ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПОРТНОВА

5 декабря 2006 года не стало профессора Анатолия Александровича Портнова – замечательного клинициста, энциклопедически образованного ученого, выдающегося психопатолога и психиатра. Анатолий Александрович не дожил до своего девяносто второго дня рождения две недели.

А. А. Портнов родился в 1914 г. в городке Красный Холм Тверской губернии. Уже в детские годы начал проявлять интерес к знаниям и высокие способности в учебе. Интересы и круг познаний А. А. Портнова всегда были разносторонними: медицина, биология, философия, литература, искусство. В 14 лет школьник Толя Портнов был корреспондентом местной газеты «Красный пахарь». Много позже, будучи аспирантом института им. В. М. Бехтерева, вел колонку театральной критики в ленинградском журнале «Смена». Анатолий Александрович был знаком и дружен со многими советскими писателями и деятелями искусства. Блестяще окончив среднюю школу, А. А. Портнов поступил во 2-й Ленинградский медицинский институт, где с первых лет учебы проявил глубокий интерес к психиатрии.

Своим первым и главным учителем в психиатрии Анатолий Александрович считал профессора Р. Я. Голант, под руководством которой он закончил аспирантуру по психиатрии в Ленинградском психоневрологическом институте, впоследствии получившем имя В. М. Бехтерева. Раису Яковлевну Голант Анатолий Александрович вспоминал с преклонением, любовью и теплотой до последних дней, гордясь столь лестным для себя ученичеством, а годы, проведенные в аспирантуре под ее началом, считал самым ярким периодом своего развития как психиатра-клинициста. Своими учителями в психиатрии А. А. Портнов считал также С. С. Вайля и В. А. Гиляровского.

Несмотря на необычайную одаренность и тонкое знание психиатрии, Анатолий Александрович позже многих своих сверстников защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Это объясняется и пренебрежением карьерными успехами, и щепетильностью истинного ученого и настоящего интеллигента.

Щепетильность Анатолия Александровича как нельзя лучше характеризуется следующим фактом его биографии. Его первая диссертационная работа была посвящена так называемым диэнцефалезам. Она получила первую премию на конкурсе молодых ленинградских ученых и лестные отзывы коллег. Катамнестическое исследование показало, однако, что со временем диэнцефалез «преобразился» в не вызывающую сомнений шизофрению. И, хотя один из многих расположенных к талантливому молодому психиатру профессоров уговаривал его защитить эту работу, внеся определенные изменения, Портнов решительно отказался от защиты диссертации и уехал в Горький, где принял должности ассистента кафедры психиатрии медицинского института и главного врача областной психиатрической больницы. В Горьком Анатолий Александрович занялся углубленным изучением психопатологии химических отравлений. Защита кандидатской («Материалы к проблеме специфичности экзогенных психозов»), а впоследствии и докторской («Особенности развития и течения алкоголизма») диссертаций состоялась уже после войны.

В 1942 г. А. А. Портнов, отказавшись от имевшейся у него брони, потребовал призыва в действующую армию. При непосредственном участии А. А. Портнова впервые была создана система военно-психиатрической помощи в условиях войны. Он организовал и возглавил психиатрические отделения армейского и фронтового госпиталей, способствовал созданию отдельных психиатрических госпиталей, был главным психиатром 5-й Армии. Невзирая на то, что этого не требовали его служебные обязанности, Анатолий Александрович часто бывал на передовой. За героизм, проявленный на фронтах Великой Отечественной войны, А. А. Портнов был награжден двумя орденами Красной Звезды и боевыми медалями. Получив боевую контузию, Анатолий Александрович (очень характерная для Портнова история!) не озаботился оформлением связанных с этим документов и впоследствии никогда не думал о получении каких бы то ни было льгот.

Опыт работы фронтовым врачом оказал колоссальное влияние на А. А. Портнова. Клиническое наблюдение сотен раненых и больных и его научная оценка позволили А. А. Портнову внести существенный вклад в развитие военной психиатрии. Усилиями Анатолия Александровича, его коллег и учеников разрабатывались такие новые или недостаточно изученные вопросы военной психиатрии, как особенности психических расстройств при закрытых травмах черепа, дифференциальная диагностика постконтузионных состояний, психопатология внечерепных боевых ранений, оценка роли соматических факторов в развитии острого параноида военной обстановки.

После демобилизации в 1946 г. А. А. Портнов вернулся в Горький, но в 1950 г. был вызван в Москву, чтобы занять должность Главного психиатра Минздрава СССР. Несмотря на колоссальную загруженность в связи с восстановлением дезорганизованной в годы войны системы оказания психиатрической помощи населению, Анатолий Александрович продолжал научную и преподавательскую деятельность, а также любимую им публицистическую работу, занимая должность ассистента кафедры психиатрии 1-го Московского медицинского института и заведуя отделом науки в «Медицинской газете».

Сфера клинических и научных интересов А. А. Портнова в 1950-е гг. включала изучение олигофрении и девиантного поведения детей и подростков. Анатолий Александрович организовывал Всесоюзные конференции по этим, очень волновавшим его проблемам, принимал участие в создании специальных школ и разработке системы медико-психологической помощи детям и подросткам с нарушениями поведения.

С 1953 по 1963 г. А. А. Портнов последовательно занимал должности научного сотрудника, ученого секретаря и заместителя директора Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РСФСР. Здесь, как и везде, в полной мере проявилась его способность большого ученого по-новому взглянуть на давно, казалось бы, устоявшиеся представления. Занявшись проблемой шизофрении, он вводит в психиатрию понятие синдромотаксиса – закономерного развития болезни со сменой психопатологических синдромов при эндогенных процессах. А. А. Портновым предложено понятие осевых синдромов, сохраняющихся на всем протяжении болезни.

С 1963 по 1969 г. А. А. Портнов возглавляет кафедру психиатрии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. Анатолию Александровичу удалось открыть принципиально новые направления научных исследований кафедры. Он уделял большое внимание детальной разработке учения Карла Бонгеффера об экзогенных психозах, что нашло отражение в целом ряде выполненных под его руководством научных работ.

Коллективом кафедры стали разрабатываться многие важные вопросы теоретической и клинической психиатрии: психопатология страха, паники и эмоционального напряжения; психопатологическая и философская оценка состояний помрачения сознания; индивидуальное и массовое действие галлюциногенов; психиатрия катастроф; психические расстройства вследствие химического и радиационного воздействия; психопатологические аспекты адаптации в разных географических широтах; психопатология автономного плавания на военном флоте. Память о А. А. Портнове как одном из самых ярких и талантливых заведующих на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии хранят до сих пор. В 2005 г. там была проведена конференция, посвященная девяностолетнему юбилею Анатолия Александровича.

В 1969 г. Анатолий Александрович возвращается в Московский научно-исследовательский институт психиатрии, приняв пост его директора. В 1980 г. А. А. Портнов основал кафедру психиатрии и наркологии факультета повышения квалификации врачей Московского медицинского стоматологического института, которую возглавлял в течение многих лет, оставив плеяду талантливых учеников.

Интерес к наркологии, появившийся в послевоенные годы, Анатолий Александрович сохранил на всю свою жизнь и многое сделал в этой области. Огромные научные заслуги А. А. Портнова позволяют ему по праву считаться основоположником современной российской наркологии.

Исходя из опыта изучения психопатологии химических отравлений, Портнов заставил своих современников оценить феномен хронической алкогольной интоксикации с принципиально новых позиций.

А. А. Портнов показал роль изменения толерантности в течение алкоголизма, во многом опередив зарубежные научные разработки в этом направлении, ввел в наркологию понятия синдрома измененной реактивности. Впервые в отечественной психиатрии и наркологии он представил клинико-психопатологический анализ «тяги» к алкоголю, выделил обсес-сивный вариант влечения к спиртному и определил его роль в развитии болезненного пристрастия к выпивке, описал феномен «борьбы мотивов» у больных алкоголизмом. Концентрация внимания врача на болезненном влечении к алкоголю позволяла, в соответствии с динамической концепцией болезни по Портнову, ставить диагноз алкоголизма на первой стадии патологического процесса, когда абстинентный синдром еще не сформирован.

Анатолием Александровичем предложена простая и наглядная классификация алкоголизма, в основу которой положен критерий течения болезни с выделением трех стадий. Классификацией Портнова в диагностике алкоголизма психиатры и наркологи в России и многих сопредельных странах пользуются до сих пор. Анатолий Александрович впервые ввел в клиническую практику понятие полинаркомании и обратил внимание врачей на эту клиническую категорию.

Именно А. А. Портнову принадлежит блестящее и остроумное высказывание, что наркология – это огромное поле экспериментальной психиатрии. Анатолий Александрович имел в виду, что благодаря огромному числу наркологических больных, «добровольно участвующих в затяжном, а нередко пожизненном эксперименте», врачи и ученые могут изучать особенности воздействию алкоголя и наркотиков на мозг и организм в целом на бесконечном клиническом материале.

До самых последних лет Анатолий Александрович Портнов хотя бы раз в году читал лекции врачам-психиатрам, неизменно собирая большие аудитории.

Будучи блестящим ученым, клиницистом и педагогом, Анатолий Александрович не придавал, к сожалению, особого значения учебным и научным публикациям, отмахивался от заказов издателей и от настойчивых просьб коллег и близких об издании книг и поэтому оставил очень скромное письменное наследие. Уникальное знание истории психиатрии, особенно русской психиатрии XX века, стройные и оригинальные психопатологические концепции Анатолий Александрович навсегда унес с собой.

Совсем немногочисленный (для ученого и клинициста такого масштаба) список книг А. А. Портнова включает монографии «Острый тетраэтиловый психоз» (1956), «Алкоголизм» (1962), дважды изданную в соавторстве с И. Н. Пятницкой монографию «Клиника алкоголизма» (1971, 1974), учебник психиатрии, выдержавший пять переизданий с 1960 г., а также руководство для врачей «Общая психопатология» (2004).

А. А. Портнову посчастливилось стать одним из последних восприемников еще дореволюционных великих традиций русской психиатрической школы, в соответствии с которыми психиатры, наряду с основным предметом своей клинической деятельности, были осведомлены в области неврологии, хирургии, внутренних болезней. Анатолий Александрович любил секционную работу и блестяще знал патологическую анатомию душевных болезней, чем в наши дни могут похвалиться лишь очень немногие психиатры-клиницисты. Подобная увлеченность врачебным знанием объясняется и стремлением к энциклопедическому охвату профессиональных сведений, и пронесенной через всю жизнь влюбленностью в свое ремесло, и наставничеством таких выдающихся психиатров, как профессор Раиса Яковлевна Голант.

Анатолий Александрович был легким, светлым, открытым, по-детски любознательным, и бескорыстным человеком. Высокие научные и нравственные идеалы интересовали его куда больше, чем житейские заботы.

Портнов всегда любил людей и интересовался ими. Анатолия Александровича никогда не видели злым, ни разу в жизни он ни на кого не повысил голос. Врожденная деликатность его натуры проявлялась, в частности, в том, что он нередко сбивался на обращение «Вы» даже в разговоре с близкими людьми.

Память об Анатолии Александровиче Портнове навсегда останется в сердцах близких, коллег, всех знавших и любивших его людей.