования образа мира, итогом чего являются нарушения в механизмах адаптации субъекта, которые характеризуются состоянием хронического стресса и, которые становятся причиной различных психосоматических расстройств. На сегодня психосоматические расстройства рассматриваются как “сборная группа болезненных состояний, возникающих при взаимодействии соматических и психических патогенных факторов” [4, 2]. Этим объясняется единство биологических и социально-психологических механизмов “сомы” и “психики” в происхождении как собственно психопатологических, так и соматических расстройств. Очевидно, что психосоматические расстройства обязательно связаны с социально-стрессовыми факторами.

Здоровье человека невозможно рассматривать только в одном из ракурсов, а необходим целостный, системный подход в решении данной проблемы. Поэтому, независимо от анамнеза и генеза заболевания, необходимо рассматривать его с точки зрения психосоматической проблемы.

Именно поэтому современный период развития психологии характеризуется стремлением к пониманию человека как целостной системы, как интегрированное функциональное единство различных аспектов целого во времени и пространстве. Естественно, что это требует новых не только теоретико-методологических, но и практических подходов в психодиагностической и психотерапевтической работе. Мы предлагаем в работе с психосоматическими расстройствами методы биоэнергетической психопластики и телесных метафор, а также интегративную телесно-ориентированную психотерапию, включающую в себя семь психотерапевтических модальностей: телесноориентированную психотерапию, танцевально-двигательную психотерапию, арт-терапию, вокалотерапию, психосоматическую психотерапию, аналитическую психологию Юнга и когнитивную психотерапию. На наш взгляд, именно такое сочетание модальностей позволяет человеку максимально раскрыть свой вдохновенно-творческий потенциал, “Nosce te ipsum” - в переводе с латинского означает “Познай самого себя”, что в итоге позволяет найти свой путь к исцелению и реализации собственного предназначения.

Главной детерминантой психосоматической патологии является личность с ее индивидуально-типологическими особенностями, которые начинают формироваться в ранние периоды онтогенеза и являются следствием нарушений в коммуникативных механизмах родителей и ребенка, что может являться причиной возникновения базового телесного внутрипсихического конфликта. А именно формирование психофизиологических паттернов и телесных знаков, наполненных негативными смыслами, определяющих в дальнейшем создание аксиологического пространства субъекта, что, в свою очередь, способствует возникновению и формированию психофизиологических реакций на те или иные ситуации, которые влияют на работу вегетативной нервной системы, способствуя возникновению различных нарушений и патологий.

Гипотезой этого исследование послужило предположение, что причиной психосоматического расстройства является внутрипсихи - ческий конфликт, который может быть базовым телесным внутрипси - хическим конфликтом (возникать в самые ранние периоды онтогенеза, через социализацию телесных функций в результате нарушений в отношениях родители-ребенок) или как следствие базового телесного конфликта.

Необходимо отметить, что телесные метафоры (совокупность и вербализация интерцептивных ощущений) не всегда означают болезнь, хотя, чаще всего, все же указывают на соматические изменения в организме, которые могут предвосхищать болезнь.

Приведем один из примеров, подтверждающих данную гипотезу.

Пример 1. Женщина 23 года. Телесная метафора “Камень на сердце”. Обратилась за психотерапевтической помощью после ряда неудачных попыток лечения почек, а также с диагнозом невроз. Реоэнцефалографическое исследование показало, что реографические волны не регулярны, а также ряд нарушений в работе сосудов головного мозга, а именно: тонус сосудов мелкого калибра был повышен; уровень пульсового кровенаполнения снижен, ассиметричен в бассейнах внутренних сонных артерий (в>ё); венозный отток затруднен. Анализ мочи показал очень высокий уровень лейкоцитов (в анализе даже не указан в цифрах).

Необходимо отметить, высокие волевые качества этой женщины, позволившие добиться ей больших результатов в спорте. Она является обладательницей черного пояса по каратэ и ряда наград по данному виду спорта. Это позволило ей быть и финансово независимой, и открыть собственную школу по каратэ. Личная жизнь также складывалась достаточно благополучно. И все же что-то стало причиной ее достаточно серьезных заболеваний.

В ходе терапии были осознаны целый ряд вытесненных чувств и переживаний. Прежде всего это касалось ее женской идентификации. Несмотря на привлекательную внешность, она искренне считала себя некрасивой, что естественным образом отражалось на ее походке, манере двигаться, говорить, мимике. Кроме того, ситуация усугубилась тем, что ее бросил мужчина, которым она была достаточно сильно увлечена. Естественно, что такие нарушения в поло-ролевой идентификации формировались на протяжении длительного периода времени, и берут свое начало в раннем онтогенезе. Ее отец с детства вырабатывал у девочки мужские качества и стремление к независимости. Хотя, необходимо отметить, что это необходимые качества для современной женщины, конечно, если они не развиваются в ущерб фемининным качествам. В данном случае, именно это и произошло. Таким образом, молодая женщина оказалась буквально раздираема внутрипсихическим конфликтом. С одной стороны, желанием быть очень сильной и независимой (чтобы заслужить любовь отца), с другой - быть слабой, нуждающейся в поддержке.

Терапия была направлена на осознание вытесненных чувств и переживаний, а также “отреагирование” их. Кроме того, велась работа по устранению когнитивного сдвига, возникшего в результате неадекватной полоролевой самоидетификации.

В результате, у пациентки появилось чувство женственности, которое проявлялось в движениях (они стали мягче, грациознее), мимике, голосе. Появились оргазмические переживания при половой близости, (ранее не переживаемые женщиной). В связи с этим возникло чувство уверенности в себе как женщины.

После прохождения терапии, реоэнцефалографическое исследование показало, что реографические волны регулярны, уровень пульсового кровенаполнения достаточный, симметричный в бассейнах внутренних сонных артерий, венозный отток не затруднен. Анализы мочи сделанные в середине и конце терапии показали наличие лейкоцитов в середине терапии - 12-14, в конце терапии - 3-5. Кроме того, диагноз “невроз” не был подтвержден.

Таким образом, мы видим, что как только внутрипсихический конфликт был разрешен, наступило выздоровление. Это лишний раз подтверждает необходимость целостного подхода к здоровью человека.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб.-метод. по - соб.- М.: Изд-во МГУ, 1986.- 96 с.

2. Губачев Ю. М., Стамбровский Е. М. Клинико-физиологичекие основы психосоматических соотношений.- Л.: Медицина, 1981.- 430 с.

3. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и натрогенные заболевания.- М.: Медицина, 1977.- С. 111.

4. Петрюк П. Т., Якущенко И. А. Психосоматические расстройства: вопросы дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Украины.- 2003.- № 3-4.- С. 133-140.

5. Язвинская Е. С. Психология телесности.- Одесса, 2008.- С. 154.

6. Язвинская Е. С. Эффективность использования методов телесно-ориентированной психотерапии в диагностике и лечении больных вегето-сосудистой дистонией // Наука і освіта.- 2005.- № 3, 4.- С. 71-72.

7. Язвинская Е. С. Методы интегративной телесно-ориентированной психотерапии в решении проблем развития личности // Ін-т психології ім. Г. С. Кос - тюка АПН України: Наук. записки.- Вип. 27.- С. 251-258.

8. Язвинская Е. С. Методологические и практические аспекты проблемы психики и тела // Наука і освіта. Наук.-практ. журн. Південного наук. Центру АПН України.- 2006.- № 1-2.- С. 56-59.

9. Язвинская Е. С. Концепция внутриличностного конфликта в контексте телесно-ориентированной методологии // Наука і освіта.- 2007.- № 6-7.-

С. 69-74.

10.Язвинская Е. С. Психическое здоровье в контексте телесно-ориентированной методологии // Сб. межд. науч. конф. “Проблема психического здоровья в современной психотерапии”.- Львов: ЛНУ им. И. Франка, 2007.- С. 47-50.