ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И. Ю. Кобозев

Санкт-Петербургский университет МВД России

Введение

Работа руководителей различного уровня характеризуется выражен-ным воздействие профессионального стресса, обусловленного дефицитом времени, высокой ответственностью, сложностью решаемых задач и др. [5, 10]. В полной мере это относится к руководителям подразделений (отде-лов, служб) органов внутренних дел (ОВД) МВД России, для которых так-же характерны постоянное негативное воздействие криминальных струк-тур, организованной преступности, возникающая в связи с выполнением служебных задач угроза для жизни.

В настоящее время, в период реформирования системы МВД, на плечи этих руководителей ложится больший груз ответственности. На фоне всё повышающихся требований к качеству работы ОВД происходит существенное сокращение штатной численности личного состава под-разделений, что приводит к состоянию высокой психической напряжен-ности и стресса у руководителя.

Состояние хронического стресса, в свою очередь, способствует уве-личению риска развития ряда психогенно обусловленных заболеваний – «болезней стресса», а также к целому ряду социально-экономических и со-циально-психологических последствий (неполному и несвоевременному выполнению поставленных задач, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств руководителей, их профессиональному выгоранию) [4, 7, 10], что, безусловно, снижает эффективность функционирования такого социального института, каким является в настоящее время полиция.

Вместе с тем, поддержание устойчивости и стабильности деятельно-сти ОВД составляет основную часть профессиональной деятельности ру-ководителя и эта деятельность должна быть организована так, чтобы обес-печить эффективную и стабильность работы подчиненного подразделения в современных меняющихся условиях [9].

Не вызывает сомнения высокая актуальная значимость оценки ин-тенсивности и профилактики профессионального стресса у руководителей ОВД, особенно в настоящее время, в период проведения реформы ОВД.

Материал и метод

В 2010–2011 гг. обследовали 104 руководителя ОВД различного уровня из 50 регионов России, составивших основную группу, а также 38 сотрудников ОВД (инспекторский состав), которые образовали контроль-ную группу.

Возраст, пол, стаж в должности руководителя ОВД явились объек-тивными характеристиками, на основе которых формировалась выборка. Общая характеристика выборки руководителей ОВД, их распределение в зависимости от социально-демографических характеристик представлены в табл. 1.

Количество мужчин и женщин в контрольной группе сотрудников ОВД, в процентном отношении, соответствовало их количеству в группе руководителей ОВД.

Профессиональный стресс у руководителей ОВД оценивали при по-мощи опросника ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выго-рание»), разработанного профессором В. А. Винокуром [3]. Опросник по-зволяет достаточно объективно выявлять содержательные и уровневые ха-рактеристики реакций «помогающих» профессионалов и их отношения к своей профессиональной деятельности в процессе профессионального вы-горания [1–3]. Концептуальная новизна методики ОПРВ заключается в ориентации вопросов на исследование субъективного отношения к различ-ным ситуациям в профессиональной деятельности.

Таблица 1 Характеристика выборки руководителей ОВД

Утверждения опросника объединены в 9 шкал, соответствующих концептуальным представлениям об основных компонентах синдрома профессионального «выгорания»:

1) эмоциональное истощение;

2) напряженность работы.

3) снижение удовлетворенности работой и оценки ее значимости;

4) профессиональный перфекционизм;

5) общая самооценка;

6) самооценка качества работы:

7) помощь и психологическая поддержка коллег в работе;

8) профессиональное развитие и самосовершенствование;

9) состояние здоровья и общая адаптация.

В качестве теоретической основы опросника ОПРВ, как диагности-ческого метода исследования профессионального «выгорания», В. А. Ви-нокур [3] рассматривает профессиональное «выгорание» как отдельный аспект хронического профессионального стресса, либо как его следствие. При разработке опросника была использована когнитивно-феномено-логическая модель стресса, согласно которой структура стрессового про-цесса состоит из четырех последовательных элементов:

– осознание стрессора и его оценка;

– эмоциональные реакции и связанные с ними когнитивные процессы;

– стресс-преодолевающие, или копинг-реакции;

– результат копинга и новая оценка ситуации.

Поэтому представляется вполне целесообразным совместное рас-смотрение результатов исследования интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД и результатов изучения их копинг поведения [8].

Для исследования копинг-поведения руководителей ОВД использо-вали опросник «SACS» (стратегии преодоления стрессовых ситуаций) для исследования копинг поведения [6]. Опросник «SACS» содержит 9 моде-лей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в со-циальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные и агрессивные действия [6].

В группе руководителей ОВД выделили подгруппы с высоким, сред-ним и низким уровнями профессионального стресса. Критерием для выде-ления данных групп послужили показатели по шкалам методики ОПРВ «эмоциональное истощение» и «напряженность в работе», выбор этих шкал обусловлен тем, что они характеризуют наиболее значимые проявле-ния профессионального стресса, и их высокой корреляционной взаимосвя-занностью (r = 0,86, p < 0,05). Правила определения границ уровней между подгруппами описываются следующими формулами:

– высокая интенсивность профессионального стресса (Xi > М + σ);

– средняя интенсивность профессионального стресса (М – σ > Xi < М + σ);

– низкая интенсивность профессионального стресса (Хi < М – σ),

Где: М – среднее значение показателя по шкале (%); Xi – оцениваемый показатель по шкале (%); σ – стандартное отклонение показателя по шкале (%).

Результаты и их обсуждение

Первый этап исследования был посвящен исследованию интенсив-ности профессионального стресса руководителей ОВД. По трем из 9 шкал (33,33 %) опросника ОПРВ выявлены достоверные различия по группам (табл. 2).

Таблица 2 Оценка профессионального стресса с помощью опросника ОПРВ, % (M ± m)

Согласно данным табл. 2, статистически значимо (р < 0,001) показатели руководителей ОВД отличаются от показателей контрольной группы по трем шкалам - «эмоциональное истощение», «напряженность в работе» и «состояние здоровья и общая адаптация». Эти различия свидетельствуют о более высоком уровне эмоционального истощения и напряженности в работе руководителей ОВД, а показатели по шкале «состояние здоровья и общая адаптация» говорят о существенно худшей самооценке ими состояния своего здоровья.

Далее нами выделены подгруппы руководителей ОВД с высоким, средним и низким уровнем профессионального стресса. Критерием для выделения данных групп послужили показатели шкал опросника ОПРВ «эмоциональное истощение» и «напряженность в работе» (табл. 3).

Таблица 3 Выраженность профессионального стресса в подгруппах

На рисунке представлено распределение руководителей ОВД по интенсивности профессионального стресса. Высокая интенсивность профессионального стресса наблюдалась у 23 % от общего числа обследованных руководителей.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Уровень выраженности профессионального стресса у руководителей ОВД

Далее нами проводилось сопоставление результатов по шкалам опросника ОПРВ в подгруппах руководителей ОВД с высокой и низкой ин-тенсивностями профессионального стресса. По 6 из 9 шкал (66,67 %) опросника ОПРВ выявлены достоверные различия по группам (табл. 4).

Таблица 4 Показатели опросника ОПРВ у руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса, % (M ± m)

Согласно данным табл. 4, достоверные различия в подгруппах руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса выявлены по 6 шкалам опросника ОПРВ. Это шкалы - «эмоциональное истощение», «напряженность в работе», «общая самооценка», «помощь и психологическая поддержка коллег в работе», «профессиональное развитие и самоусовершенствование» и «здоровье и общая адаптация». Помимо достоверно (р < 0,001) более высоких показателей по шкалам «эмоциональное истощение» и «напряженность в работе» в подгруппе руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса отмечается достоверно более высокое их стремление к профессиональному развитию и самоусовершенствованию (р < 0,01), меньшая помощь и психологическая поддержка коллег в работе (р < 0,05) и более худшие показатели по «общей самооценке» и «состоянию здоровья и общей адаптации» (р < 0,001) по сравнению с подгруппой руководителей с низкой интенсивностью профессионального стресса.

При этом по трем шкалам - «удовлетворенность работой и оценка ее значимости», «профессиональный перфекционизм» и «самооценка качества работы» - достоверных различий не выявлено.

На следующем этапе нашего исследования в выделенных нами подгруппах руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса выявлялись особенности их стресс-преодолевающего (копинг) поведения с использованием опросника «SACS». Результаты исследования копинг поведения руководителей ОВД в выделенных подгруппах приведены в табл. 5.

Таблица 5 Стратегии копинг поведения у руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса, балл (M ± m)

Согласно данным, приведенным в табл. 5, у руководителей ОВД, входящих в подгруппу с высокой интенсивностью профессионального стресса, достоверно более низкие показатели использования активной адаптивной копинг стратегии «ассертивные действия» и достоверно более высокие показатели использования пассивных стратегий «осторожные действия», «избегание». Кроме того, относящаяся к манипулятивным дей-ствиям стратегия «непрямые действия» достоверно более выражена в под-группе руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионально-го стресса, а также у них более выражена предрасположенность к активной дезадаптивной стратегии «асоциальных действий».

В целом подгруппа руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса достоверно отличается по 5 из 9 (55,6 %) пока-зателям использования копинг стратегий от руководителей ОВД с низкой интенсивностью профессионального стресса, что указывает на специфику их копинг поведения.

Заключение

По результатам исследования установлено, что у руководителей ОВД, в отличие от инспекторского состава, отмечается более высокий уро-вень эмоционального истощения и напряженности в работе при сущест-венно худшей самооценке состояния здоровья. Это свидетельствует о бо-лее высокой интенсивности профессионального стресса у руководителей ОВД по сравнению с подчиненными. Среди руководителей ОВД у 62 % выявлена средняя интенсивность профессионального стресса, а у 23 % – высокая. Полученные данные указывают на высокую стрессогенность профессиональной деятельности руководителей ОВД.

У руководителей ОВД с высоким уровнем профессионального стрес-са в поведении доминируют пассивные и дезадаптивные копинг стратегии, что не позволяет им эффективно справляться с негативным воздействием профессионального стресса и ведет лишь к его усилению.

Литература

1. Винокур В. А. Интегративные механизмы формирования профес-сионального стресса у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина // Интегратив-ная медицина : материалы II нац. конгр. – СПб., 2005. – С. 36–39.

2. Винокур В. А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина // Новые С.-Петерб. врачеб. ведомости. – 2004. – № 1. – С. 73–75.

3. Винокур В. А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессио-нальное «выгорание») / В. А. Винокур ; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образрвания. – СПб. : Изд-во СПбМАПО, 2009. – 24 с.

4. Евдокимов В. И. Дискриминантная модель оценки профессиональ-ного выгорания у средних медицинских работников / В. И. Евдокимов, А. А. Натарова, Н. В. Хмелинина // Вестн. психотерапии. – 2010. – № 36 (41). – С. 54–62.

5. Платонов Ю. П. Путь к лидерству / Ю. П. Платонов. – СПб. : Речь, 2006. –348 с.

6. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных на-рушений в практике клинических психологов / под ред. Рыбникова В. Ю., Чермянина С. В. – СПб. : АЙСИНГ, 2009. – 216 с.

7. Реан А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Ку-дашев, А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 479 с.

8. Рыбников В. Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг поведения субъекта профессиональной дея-тельности / В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 1. – С. 68–73.

9. Шаранов Ю. А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием) : науч. изд. / Ю. А Шаранов ; С.-Петерб. ун-т МВД России. – СПб., 2001. – 219 с.

10.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.