Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности

Алисов Е. А.

Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики и психологии

Развития, Курский государственный университет ()

В статье рассматривается необходимость и возможности трансформации научного по-тенциала сенсорной экологии в рамки психолого-педагогических исследований. Дается полифункциональная оценка особенностей сенсорного мировосприятия природного ми-ра в современных условиях развития личности. Инициируется выделение феномена сен-сорно-экологической культуры.

Ключевые слова: Сенсорная экология, сенсорное мировосприятие, “чувство природы”, образ мира, сенсорно-экологическая культура

Сенсорная экология: научная многоаспектность предметного поля

Областью естественнонаучного знания с очерченным предметным кругом исследования выступает сегодня сенсорная экология, являющаяся составной частью физиологической экологии. Она связана с изучением принципов формирования сенсорных способностей ор-ганизма в различных экологических условиях и оценкой экологического “благополучия” информационного поля внешней среды. Накопление специфически значимых знаний об особенностях биологической организации и функционирования сенсорных систем воспри-ятия инициировало развитие физиологической экологии в качественно иных форматах. За-кономерным продуктом развития данной отрасли и явился весомый теоретический и экс-периментальный потенциал, оформленный сенсорной экологией.

Между тем, приоритетные направления развития общей экологии все в большей сте-пени затрагивают аспект взаимодействия мира природы и психики человека. Неоспоримые факты и подтверждения с психологической точки зрения заявляют о принципиальной зна-чимости этого аспекта. Данная тенденция общеэкологического масштаба действенна также по отношению к сенсорной экологии. Это подразумевает выраженное влияние факторов сенсорно воспринимаемого природного мира на чисто психические процессы и явления. Характерные (индивидуальные, возрастные, профессиональные и пр.) особенности миро-восприятия, рассматриваемые с экологической точки зрения, посредством функционирова-ния всей совокупности сенсорных систем накладывают заметный отпечаток на психическое состояние субъекта восприятия. Визуально, акустически, тактильно и т. д. воспринимаемые воздействия могут быть как благотворными, так и пагубными, напрямую или опосредован-но определять психические процессы. Особо актуальным становится вопрос касательно по-добного влияния на развитие личности со свойственной ему глубиной и индивидуальной динамичностью. Важен также временной показатель, отражающий продолжительность воздействия по сенсорным каналам различных экологических факторов, возможность его аккумуляции. Все это – отдельные проявления многопланового феномена психологической экологии.

Диаметрально противоположным, но не противоречащим предмету психологической экологии можно считать предмет экологической психологии, каковым является экологиче-ское сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональ-ном аспектах. В данном контексте также прослеживается особая роль, принадлежащая сен-сорно-экологической направляющей становления и развития экологической культуры как идеала экофильно ориентированной личности. Здесь обозначается самый первый рубеж сложных контактов личности и природного мира, определяющее признак экологичности как таковой начало в лице функционирования каналов сенсорного восприятия. Так, и эко-логическая психология, и психологическая экология, можно сказать, возникают на двух противоположных полюсах сопряжения “материнских” экологии и психологии. Их вычле-нение в самостоятельные области исследования вполне может показаться искусственным и необоснованным, но такая точка зрения несостоятельна хотя бы потому, что процессы та-кого “вычленения” вполне могут считаться происходящими независимо друг от друга. Вме-сте с тем, по любой из так называемых осей сопряжения – психологической или экологиче-ской – реально выявление внутренней взаимосвязи двух научных направлений. Подобные оси научного сопряжения присутствуют и в сенсорной экологии: принятие логики выделе-ния ее собственного частного предмета исследования обеспечило возможность проециро-вания свойственных общей экологии тенденций развития.

Таким образом, так же, как экология из дисциплины в рамках биологического цикла знаний трансформируется в особое отношение человека к природе, самому себе и культуре, сенсорная экология не может ограничиваться предметным полем физиологической эколо-гии, расширяя сферу подчиняющихся ее закономерностям явлений.

Функциональные особенности сенсорного мировосприятия

Продолжая образную характеристику процессов интеграции и дифференциации научного знания сенсорной экологии, можно отметить, что своеобразными точками пересечения психологической и экологической осей сопряжения ее становятся Функциональные особен-ности сенсорного мировосприятия. Под сенсорным мировосприятием понимается процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сто-рон, непосредственно действующих на сенсорные системы человека. От них напрямую бу-дет зависеть возможность гармонизации взаимодействия психических процессов, с одной стороны, и природных, с другой. Анализ прикладных задач сенсорной экологии на основе опыта изучения гуманитарных и естественнонаучных теорий позволяет выявить следую-щие из названных особенностей.

1. Биологически вид Homo sapiens, как и любой другой, запрограммирован на выжи-ваемость в конкретных природных условиях существования, этому способствует обеспечи-ваемая генетически и приобретенная в процессе эволюции совокупность признаков, в том числе и функциональных признаков строения сенсорных систем. 90 % своей истории чело-век провел в полном единении, гармонии с природой, существуя как ее часть. Сенсорно вос-принимаемая среда находилась в абсолютном соответствии с функциональными возможно-стями сенсорных систем, на достижение этого ушли миллионы лет. Последние же 250 лет настолько кардинально изменили ряд сенсорно воспринимаемых параметров, что темпы соответствующей перестройки зрительной, слуховой, тактильной систем, параметры хими-ческой коммуникации не успевают адаптироваться к новым условиям.

Обозначенный диссонанс накладывает дополнительную нагрузку на функционирова-ние сенсорных систем, превышая по ряду параметров пределы нормы. Такое положение может детерминировать состояние “сенсорно-экологического голода” или “сенсорно-экологической перегрузки”.

Причин такого резкого изменения характера сенсорно воспринимаемой информации о мире несколько:

• коренное преобразование большинства видов деятельности в современном общест-ве, ведь в процессе эволюционного развития человек в течение суток только малую часть своего времени был занят пристальным сенсорным анализом конкретной об-становки;

• увеличение темпов смены одной сенсорно воспринимаемой картины другой, порой резко отличающейся по ряду параметров, что напрямую связано с переоценкой со-временных скоростных амплитуд жизни;

• всеобщая урбанизация, отторгшая человека от естественного мира природы;

• бурное развитие всевозможных информационных технологий, способных заменять естественные природные звуки, краски, запахи на виртуальные, находящиеся зачас-тую вне пределов восприятия сенсорными системами или являющиеся опасными для восприятия (высокочастотные звуковые волны, “ядовитые” цвета, резкие запахи и пр.);

• чрезмерное стремление к стандартизации выразительных характеристик сенсорно воспринимаемых объектов и явлений, результатом которого становится однообра-зие, “серость” и унификация изначально яркого природного мира;

• вынужденное, либо неоправданное, насыщение объектов сенсорно воспринимаемой среды элементами некрофильной модальности, антагонистичными этике благогове-ния перед жизнью и др.

Итак, одна из функциональных особенностей сенсорного мировосприятия состоит в обязательности соблюдения соразмерности параметров сенсорно воспринимаемой среды функциональным параметрам сенсорных систем. Учитывая упомянутый диссонанс воз-можностей сенсорных систем и характера качественного преобразования окружающего мира, следует отметить, что особо актуализируются, с одной стороны, механизмы развития экологических представлений личности о сенсорно воспринимаемых реалиях современного мира, а с другой – механизмы регенерирующей и спасающей природный мир деятельности.

2. Не менее важной особенностью сенсорного мировосприятия выступает иерархиза-ция поступающих сенсорных импульсов по значимости, выделение наиболее актуальной в данный конкретный момент информации. Природа возможности такой иерархизации за-ложена опять-таки в эволюционных механизмах ее создания. Биологическому виду жиз-ненно необходимо из множества раздражающих факторов окружающего природного мира выбрать определяющие его судьбу. Кроме того, закономерности восприятия сенсорной ин-формации в обязательном порядке будут определяться индивидуальными физиологическими и психическими особенностями субъекта восприятия, от чего также напрямую будет за-висеть иерархизация поступающих импульсов. В этом случае подобная иерархизация опре-делит возможность принадлежности личности к так называемым “аудиалам”, “визуалам”, “кинестетикам”.

Проекция предмета сенсорной экологии в плоскость психологической экологии по-зволяет сделать акцент на собственно психологической стороне этого явления: упомянутый выбор может быть определяющим не столько жизнедеятельность организма, сколько его психическую деятельность. Сенсорная информация, поступающая об одних и тех же эле-ментах среды, может становиться или главной, или периферической в зависимости от ха-рактера деятельности индивида. Обозначенный ракурс проблемы сенсорного мировосприя-тия зависит, например, от мотивационных приоритетов личности.

3. Ориентация функциональной работы сенсорных систем на обязательную востребо-ванность взаимосвязи с другими организмами. В психолого-экологическом аспекте здесь подразумевается как прямая, так и опосредованная нацеленность на гипотетические кон-такты вербального и невербального типов. Теоретические основания рассмотрения этой особенности имеют, прежде всего, социологические корни.

4. Зависимость сенсорного мировосприятия от эмоционально-волевой динамики об-щего состояния. Принципиально значима именно динамика смены эмоционально-волевых характеристик психического состояния, т. е. предшествующая, настоящая и прогнозируе-мая последующая фазы. Спектр подобных характеристик достаточно широк и определяем индивидуальными отличительными чертами психики.

5. Необходимой предпосылкой нормальной жизнедеятельности организма является создание адекватного для формирования естественного поведения образа мира – целост-ной, многоуровневой системы представлений о мире, других людях, о себе, о своей дея-тельности, многомерного психологического образования, репрезентирующего человеку ок-ружающий мир и его самого. Иными словами, образ мира – это есть мир, как он существует для человека, как он его отражает в экологическом сознании через каналы сенсорного ми-ровосприятия. Прежде всего, с формированием образа мира, а также с общей культурой мышления, выражающейся в гармонии логического и эмпирического в познании, рацио-нального и чувственного, связан уровень истинного знания о природе.

По мере рационализации мышления и все более широкого охвата человечеством при-роды преобразующей деятельностью, которая достигает не только планетарных, но и, по существу, космических масштабов, возникает парадоксальная ситуация разрыва экологиче-ских представлений о природе, оценок ее с научными формальными описаниями законо-мерностей мира. Высокий уровень абстракции для нового типа науки, логическое конст-руирование мира, заменяющее действительную целостность взгляда на природу, приводят к формализации знаний о природной среде. Выход – в гармонизации образа мира личности: разрушении противопоставленности, отчуждённости человека от остального мира, качест-венном преобразовании характера именно сенсорного восприятия. Итак, функционально работа сенсорных систем должна в полной мере отвечать созданию адекватного для форми-рования естественного поведения образа мира.

Сенсорное мировосприятие на основе позиций интегративных взаимосвязей сенсорной экологии и психологии

Выделенные функциональные особенности сенсорного мировосприятия приведены выше на основе позиций интегративных взаимосвязей сенсорной экологии и психологии. Эти по-зиции действенны по отношению ко всем видам мировосприятия сенсорными системами, к которым согласно их классификации следует отнести, прежде всего, зрительную, слуховую, тактильную, а также хемосенсорную (вкус и обоняние) системы. Закономерно рассмотре-ние сенсорного мировосприятия пространственно-временной части природы как синтети-ческого, определенно структурного, позволяющего синхронно воспринимать и переживать явления (картины) природы и их различные признаки. На основе такого восприятия и воз-никает образ мира.

Методологическое обоснование анализа сенсорного мировосприятия в синтетическом единстве работы всех сенсорных систем содержит теория когеренции (от лат. cohaerentia – внутренняя связь), подразумевающая необходимость согласованности значимых факторов в общей структуре. Именно теория когеренции соответствует тому, что сенсорное мировос-приятие всегда цельно, но вместе с тем и избирательно – благодаря этому здесь наблюдает-ся унисонное согласование с основными положениями экологического подхода к зритель-ному восприятию Джеймса Дж. Гибсона.

Оценка взаимодействия личности и мира природы по сенсорным каналам, в большей степени относительно других согласующаяся с теорией когеренции, присутствует в работах Г. З. Апресяна. При этом он акцентирует внимание, в первую очередь, на триедином дейст-вии человеческого зрения – слуха – обоняния.

Действительно, с помощью зрения человек воспринимает по преимуществу внешние формы и приметы природных явлений. Видеть и увидеть природу – не одно и то же. Скольз-нуть взглядом или направленно созерцать картины природы – разные степени общения с ней, а значит, и неодинаковые уровни зрительного восприятия мира. Очень важно не толь-ко то, какой объект или явление природы созерцает человек, но и то, как и какими он их видит. Слухом человек воспринимает и невидимые объекты. Слуховые чувства помогают воспринимать многоголосое звучание природы – свидетельство ее неостановимой жизни, ее динамизма.

Что же касается чувства обоняния, то оно, хотя и доставляет менее сильные и значи-мые по сравнению со зрением и слухом впечатления, но, тем не менее, играет немаловаж-ную роль во взаимодействии с миром природы. Человек умеет воспринимать и оценивать запахи в их “чистом” виде, т. е. вне их практического значения. Конечно, животные также обладают обонянием и во многих случаях весьма тонким, но различают немногие запахи. Человек же различает любой запах вне связи с его происхождением и характером, отдавая предпочтение благородным ароматам, всегда ассоциирующимся со здоровым началом. Ли-шенные какой бы то ни было чисто потребительской ценности, запахи чаще всего вызыва-ют в людях лишь эмоционально-духовные чувства, что является явно выраженным психоло-го-экологическим аспектом сенсорной экологии.

Таким образом, сенсорная чувствительность человека имеет не только физиологиче-ское, но и психологическое значение. В своем историческом развитии человеческая чувст-вительность превратилась в качественно более высокую и сложную по характеру способность, в чувство, воплощающее уже определенную духовность и уровень культуры, культу-ры сенсорно-экологической.

Сенсорное восприятие, оставаясь на переднем рубеже любого взаимодействия лично-сти и природного мира, может быть как безотчетным, так и осознаваемым. Осознанное вос-приятие и переживание, особенно не единичного или мимолетного явления, а повторяю-щегося или систематического, глубокого и яркого, не ограничивается эмоциональным уровнем, а становится предметом размышления, познания. Здесь налицо движение от заро-дившегося чувства (чувств) к мысли, совершающееся при направляющей роли размышле-ний. Детерминируемое сенсорным восприятием картин природы экологическое представ-ление о воспринимаемых явлениях природы более определенно выявляет и формирует субъективное отношение к ним.

Общепедагогические предпосылки развития “чувства природы”

Жан-Жак Руссо первым употребил выражение “чувство природы”. Очевидно, модаль-ность его смыслового значения выше узкофизологического. Педагоги называют чувством природы научно-познавательное и эмоционально-эстетическое восприятие природного ок-ружения, акцентируя внимание на необходимости его развития. А насколько вообще воз-можно учить чувствовать? Можно ли научить испытывать настоящие чувства? Кто может гарантировать их реальность? Так или иначе, но путь к идеалу чувства природы все равно будет лежать по сенсорным каналам мировосприятия.

Известный швейцарский педагог XIX в. И. Г. Песталоцци, подчеркивая значение обра-зовательной среды в педагогическом процессе, рекомендовал: “Установи близко от тебя, от твоих органов чувств все предметы, положительные в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели… Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводи ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание…”.

К. Д. Ушинский писал: “…Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатле-ний моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос-питательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”. “Несчастен ребенок, – говорил К. Д. Ушинский, – если он вырос, не видя росистых лугов и не любуясь полевыми цветами”.

А когда В. А. Сухомлинский замечал, как при виде чудных пейзажей Полтавщины и за-днепровских далей глаза детей начинали сиять, а их сердце наполнялось счастьем, то без-мерно счастлив был и он сам как педагог и человек. Он настойчиво учил детей чувству при-роды. “Важно … интенсивно развивать у них (детей) чувство цвета, тона, объема, контура, перспективы и всего природно высшего”, – так пишет педагог, акцентируя внимание на “зрительном компоненте чувства природы” и продолжает, указывая, что гармония содер-жится во всем: “в единстве хмурого неба, воды, земли и притихшего леса; в строении клено-вого листа и в кронах могучих деревьев, в окраске животных и т. д., что все это человеку на-до видеть, знать и чувствовать”. Однако люди не всегда сами способны на это. Чтобы от-крыть глаза на мир и поселить в душах радость, нужна помощь воспитателей в детском са-ду, родителей дома и учителей в школе.

Таким образом, педагогу важно осознать, что, помимо других первостепенных педа-гогических задач, надо стараться пробудить в подрастающей личности способность к чувству природы, заставить “заговорить” его наряду с деятельностью интеллекта. Это означает определенную и профессиональным образом осуществляемую настройку эмоциональной способности детей, подобно тому, как настраиваются музыкальные инструменты для гар-моничного звучания.

С одной стороны, зачем это нужно, если способность сенсорно воспринимать окру-жающий мир дана человеку его биологической природой, и, с другой стороны, как это мно-го и непросто, когда целью ставится развитие у детей чувства природы!

Сенсорно-экологическая культура

Истоки экологической культуры берут свое начало в опыте народа, представляющем сово-купность элементов культурного наследия, которая передается от поколения к поколению и сохраняется в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утраче-на, поэтому сегодня предстоит расширить взгляд человека на мир, сформировать целостное мировоззрение, принять новую систему ценностей, сберечь, возродить и развить ценности культуры, способные обеспечить экосоциальное взаимодействие с природой – экологиче-скую культуру мира. В целом, экологическая культура отражает самые разнообразные от-ношения человека и общества с природой.

Наряду с этим, существует понятие сенсорной культуры, исчерпывающееся, однако, лишь с позиций возрастной физиологии в контексте сенсорного развития личности, кото-рое трактуется как формирование представлений о внешних свойствах предметов: их фор-ме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.. Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять ор-ганы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.

Сегодня назрела жизненная необходимость во взаимном регулятивном воздействии двух феноменов экологической и сенсорной культуры друг на друга. Категориальный аппа-рат рассматриваемых явлений требует, видимо, специального изучения. Очевидна же зна-чимость, “очерченность” охвата различных по сути аспектов для экологической и сенсор-ной культуры в отдельности, поэтому видится правомерным инициирование выделения ка-тегории сенсорно-экологической культуры, обладающей собственными, отличительными от характерных для (выступающих в качестве родоначальных категорий) экологической и сенсорной культуры признаками.

Сенсорно-экологическая культура Представляет собой целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен, выступающий релевантностным компонентом экологиче-ской культуры, формирующийся в процессе сенсорного мировосприятия, развития пред-ставлений, отношений, технологий взаимодействия личности и сенсорно воспринимаемого природного мира. Таким образом, сенсорно-экологическая культура сохраняет признаки общей экологической культуры, отражая важнейший аспект взаимоотношений личности и природы в процессе непосредственного сенсорного восприятия мира, что, по своей сути, является первоочередным. Данный аспект показателен интеграцией, обусловленной синте-тическим, структурным сенсорным восприятием по всем каналам – через все органы чувств – информации о внешнем мире в совокупности.

Психолого-педагогический аспект сенсорно-экологической культуры

Итак, психолого-педагогический аспект сенсорно-экологической культуры состоит, прежде всего, в обязательной направленности на осмысление и понимание следующих факторов и явлений:

• понимание соотношения между экологическими представлениями личности о сен-сорно воспринимаемом природном мире и реалиями этого мира;

• осмысление роли зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-го восприятия в складывании элементов общей панорамы окружающего мира;

• четкую дифференциацию сформированных на основе сенсорного восприятия обра-зов естественной и виртуальной действительности;

• анализ соотношений и связей сенсорной экологии, экологической психологии и эко-логической психопедагогики;

• оценку степени достоверности категорий научного знания о культуре, фактов, поня-тий, законов, теоретических выводов, гипотез, знаний особенностей сенсорного ми-ровосприятия, результатов эксперимента, практического применения научных зна-ний;

• владение понятийно-терминологическим аппаратом в сфере сенсорно-экологической культуры;

• понимание необходимости исследования и разработки сенсорно-экологического подхода к проектированию полифункциональной образовательной среды.

Литература

1. Апресян Г. З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М., 1981.

2. Глазачев С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.,1999.

3. Гривко Е. В. Формирование эколого-гуманистического образа мира старшеклассни-ков: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 1998.

4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Дмитриева Т. М. Основы сенсорной экологии: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

6. Когай Е. А. Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания. М.: Прометей, 2001.

7. Филин В. А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что – плохо. М.,1997.

8. Хацкевич Д. Х. Природа как эстетическая ценность. М., 1987.

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.