Н. П. ВОРОНИН


Многое в жизни определяется тем, какому делу служит человек. Думаю, что Владимир Дмитриевич Шадриков — человек очень счастливый, поскольку его жизнь посвящена одному из самых благородных и значимых для личности и государства направлений деятельности — образованию. Он служит этому делу талантливо, честно с высочайшим чувством ответственности, используя свой опыт учителя-практика, незаурядного ученого, прекрасного организатора. Я знаю, что у него были возможности избрать другой, может быть, более легкий в карьерном отношении путь, но он не изменил своему жизненному кредо. Он занимался вопросами образования в СССР, а потом в России в очень сложное время «перестройки».

Пережил он и травлю в газетах, так как был неугоден тем, кто пытался развалить систему образования. Помню, тогда ряд членов коллектива Ярославского пединститута написал письмо «доброму» человеку из Политбюро А. Н. Яковлеву. Довелось и мне тогда пообщаться с Александром Николаевичем (кстати, выпускником ярославского пединститута). В конце беседы он сказал: «О человеке нужно судить по его делам». Уж в этом-то он был прав. Травля была прекращена, и я сильно подозреваю, что прекратили ее те люди, которые начали. Я не помню ни одного случая, чтобы Владимир Дмитриевич изменил своим принципам ради карьеры и личного благополучия. Он не любитель громких фраз и пустых обещаний, а человек дела. Как блестящий аналитик он всегда соотносит свои действия и решения с теми сложнейшими процессами, которые происходят в политике, экономике, культуре, в человеческом мышлении и духовном развитии.

Думаю, что он не полностью реализовал себя как организатор системы образования по причинам, не зависящим от него. Но несомненно одно: благодаря таким, как он, система образования в нашей стране сохранена и развивается.

Провидение, случай, промысел Божий — не знаю что, — но встреча с Владимиром Дмитриевичем Шадрико-вым сыграла в моей судьбе определяющую роль. Я ясно понимаю, что моя жизнь сложилась бы далеко не так счастливо, если бы не помощь учителя. В самые важные и сложные моменты Владимир Дмитриевич помогал советом, делом и собственным примером.

Кто-то из лидеров страны в 1990-е сказал, что политика, власть — это грязное дело. Дело не в политике или власти, дело в том, кто ими занимается. Владимир Дмитриевич был и политиком в широком смысле этого слова, и власти у него было достаточно. Но как человек исключительной порядочности он использовал это только во благо общества и людей.

Не верится, что с момента нашей первой встречи с Владимиром Дмитриевичем прошло так много лет. Но, как говорится, не годы идут, это мы проходим. На этом пути есть что вспомнить. Прежде всего, это совместная работа в пединституте.

Владимир Дмитриевич был ректором института, я — проректором. Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни. Владимир Дмитриевич достаточно жесткий руководитель, умеющий ставить значимые цели, видеть пути их достижения, требовать творческого, честного выполнения каждым сотрудником своих обязанностей. Именно тогда институту был дан импульс, который вывел его в лучшие педагогические вузы России.

Надо сказать, что за внешней жесткостью, а подчас холодностью скрывается очень отзывчивый и добрый человек. Скольким людям он помог и помогает без лишних слов и саморекламы!

Когда мы встречаемся с Владимиром Дмитриевичем за чашкой чая, он любит вспоминать, как, будучи председателем студсовета в общежитии, с помощью белого, накрахмаленного платка проверял чистоту в комнатах.

Когда-то, в одной стране новый президент сказал уходящему: «Поверьте, господин президент, жизнь начинается в 70».

Наверное, это правда. Как говорится, «не могут же они все время врать».

С юбилеем, учитель, коллега, друг!


Воронин Николай Павлович, заместитель губернатора Ярославской области