Куинси, Т. Скилинг, М. Лалумьер, В. Крейг. Юношеская делинквент-ность: понимание происхождения индивидуальных различий

Vernon L. Quinsey, Tracey A. Skilling, Martin L. Lalumiere and Wendy M. Craig. Juvenile Delinquency: Understanding the Origins of Individual Differences. Washington, DC: American Psychological Association, 2004.

В последние годы как в психологическом, так и в медицинском сообществах наметилась тенденция комплексного подхода к изучению психических состояний, расстройств, нарушений поведения. Все больше исследователей обращаются в своих изысканиях к построению биопсихосоциальных моделей, которые позволяют учитывать влияние самых разных факторов и охватывать наблюдаемые феномены в максимальной полноте их проявлений.

Небольшая по объему, но насыщенная по содержанию рецензируемая коллективная монография представляет один из возможных вариантов подобного мультидисциплинарного подхода и затрагивает вопросы, издавна волновавшие исследователей человеческой психики и касающиеся поиска причин разнообразия форм поведения.

Цель данного труда — приблизиться к пониманию происхождения индивидуальных различий асоциальности с позиций интегративного объяснительного подхода, а именно к пониманию склонности к агрессивному, антисоциальному, делинквентному поведению в детском, подростковом и юношеском возрасте. Теоретической базой монографии являются принципы эволюционной психологии, поведенческой генетики, психологии развития, так как именно эти научные направления позволяют на современном уровне объяснить поведение человека с учетом взаимосвязанных причинных факторов: биологических, психологических и социальных.

Книга носит концептуальный характер и не предназначена для обучения конкретным методам оценки или лечения расстройств поведения. Однако используемая авторами концептуальная основа содержит значительный объяснительный потенциал, что позволяет не только ознакомиться с современными биологическими теориями и последними научными достижениями в этой области, но и наметить принципы построения профилактических программ, призванных уменьшить уровень делинквентности.


Предвидя смешение понятий, авторы вносят терминологическую ясность в обсуждаемую тематику. Термин «проблемное поведение» используется для описания поведения, которое отступает от социальных норм. «Асоциальное поведение» — более узкий термин, обозначающий нарушение социальных контрактов. «Криминальное поведение» включает противоправные деяния. «Делин-квентность» связана с криминальным поведением в юношеском возра-те. В более широком смысле термины «преступление» и «делин-квентность» определяют такое поведение человека, которое приводит к нарушению закона и влечет за собой наказание. Это понимание традиционно и близко отечественным определениям «Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия». (Психологический словарь, 1998).

Монография состоит из введения, шести глав и эпилога. В каждой главе представлен емкий и многоплановый обзор по обозначенной тематике с привлечением иллюстративных эмпирических фактов. К особенностям изложения материала можно отнести использование информации разного уровня сложности. Сведения повышенной сложности, представляющие интерес для профессионалов, вынесены в отдельные модули.

В первых трех главах содержится необходимая для последующего анализа информационная база, представлены ключевые понятия и наиболее значительные открытия в области эволюционной психологии и поведенческой генетики, касающиеся делинквентности и механизмов формирования антисоциального поведения. Приводимые исследования мало известны в сфере гуманитарных и социальных наук, однако представляют большой интерес и могут расширить наше понимание противоправного поведения. В завершающих главах обсуждаются возможности практического приложения интегра-тивного теоретического подхода.

Авторы предостерегают от идеологических параллелей, приводящих к генетическому детерминизму, сек-сизму, расизму и т. д., и настаивают на необходимости научного подхода к изучению поведения человека, который должен опираться только на эмпирические факты и касаться существа дела.

В первой главе («Эволюционная психология») обсуждаются наиболее важные понятия, относящиеся к области эволюционной психологии, такие, как адаптация, родительский вклад, сексуальный выбор, альтруизм, генетический конфликт и выбор партнера в их связи с делинквентно-стью. Как известно, эволюционная психология сосредоточена на свойствах индивидуумов и изучает психологические особенности, которые присущи всем представителям вида, в том числе вариации человеческого поведения в зависимости от пола, возраста, условий развития, а также существующих условий социальной и биологической среды.

В качестве возможных причин половых различий в поисках пары, стремления к риску, агрессии называются гормональные факторы. Установлена связь между гормональным влиянием, экологическим отбором и поведением. Отдельно обсуждается роль половых гормонов как активаторов биологически значимых форм поведения.

Авторы считают, что различия возраста, пола, родственных связей, способов реализации ресурсов, будущих перспектив связаны с желаниями, мотивацией и поведением, включая асоциальные тенденции и делин-квентное поведение, и согласуются с принципами естественного отбора. Изучение поведения с эволюционистских позиций, по сути, сводится к изучению окружающей среды, при этом всегда приходится учитывать, что эволюция работает на выживание и относительный репродуктивный успех вида, а не на благополучие отдельных индивидуумов.

Во второй главе («Поведенческая генетика и делинквентность») приводятся результаты масштабных генетических исследований. В поведенческой генетике традиционно изучаются близнецовые пары, семьи с усыновленными детьми, их приемные и биологические родители. Большинство переменных, характеризующих психику человека, обнаруживают ненулевую наследуемость. В первую очередь это касается когнитивных способностей, а также психопатологии, в том числе делин-квентности. Молекулярные генетические исследования подтвердили наличие нескольких общих генов, отвечающих за поведенческие девиации и психопатологию. Гены могут влиять на возникновение делин-квентности посредством воздействия на личность и интеллект или через толерантность к алкоголю. Влияние генов более заметно у лиц женского пола, тогда как влияние окружающей среды больше проявляется у мужчин, что связано с биологически предопределенной вариабельностью поведения мужских особей, необходимой для выбора пары. Сочетанное влияние генетики и окружающей среды на возникновение агрессии и нарушений поведения обнаруживалось у тех приемных детей, которые не только воспитывались в неблагоприятних внешних условиях, но и имели биологических родителей с асоциальным личностным расстройством. Иными словами, наследственная предрасположенность реализовывала себя в определенной ситуации, способствующей формированию делин-квентного поведения.

Третья глава («Непосредственные механизмы развития юношеской делинквентности») посвящена обзору большого числа переменных, связанных с юношеской делин-квентностью,— от биодемографических до социоэкономических. Здесь же кратко представлены наиболее значительные социологические теории делинквентности, которые традиционно используют данные показатели, и приводятся примеры эмпирических проверок этих теорий.

Последние литературные данные свидетельствуют о том, что для детей от 6 до 11 лет наиболее точными предикторами делинквентного поведения являются прежде всего предшествующие проступки, мужской пол, низкий социально-экономический статус, асоциальные родители. Для подростков от 12 до 14 лет большее значение имеют отсутствие устойчивых социальных связей, асоциальные родственники и предшествующие правонарушения.

Признавая вклад социальных факторов, авторы тем не менее обращают внимание на то, что сами по себе семейные характеристики, такие, как безработица родителей, семейное насилие, супружеские разногласия, развод, по сравнению с индивидуально-типологическими факторами не имеют столь определяющего значения. Они могут вызвать нарушения детско-родительских отношений, что оказывает большее влияние на формирование делинквентных форм поведения. Роль семьи сказывается и в действии таких факторов, как психическое состояние родителей и их родительская компетентность. Обнаружено, что у малолетних правонарушителей гораздо чаще, чем у их сверстников, были депрессивные или эмоционально неустойчивые матери или родители с асоциальным или зависимым поведением.

Предикторы делинквентности, помимо генетической предрасположенности, имеют отношение к индивидуальному поведению, средовым факторам, семейной истории. Характеристики семьи включают проживание с асоциальными родителями, жесткую дисциплину, физические наказания и пренебрежение, бедные семейные контакты, семейные установки, способствующие насилию. Однако, как считают авторы, изобилие переменных не столько способствует, сколько препятствует пониманию механизмов делинквентного поведения. Поэтому наиболее перспективными в плане построения ин-тегративной теории авторам представляются иные критерии оценки, базирующиеся на различиях отдельных групп делинквентных подростков.

В четвертой главе («Классификация юношеской делинквентности в интегративной теоретической перспективе») авторы, ссылаясь на предшествующие исследования, выделяют три группы подростков, обнаруживающих делинквентное поведение. Первая группа — это подростки, противоправное поведение которых проявляется только в юношеском возрасте и заканчивается по достижении взрослости. Две другие группы также характеризуются ранним началом противоправных действий, однако эти действия сохраняются впоследствии на протяжении всей жизни. Одна из этих групп включает лиц, асоциальное и агрессивное поведение которых связано с их нейропатологией, являющейся следствием пре-, пери-и/или постнатальных проблем, иногда в сочетании с семейным неблагополучием. Другую группу составляют правонарушители с психопатической структурой личности. Эти три группы рассматриваются с точки зрения теоретического интегративного подхода, основывающегося на позициях эволюционной психологии, поведенческой генетики и психологии развития.

Имея в виду, что юность — период интенсивного соревнования за приобретение статуса, ресурсов, подходящей пары, авторы считают, что многие мальчики в этот период жизни вовлекаются в поведение, связанное с риском, которое иногда оказывается за пределами закона. Первичная причина их риска — различный репродуктивный успех в видовом окружении, а непосредственные причины — это те факторы, которые помогают им получить доступ к вещам, статистически способствующим репродуктивному успеху в видовом окружении.


Причины делинквентного поведения второй группы связываются с патологией и не влияют на селективную историю вида, за исключением того, что эти причины создают неудобства в социальном соревновании. Представители этой группы могут быть идентифицированы с помощью нейро-психологических тестов и других маркеров нарушений развития.

Причины асоциального поведения лиц из третьей группы авторы не считают патологичными. В силу определенной констелляции характеристик, включающих раннюю репродукцию, слабую родительскую заботу, поиск риска, агрессивность, эта подгруппа качественно отличается от других. Возможно, эти индивидуумы следуют качественно иной жизненной стратегии, подталкиваемой естественным отбором в целях сохранения вида.

Глава пятая («Половые различия агрессивности и женская делин-квентность») посвящена обсуждению одного из наиболее стойких убеждений, что мужчины агрессивнее женщин. Приводятся результаты наблюдений, из которых следует, что эта тенденция с разной степенью выраженности проявляется на протяжении всего периода развития, будучи минимальной лишь в раннем возрасте. Наиболее очевидны половые различия в тяжести совершаемых агрессивных поступков: мужчины с большей вероятностью, чем женщины, совершают серьезные преступления, связанные с насилием, тогда как лица женского пола чаще проявляют косвенную агрессию (например, распространение слухов и сплетен). Возникают вопросы, почему мужчины и женщины выражают свою агрессию разными способами и в чем истинная причина половых различий асоциального поведения.

Авторы обращаются к истории этой проблемы, ссылаясь на ранние биологические, социологические и психосоциальные теории, а также на современные исследования женской делинквентности в подростковом возрасте. Они приходят к выводу, что половые различия не объяснимы ни с демографических, ни с социальных, образовательных или медицинских позиций. Более того, предикторы противоправного поведения сходны для подростков как мужского, так и женского пола.

Анализируя сравнительные исследования агрессивности у человека и приматов, авторы предполагают, что половые различия в уровне и типе агрессии имеют отношение к сексуально обусловленным стратегиям поиска партнера. При этом, поскольку диапазон вариабельности мужских особей шире, они более агрессивны, чем женские, благодаря чему поведение, связанное с риском, для них более естественно. С этих позиций можно объяснить и женскую агрессивность, которая проявляется тогда, когда выгода такого поведения превосходит издержки. Такие ситуации могут возникать при недостатке ресурсов или партнеров. Авторы признают, что в случае женской де-линквентности еще менее ясно, когда именно асоциальное поведение является результатом патологии, а когда — чувствительной к изменениям внешней среды разновидностью репродуктивных и социальных стратегий.

Глава шестая («Предупреждение и вмешательство») является логическим завершением научного обсуждения проблемы происхождения индивидуальных различий в области юношеской делинквентности. Наиболее успешными в плане предотвращения противоправных актов авторы считают те программы (преимущественно поведенческие и когнитивно-бихе-виоральные), которые ориентированы не только на саму молодежь, но и на всю систему социального взаимодействия и при этом учитывают криминогенный характер потребностей молодых людей из группы риска. Вместе с тем профилактические и реабилитационные программы могут быть эффективны, только будучи тщательно спланированными, систематическими и последовательно реализованными. Важно, чтобы эти программы базировались на теоретических этиологических принципах, обеспечивающих рациональный подход. Успех также зависит от точности скрининговых методов, оценивающих наибольший риск хронического асоциального поведения.

Авторы считают, что ранняя профилактика и предупреждение противоправных поступков позволят распознать их возможный смысл. Не исключено, что во многом асоциальное поведение является проявлением мощной тенденции следования собственным интересам. Давно известно, что индивидуальные различия в асоциальном поведении обнаруживаются уже на ранних этапах развития. Однако, имея наследственное происхождение, они проявляются в зависимости от обстоятельств, что определяет их многообразие и ставит задачу всестороннего учета комплекса индивидуальных, контекстуальных, ситуационных и сопутствующих факторов.

Авторы выражают надежду, что их труд послужит построению более полной теории юношеской делин-квентности. По крайней мере, ставящиеся в исследовании вопросы являются ключевыми для понимания сути этого явления.

К несомненным достоинствам монографии можно отнести изобилие эмпирических фактов и цитируемых исследований. Однако, несмотря на широкий спектр излагаемых взглядов и стремление к научной корректности, в попытке авторов создать интегративную теоретическую перспективу прослеживаются редукционистские тенденции. Индивидуальные различия юношеской делинквентности объясняются в терминах адаптации, наследственности, жизненных стратегий, вариабельности поведения, целесообразности и движущих сил естественного отбора. При этом подросток выступает в качестве объекта множественных воздействий как внешних средовых условий, так и внутренней запрограммированности. По нашему же мнению, для истинно интегративного теоретического подхода к объяснению индивидуальных различий в области юношеской де-линквентности необходимо изучение всего комплекса биопсихосоциальных факторов, включая и мотивационно-смысловые аспекты личности, поиск идентичности, роль нравственных выборов и ценностных установок, столь актуальных в юношеском возрасте.

Монография может быть интересна и студентам, начинающим обучение, и специалистам в области психологии индивидуальных различий, эволюционной психологии, поведенческой генетики, и всем, кто природы человеческой агрессии и желает приблизиться к пониманию противоправного поведения.

Литература

Психологический словарь / Под ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.

Кулыгина Майя Александровна, медико-психологический центр поликлиники МГИМО(У) МИД РФ, кандидат психологических наук