Международный симпозиум «Научная школа В. В. Давыдова: проблемы теории и практики» (16-17 сентября 2010 г.). Рефлексия участников

В рамках Международного симпозиума «Научная школа В. В.Давыдова: проблемы теории и практики» (16-17 сентября 2010 г.), приуроченного к 80-летию со дня рождения В. В.Давыдова, в большой аудитории ПИРАО состоялось пленарное заседание «Вклад научной школы В. В.Давыдова в развитие и психологической науки и образования». Пользуясь предоставленной нам возможностью, мы попытаемся обобщить и систематизировать (в первом приближении) свои впечатления от докладов, прослушанных на этом пленарном заседании.

По нашему мнению, все выступления можно объединить в четыре группы в соответствии с общей направленностью их содержания. Вниманию участников симпозиума были представлены, несомненно интересная ретроспекция, восстанавливающая исходный контекст возникновения базовых идей теории учебной деятельности, Констатация жизнеспособности Этой теории и возможностей решения на ее основе актуальных задач образования, Перспектива развития Теории и возможности выхода за границы обучения в контекст развивающего образования и антропологически ориентированной образовательной практики, а также особо ценное и значимое - Живые воспоминания о личности В. В.Давыдова.

Ретроспекция. Реконструкции исходной «точки роста», в которой впервые

Обнаруживаются черты будущей теории, было посвящено выступление Л. Ф.Обуховой «В. В.Давыдов - ученый из научной школы П. Я.Гальперина». Скрупулезный анализ диссертационного исследования В. В.Давыдова и пометок его научного руководителя П. Я.Гальперина, оставленных на полях автореферата, восстанавливает преемственность ряда идей и позволяет по-новому увидеть соотношение теории учебной деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.

К этой тематике примыкает и выступление В. С.Лазарева «Проблема формирования умственной деятельности в теориях П. Я.Гальперина и В. В.Давыдова», в котором, напротив, акцент сделан на различиях в понимании ориентировочной основы действия в рассматриваемых теориях. Представляется важным обращение к докладу В. В.Давыдова «Анализ структуры мыслительного акта» (1960 г.), в котором генез мыслительного действия был связан с понятием и понятийным опосредствованием. Наверное, можно говорить о том, что если для Л. С.Выготского мысль не завершалась в слове, а совершалась в нем, то для В. В.Давыдова мыслительный акт не завершался понятием, а совершался в понятии, в понятийном опосредствовании. Спустя почти 20 лет В. В.Давыдов вернется к изучению генеза идеальных (знаково-символических) действий в связи с проблемой интериоризации (исследование, выполненное совместно с В. П.Андроновым).

Доклады В. П.Зинченко и Б. Д.Эльконина, на наш взгляд, можно отнести к рефлексивным. Доклад В. П.Зинченко рефлексивен, начиная с названия - «Опыт думанья о думаньи». Обсуждать содержание этого выступления крайне сложно ввиду обширного, не только научного, но и о бще культурного, контекста, который Владимиру Петровичу каждый раз удается втянуть в круг обсуждаемой проблемы. Как нам представляется, исключительная способность автора к дивергенции-конвергенции идей позволяет ему увидеть культуросозидательный пафос теории В. В.Давыдова, преодолев узость психолого-педагогических оценок. На наш взгляд, содержание доклада продолжает и расширяет текст «Готовность к мысли» («Культурно-историческая психология».2005.№2), написанный к 75-летию В. В.Давыдова.

Констатация Жизнеспособности. Доклад Б. Д.Эльконина «Что такое обобщенный способ действия?» показал, как базовые понятия теории могут быть представлены в своих предельных экспериментальных конкретизациях, задающих новую модель для их понимания и позволяющих увидеть новое содержание.

«Обобщенный способ действия» - центральное понятие теории В. В.Давыдова, предстающее как результат решения учебной задачи и как показатель различения теоретической и эмпирической форм мышления, - рассматривается Даниилом Борисовичем в контексте генеза фундаментальной человеческой способности строить функциональные органы действия. Представления о том, что есть обобщенный способ действия, соотносятся с уникальной практикой в экспериментах по становлению звуко-высотного слуха АН. Леонтьева и способом экспериментирования с построением зрительного образа, предложенным В. П.Зинченко, а также - с построением образа движения в исследовании В. П.Зинченко и Н. Д.Гордеевой. Мы полагаем, что описание развивающейся под руководством Б. Д.Эльконина экспериментальной практики (исследование ААЕгоровой) позволит лучше понять происхождение обобщенного способа действия в контексте освоения культуры, а не только в границах специально организованной учебной практики.

Перспективы Развития. Доклад В. И.Слободчикова и Е. И.Исаева «Антропологические перспективы научной школы В. В.Давыдова», а также доклад В. Т.Кудрявцева «Становление системы РО: от развивающего обучения - к развивающему образованию» обозначают дальнейшие направления развития теории В. В.Давыдова. По этому вектору с ними совпадает и доклад Ю. В.Громыко «Мыследеятельностная педагогика и теория развивающего обучения В. В.Давыдова». Обобщая содержание этих выступлений, можно констатировать, что теория В. В.Давыдова сегодня становится основанием для проектной деятельности в сфере образования.

Зарубежные гости С. Веджетти (Италия) и В. Василев (Болгария) продемонстрировали интерес к теории В. В.Давыдова в связи с практикой высшего гуманитарного образования. В докладе В. Василева нельзя не отметить неожиданное для нас обращение к теории и практике исследований научной школы ЖПиаже и построение параллелей между понятиями «действие», «способ действия» и принятым в зарубежной психологии понятием «когнитивная схема».

Личность В.В. Давыдова. Особое впечатление оставили выступления Л. В.Берцфаи, В. В.Рубцова и В. С.Собкина. В них Василий Васильевич Давыдов предстал не только как автор теории, но и как Учитель, основатель научной школы, как неординарная личность, способная на поступки, которые несут в себе эффекты (и аффекты) «длительного последействия».