СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА



Д. В. УШАКОВ

Ушаков Дмитрий Викторович — заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, первый вице-президент Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей при Совете Европы), доктор психологических наук. Председатель оргкомитета международной конференции «Творчество: взгляд с разных сторон». Автор книг «Интеллект: структурно-динамическая теория», «Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве» (совместно с А. В. Растянниковым и С. Ю. Степановым), редактор учебного пособия «Когнитивная психология» (совместно с В. Н. Дружининым), книг «Познание. Общество. Развитие», «Одаренные дети: от теории к практике», «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования» (совместно с Д. В. Люсиным). Контакты:


Исследование творчества на протяжении второй половины XX века переживало отливы и приливы. Мощный толчок этой области в послевоенной Америке дал Д. Гилфорд, который в своей президентской речи перед Американской психологической ассоциацией в 1950 г. призвал психологов уделить особое внимание проблеме творчества. Д. Гилфорд знал, что говорил: в годы Второй мировой войны он возглавлял психологическую службу армии США и понимал всю важность психологической работы по диагностике и развитию способностей. В течение 20 лет после призыва Д. Гилфорда в США было сделано очень многое: разработаны методы диагностики, проведены исследования творческого процесса, творческой личности, появились корифеи этой области, стали работать научные и научно-практические центры.

В 1970-е гг., однако, в области исследований творчества наметилась стагнация: сократилось количество свежих идей, снизилась престижность проблемы. Новая волна интереса начала подниматься в последнее десятилетие прошлого века. С середины 1990-х гг. доля работ по творчеству в общем объеме всех психологических публикаций увеличилась примерно на 30% по сравнению с предыдущим десятилетием. В основе этого роста, по-видимому, лежат как требования современного общества, так и логика развития науки.

Творчество сегодня все больше воспринимается как основа общественного прогресса. Дело не только в том, что экономика становится в большей степени основанной на знании, но и в том, что в сфере самого знания способность к инновации начинает приобретать большее значение, чем репродукция готовых форм. Компьютеры постепенно берут на себя значительную часть умственной, но рутинной работы, освобождая время и интеллектуальную энергию людей для инновационной деятельности и создания индивидуального продукта. При этом, правда, получается, что люди сами не всегда готовы для такого освобождения, оказываются недостаточно творческими для решения встающих проблем. Отсюда феномены «охоты за мозгами» в межгосударственном плане, попытки развитых стран перекачивать к себе наиболее интеллектуальных и творческих людей из остальных частей мира. Проблема миграции, приводящая к громким социальным взрывам, является в корне своем проблемой борьбы за человеческие ресурсы, самые ценные из которых — интеллект и креативность.

Творчество — также глобальная теоретическая проблема психологии, по отношению к которой не будет преувеличением сказать, что в ней в особом преломлении отражаются все узловые проблемы психологии. Так, в творчестве задействованы когнитивные процессы: интеллект, память, внимание и т. д. Однако задействованы они особым образом: творчество предполагает как бы особый «режим», в котором все когнитивные процессы функционируют по-другому. При этом режиме интуиция оттесняет логику, бессознательное — сознание. Основной модус работы когнитивной системы — воспроизводство, применение к новым ситуациям выработанных средств реагирования, что обеспечивает живым и наделенным психикой существам выдающиеся адаптационные возможности. По метафоре Э. Шредин-гера, живые существа представляют собой «часы», т. е. закономерно функционирующие системы. Все, однако, меняется, когда готовые формы поведения не срабатывают. Творчество требует другого режима, нарушения обычных законов функционирования, порой — того «хромого верблюда» когнитивной системы, который оказывается первым при повороте каравана.

В контексте изучения творчества когнитивные механизмы поэтому предстают под особым углом зрения. Это происходит, например, в том случае, когда в сфере внимания проводится различение между фокальным и периферийным, в памяти выделяется «плоская» или «крутая» ассоциативная иерархия, в мышлении вдруг обнаруживается первостепенная роль интуиции. В рамках проблемы творчества в когнитивных процессах выделяются те аспекты, которые в контексте простого воспроизводства, функционирования выглядят странными сбоями, непонятными отклонениями когнитивной системы от реализации ее основных целей.

Творчество — не только когнитивный процесс, но и процесс, вовлекающий в себя целостную личность. Оно не может быть сведено к интеллекту, что показывают пороговая модель, подвергаемая, впрочем, серьезной критике на нижеследующих страницах, а также теория интеллектуального диапазона. Творческая способность предполагает такие черты личности, как независимость, уверенность в себе, склонность к риску, эстетическая ориентация, способность переносить неопределенность, юмор, порой импульсивность.

Творческий процесс и творческие способности основаны на физиологической базе. В связи с появлением современных техник пространственного представления работающего мозга (brain imaging) стало возможным регистрировать особенности мозгового функционирования в процессе решения творческих задач в противоположность нетворческим и у более творческих людей в противоположность менее творческим. В связи с этим исследуются лобные доли, правое и левое полушария, подкорковые ядра, которые, как иногда полагают, связаны с интуицией, и многое другое. Конечно, пройдена только малая часть пути, однако начало многообещающему движению положено.

Творчество является также процессом, анализ которого проводится на социальном и культурном уровнях. С одной стороны, творчество зависит от социокультурной среды. В некоторые исторические эпохи небольшие общности людей производят выдающиеся творческие продукты, как это было в послеперикловских Афинах, Флоренции периода Возрождения или, в плане художественной литературы, в России XIX века. Исследователи выделили факторы, которые влияют на появление креативных идей в науке и искусстве, такие, как культурное разнообразие, войны, наличие ролевых моделей, ресурсы, ценности. Влияние среды на креативность прослежено и на микроуровне, например, в семье, где развитию творческих способностей ребенка способствуют повышение его самооценки, разрешение эмоционального самовыражения, снижение наказаний и запретов. В этом контексте исследование творчества приобретают важную практическую направленность совершенствования педагогической системы.

С другой стороны, творчество является важнейшей стороной и детер-минантой культуры и, более того, ноосферы в понимании В. И. Вернадского. Именно благодаря творчеству происходит развитие человеческой цивилизации. Например, по мнению А. П. Назаретяна, преодоление циви-лизационных кризисов происходит не за счет возвращения к существовавшему ранее равновесию, а за счет нового решения, еще более усиливающего неравновесное состояние, т. е. фактически за счет творчества.

Более того, современное творчество становится все меньше связанным с индивидом и все больше — с коллективами, организациями и «сетями». Не только инновационный продукт корпораций, будь то автомобили или компьютерные программы, но и новые научные результаты все в большей степени оказываются принадлежащими целым группам людей. Понятие индивидуального авторства, довольно поздно возникшее в истории, постепенно размывается. Вся совокупность происходящих изменений ставит перед психологией задачу создания понятийного аппарата для адекватного описания процессов творчества, происходящего внутри целой группы людей, связанных между собой информационными, эмоциональными, дея-тельностными контактами.

Дальнейший анализ показывает, что творчество не просто не сводится к индивидуальной активности, но даже выходит за рамки человеческого существования. Как развитие, в котором возникает существенно новое, творчество лежит в самом фундаменте мира, является общесистемной закономерностью.

Выражением новой волны интереса к проблеме творчества стала прошедшая в Москве 15–18 сентября 2005 года I международная конференция «Творчество: взгляд с разных сторон». Конференция была двуязычной: из 20 секций половина прошла на русском языке, половина — на английском. В пленарных и секционных заседаниях конференции, приглашенных лекциях и постер-сессии приняли участие более 100 российских участников и более 40 иностранцев. Конференция была посвящена 85-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева (1920–1997), выдающегося исследователя, чьи работы на протяжении 40 лет с 1950-х по 1990-е гг. во многом определили направление отечественной психологии творчества.

Публикуемая ниже подборка материалов отражает некоторые результаты конференции. В соответствии с концепцией конференции проблема творчества представлена с разных сторон. Первая статья немецко-американского профессора Г. Фишера посвящена социальным аспектам творчества. Затем в двух работах обсуждается проблема творческого процесса. Одна из работ (И. Н. Семенова) выполнена в отечественной традиции рефлексивной психологии. Другая (Т. Любарта и К. Муширу) — в западной традиции тонкого анализа когнитивных и эмоциональных составляющих креативности. Статья А. Фройнда и Х. Холлинга представляет современный и реализованный на высоком уровне методической культуры подход к проблеме диагностики интеллектуальных и творческих способностей. Работа А. И. Савенкова вводит в круг психолого-педагогической проблематики и подводит к теме творческой одаренности. Эта тема продолжается американкой Дж. Мейкер, которая предлагает свой подход к проблеме соотношения интеллекта и творчества. На основе этого подхода разработаны новые виды диагностики и школьного обучения. П. А. Куличкин представляет совсем другой пласт анализа проблемы: он приводит результаты исследования эволюционного гения в музыке. Наконец, психофизиологический аспект представлен статьей И. Карлссон, которая наряду с креативностью оценивает тревожность, психологические защиты, а также то, какие зоны мозга включены в работу. В целом статьи хотя, конечно, и не охватывают всю огромную проблему творчества, дают хорошее представление о разных ее сторонах.