Книги по психологии

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ
Периодика - Вестник психотерапии

Д. Г. Рыбалтович, С. Г. Григорьев, В. А. Мильчакова

Международный институт резервных возможностей человека;

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова;

Северо-Западный государственный медицинский университет

Им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург

Введение

Система Интернет с каждым днем предлагает все новые услуги и возможности, призванные упростить общение, делопроизводство, ведение бизнеса и целый ряд других благ. Существуя немногим более двух десяти-летий, Интернет предоставил человечеству не только ранее не мыслимые услуги, но и породил проблемы, среди которых все чаще упоминаемая ин-тернет-зависимость, в том числе зависимость от игры посредством Интер-нета, или от онлайн-игры [2, 3, 5–8, 10–13]. Онлайн-игры поражают своим разнообразием. Это игры групповые и индивидуальные, платные и бес-платные, ролевые и коммуникативные, сетевые и локальные и т. д.

В научных и медицинских кругах отсутствует единство в признании природы и последствий зависимости от онлайн-игры. Не нашел этот вид зависимости своего места и в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10), из-за малого срока существования этой зависимости и даты последнего пересмотра классификации, которые разошлись во времени. Тем не менее, есть все ос-нования полагать, что зависимость от онлайн-игры следует отнести в V класс МКБ-10, объединяющий «Психические расстройства и расстройства поведения (F00–F99)». Одна из рубрик этого класса «Расстройства привы-чек и влечений (F63)», содержит подрубрику «Патологическое влечение к азартным играм (F63.0)». Трактовка этого вида расстройства «заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жиз-ни пациента в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам». Такое определение, по нашему мнению, позволяет отнести зависимость от оn-line-игры в подрубрику «Па-тологические влечения к азартным играм».

Проблемы игровой зависимости находят широкое отражение в стать-ях авторов журнала [1, 3, 4, 9, 10]. Цель данного исследования – изучить анализ результатов анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт онлайн-игр.

Материал и методы

В качестве инструмента исследования нами использована анкета, в основу которой положен тест на интернет-зависимость К. Янг 1996 г. в адаптации В. А. Лоскутовой (Буровой) [8, 13]. Анкета состоит из двух раз-делов: 1-й включает вопросы, характеризующие анамнез формирования зависимости от онлайн-игры и социальный статус респондента, 2-й объе-диняет вопросы (21 вопрос), предназначенные для определения степени выраженности зависимости.

Всего опрошено 256 респондентов. При ответе на предложенные во-просы предлагались следующие варианты (в баллах):

– никогда или крайне редко – 1;

– иногда – 2;

– регулярно – 3;

– часто – 4;

– всегда – 5.

Минимальная сумма оказалась равной 21 баллу, максимальная – 97 баллам. Пытаясь систематизировать данные, полученные нами при анкет-ном опросе респондентов, хотя бы раз сыгравших в онлайн-игру, мы столкнулись с проблемой отсутствия критериев отнесения игрока к одной из групп с различной степенью зависимости от этой игры.

Из-за отсутствия к настоящему времени общепринятой классифика-ции степени выраженности зависимости от онлайн-игры, нами предложена собственная шкала, основанная на медианном и квартильном делении ва-риационного ряда. Медиана оказалась равной 38 баллам, нижний квартиль – 31 балл, верхний квартиль – 49 баллов. В итоге все респонденты, сумма ответов которых оказалась менее 31 балла, были отнесены в группу с от-сутствием зависимости (1-я группа – 66 человек). Респонденты с общей суммой баллов от 31 до 38 составили группу со слабой зависимостью (2-я группа – 57 человек), от 38 до 48 – с умеренной зависимостью (3-я группа – 64 человека), от 49 и более – с выраженной зависимостью (4-я группа – 69 человек). Распределение опрошенных респондентов по степени зависимо-сти приведено на рис. 1.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 1. Распределение респондентов по степени зависимости от онлайн-игры.

Средний возраст респондентов оказался равным (22,9 ± 0,3) года. Самым молодым был 12-летний игрок, самым старшим - 53-летний. 25 % обследованных были в возрасте до 20 лет, 25 % - от 20 до 23 лет, 25 % - от 23 до 25 лет и 25 % - 25 лет и старше, то есть 75 % респондентов имели возраст до 25 лет. Средний возраст в 1-й группе составил (22,6 ± 0,5) года, во 2-й - (24,1 ± 0,8) года, в 3-й - (22,1 ± 0,4) года, в 4-й - (22,8 ± 0,6) года. Межгрупповые возрастные различия недостоверны.

Исследуя связь игрового стажа со степенью зависимости от онлайн-игры, удалось выяснить, что из числа респондентов с игровым стажем до 2 лет 1/3 опрошенных (33,3 %) оказались не зависимыми от игры (1-я груп­па), 27,3 % - со слабой степенью зависимости (2-я группа), 21,2 % - с уме­ренной степенью (3-я группа) и 18,2 % - с выраженной (4-я группа). В группе респондентов со стажем игрового опыта 2 и более года картина не­сколько иная: лица 1-й группы составили только 24,7 %, 4-й группы - 28,2 %, 3-й - 25,7 % и, наконец, 2-й - 21,5 %. Приведенные данные свидетельст­вуют, что между стажем игровой зависимости и степенью зависимости существует определенная связь, которая показывает, что с увеличением стажа игры увеличивается и степень зависимости.

Сильная (r = 0,73) статистически значимая (p < 0,001) связь выявлена между таким предиктором как среднее время, затрачиваемое респондентом на онлайн-игру ежедневно, и степенью зависимости (рис. 2).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости От среднего времени, проводимого ими за игрой ежедневно.

В 1-й группе ежедневно проводили за игрой до 2 ч 51 % респонден-тов, от 2 до 4 ч – 26,8 %, а более 4 ч – всего 14,6 %. В 4-й группе до 2 ч ежедневно играли лишь 9,8 % респондентов, от 2 до 4 ч – 12,2 %, а более 4 ч – уже 43,9 %. Во 2-й и 3-й группе опрошенных лиц столь выраженной зависимости не прослеживалось.

Из числа респондентов, которые имели опыт игры на платных серве-рах, с зависимостью от онлайн-игры оказалось 78,7 %, из числа тех, кто ранее на платных серверах не играл, было достоверно меньше – 64,6 % (p < 0,05).

Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время онлайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени за-висимости, начиная с 22,2 % в 1-й группе, далее 23,8 % – во 2-й группе, 26,5 % – в 3-й группе и 27,5 % – 4-й группе. Однако связь размеров денеж-ных сумм, которые тратили респонденты с зависимостью от игры и рес-понденты, отнесенные в группу независимых, с уровнем зависимости не доказана.

Результаты обработки данных о распределении респондентов в соци-альных группах (табл. 1), в группах семейного положения (табл. 2), в груп-пах, имеющих детей и бездетных (табл. 3), по уровню зависимости от он-лайн-игры демонстрируют тот факт, что безработные, домохозяйки, холо-стые и бездетные респонденты, имея много свободного времени, тратят его бесконтрольно и пополняют когорту зависимых игроков. Сам же социаль-ный статус, как и семейное положение, наличие или отсутствие детей, существенного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказы-вают. Вывод напрашивается другой: наличие возможности транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.

Таблица 1 Распределение респондентов социальных групп по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Социальный статус

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Учащийся

25 (23,1)

22 (20,4)

26 (24,1)

35 (32,4)

108 (100,0)

Рабочий, служащий

39 (35,5)

29 (24,2)

27 (22,5)

25 (20,8)

120 (100,0)

Руководитель, предприниматель

1 (7,6)

4 (30,8)

4 (30,8)

4 (30,8)

13 (100,0)

Домохозяйка, безработный

1 (6,7)

2 (13,3)

7 (46,7)

5 (33,3)

15 (100,0)

Всего

66

57

64

69

256

Таблица 2 Распределение респондентов семейного положения по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Семейное положение

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Женат, замужем

11 (29,0)

12 (31,6)

8 (21,0)

7 (18,4)

38 (100,0)

Холост, не замужем

55 (25,2)

45 (20,6)

56 (25,7)

62 (28,5)

218 (100,0)

Всего

66

57

64

69

256

Таблица 3 Распределение респондентов, имеющих детей и бездетных, по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Наличие детей

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Есть

4 (28,6)

6 (42,9)

3 (21,4)

1 (7,1)

14 (100,0)

Нет

60 (25,2)

50 (21,0)

61 (25,6)

67 (28,2)

238 (100,0)

Всего

64

56

64

68

252

Как следует из данных, демонстрирующих связь уровня образования респондентов со степенью зависимости от онлайн-игры (табл. 4), образо-вание не добавляет настороженности по отношению к опасности вовлече-ния в игровую зависимость.

Таблица 4 Распределение респондентов различных уровней образования по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Образование

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Высшее

27 (28,1)

23 (24,0)

21 (21,9)

25 (26,0)

96 (100,0)

Не полное высшее

23 (26,8)

21 (24,4)

21 (24,4)

21 (24,4)

86 (100,0)

Среднее специальное и среднее

13 (20,3)

12 (18,8)

19 (29,7)

20 (31,2)

64 (100,0)

Не полное среднее

3 (30,0)

1 (10,0)

3 (30,0)

3 (30,0)

10 (100,0)

Всего

66

57

64

69

256

Изучая связь уровня ежемесячного дохода опрошенных респонден-тов со степенью зависимости от онлайн-игры (рис. 3), удалось выявить ус-тойчивую тенденцию снижения доли зависимых (3-я и 4-я группы) с по-вышением среднемесячного дохода. Так, при среднемесячном доходе, не превышающем 3 тыс. рублей, доля респондентов 3-й и 4-й групп составила 63,6 %. С увеличением суммы дохода доля респондентов 3-й и 4-й группы уменьшалась и у опрошенных лиц с доходом 50 тыс. и более рублей соста-вила всего 36,8 %. Полагаем, что эти респонденты прекращали игру при оп-ределенном дефиците свободного времени в связи с напряженной работой.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 3. Частота умеренной и выраженной степени зависимости от онлайн-игры в группах респондентов с различным уровнем среднемесячного дохода.

Существенным моментом в развитии и становлении зависимости иг-рает источник, из которого респонденты получали первую информацию об онлайн-играх (табл. 5). Роль основного источника такой информации игра-ли друзья и коллеги – в 66 % случаев. Самостоятельно знакомились он-лайн-играми 30,5 % опрошенных и 3,5 % – в семье.

Таблица 5 Распределение респондентов в группах с различными источниками информации об онлайн-играх, N (%)

Источник информации об онлайн-играх

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Семья

4 (44,5)

1 (11,1)

2 (22,2)

2 (22,2)

9 (100,0)

Друзья, коллеги

40 (23,7)

43 (25,4)

42 (24,8)

44 (26,1)

169 (100,0)

Самостоятельно

22 (28,2)

13 (16,7)

20 (25,6)

23 (29,5)

78 (100,0)

Всего

66

57

64

69

256

Если респонденты об онлайн-играх узнавали от членов семьи, то у 44,4 % из них зависимость не развивалась, у 11,1 % развилась зависимость слабой степени и по 22,2 % – умеренной и выраженной. Среди опрошен-ных, для которых проводниками в онлайн-играх стали друзья и коллеги, картина оказалась менее радужной. 49,1 % из них оказались независимыми или со слабой степенью зависимости, а 50,9 % – с умеренной или выра-женной степенью зависимости. Самое неблагополучное развитие зависи-мости наблюдалось в группе респондентов, которые самостоятельно по-знакомились с онлайн-играми. 34,9 % из числа этой группы оказались не-зависимыми или с зависимостью слабой степени, 25,6 % – с умеренной степенью и 29,5 % – с выраженной степенью игровой зависимости.

При изучении отношения респондентов к онлайн-играм (рис. 4) вы-яснилась его значимая связь с уровнем зависимости от игры. С развитием зависимости увеличивается доля респондентов, давших как положитель-ную, так и отрицательную оценку онлайн-играм. Первые находились в эй-фории от игры и случающихся выигрышей, а вторые демонстрирую отри-цательный опыт, выражающийся в проигрышах. Примечательно, что с раз-витием зависимости устойчиво уменьшается доля респондентов с ней-тральным, равнодушным отношением к игре.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 4. Распределение респондентов различной степени зависимости По их отношению к онлайн-игре.

Данные, представляющие определенный интерес, получены нами при изучении современного (сегодняшнего) отношения к игре и, в частно-сти, при исследовании вопроса, продолжает ли играть респондент, отне-сенный к одной из групп зависимых от онлайн-игры (табл. 6). Игроки с выраженной зависимостью, как и игроки с зависимостью слабой степени, с трудом могут прекратить игру. С наибольшей настойчивостью борются с зависимостью респонденты с умеренной степенью зависимости. Именно этот феномен следует детально исследовать в последующем как особен-ность проявления зависимости от онлайн-игры, подобной, в общем-то, лю-бой другой игровой зависимости, поскольку при всех других видах зави-симости (алкогольная, наркотическая) с увеличением степени зависимости уверенно снижается возможность прерывания зависимости.

Таблица 6 Распределение респондентов в зависимости от того играют ли Они в настоящее время, N (%)

Группа

Продолжает играть

Всего

Да

Нет

2-я

46 (80,7)

11 (19,3)

57 (100,0)

3-я

48 (75,0)

16 (25,0)

64 (100,0)

4-я

57 (82,6)

12 (174)

69 (100,0)

Всего

151

39

190

Важным признаком в решении вопроса о степени зависимости от он-лайн-игры может служить накопленный ранее игровой стаж (табл. 7). Из числа игроков со стажем игры в анамнезе менее 2 лет преобладают те, кто отнесен в 1-ю или 2-ю группы (63,6 %). Среди игроков, имеющих игровой стаж 2 и более лет, доля таких респондентов существенно ниже и состав-ляет 42,9 %.

Таблица 7 Распределение респондентов в группах с различным стажем онлайн-игр, N (%)

Стаж оn-line-игры

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

До 2 лет

5 (45,4)

2 (18,2)

3 (27,3)

1 (9,1)

11 (100,0)

2 и более лет

9 (21,4)

9 (21,4)

13 (31,0)

11 (26,2)

42 (100,0)

Всего

14

11

16

12

53

На рис. 5 продемонстрирована устойчивая тенденция уменьшения доли респондентов, имеющих небольшой игровой стаж, с развитием сте-пени зависимости. Доля таких респондентов в группе без зависимости составляет 35,7 % и снижается до 8,3 % в группе выраженной степени зависимости.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 5. Распределение респондентов с различными степенями Зависимости от онлайн-игры по игровому стажу.

Наряду с другими моментами, мы попытались сравнить распределе-ние по степени тяжести зависимости от онлайн-игры различных профилей специальностей, в частности, гуманитариев и инженерно-технических (ИТ) специалистов. В результате получены данные (рис. 6), которые демонстри-руют практически однородную структуру. Незначительные различия укла-дываются в рамки статистической погрешности (p > 0,05).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 6. Распределение респондентов различных специальностей по степеням зависимости от онлайн-игры.

Респонденты, которые отметили, что ранее участвовали в азартных играх, реже уходили в зависимость онлайн-игры, так как у них пока еще присутствует навык контролировать себя в критических ситуациях (табл. 8).

Таблица 8 Распределение респондентов по степеням игровой зависимости в группах с наличием и отсутствием опыта азартных игр, N (%)

Азартные игры в анамнезе

Группа

Всего

1-я

2-я

3-я

4-я

Да

16 (40,0)

5 (12,5)

10 (25,0)

9 (22,5)

40 (100,0)

Нет

50 (23,1)

52 (24,1)

54 (25,0)

60 (27,8)

216 (100,0)

Всего

66

57

64

69

256

Данные, представленные на рис. 7, демонстрируют ту роль, которую играет увлеченность человека игрой. С увеличением уровня зависимости возрастает доля респондентов, отметивших повышенную увлеченность иг-рой. Более половины респондентов, не зависимых от игры (51,5 %), отме-тили повышенную увлеченность игрой. В группах различной степени зави-симых доля увлекающихся респондентов существенно возрастает: с 66,7 % при легкой степени до 89,1 % при умеренной и 88,4 % при выраженной степени игровой зависимости.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 7. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Высокую увлеченность игрой или ее отсутствие.

Противоположную тенденцию демонстрирует характер связи тяже-сти зависимости от онлайн-игры и выраженности суицидальных проявле-ний (рис. 8). С утяжелением степени зависимости возрастает доля респон-дентов, указавших в своих ответах на наличие суицидальных мыслей. В группе с отсутствием зависимости таких респондентов было 7,6 %, при слабой степени зависимости – 12,5 %, умеренной – 17,2 %, а при выражен-ной – уже около 1/3 (33,3 %).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 8. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Наличие суицидальных мыслей в анамнезе.

При сравнении степени влияния на развитие зависимости от онлайн-игры таких моментов, как случаи злоупотребления алкоголем и наркоти-ками (рис. 9), выяснилось, что прием наркотических средств способствует более интенсивному погружению в игровую зависимость. Из числа всех опрошенных респондентов на случаи злоупотребления алкоголем указали 25 %, а на злоупотребления наркотиками – 12,3 %. При изучении распре-деления этих респондентов по степени зависимости от онлайн-игры выяс-нилось, что доля злоупотребляющих алкоголем в группе независимых рес-пондентов в 2 раза больше, чем злоупотребляющих наркотиками (26,6 и 13,9 % , соответственно). В группе со слабой степени зависимости наблю-дается противоположная картина: доля респондентов, злоупотребляющих наркотиками, более чем в 2 раза больше доли лиц, злоупотребляющих ал-коголем (33,3 и 15,6 % – соответственно). В 4-й группе их доли практиче-ски выравниваются и различия находятся в пределах статистической погрешности.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 9. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Наличие в анамнезе алкоголизма или наркомании.

Заключение

Из приведенных данных следует, что зависимости от онлайн-игры подвержены люди молодого возраста в среднем (22,9 ± 0,3) года. 75 % из числа опрошенных в возрасте до 25 лет. В нашем исследовании не выявле­но зависимости развития стадии зависимости от возраста. Существенное влияние на развитие игровой зависимости оказывает игровой стаж, с уве­личением которого утяжеляется степень зависимости.

Статистически значимыми предикторами для определения степени зависимости от онлайн-игры стали среднее время, затрачиваемое респон - дентом на онлайн-игры ежедневно (p < 0,001), наличие опыта игры на платных серверах (p < 0,05), отношение к онлайн-игре (p < 0,001). Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время он-лайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени зависимости.

Показатели социального статуса, семейное положение, образование, специальность, наличие или отсутствие детей существенного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказывают. Выявлена устойчивая тенденция снижения доли зависимых в группах респондентов с высоким ежемесячным заработком. Из сказанного следует, что наличие возможно-сти транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.

С большей вероятностью развивалась зависимость у респондентов, вовлеченных в игру друзьями или коллегами. С развитием степени зави-симости нейтральная оценка онлайн-игры устойчиво снижается, а замет-ную динамику демонстрирует положительное или отрицательное отноше-ние к игре. Респонденты со слабой и выраженной степенями зависимости с трудом могут прекратить игру. Участие в азартных играх в анамнезе сни-жает вероятность ухода в зависимость от онлайн-игры, а повышенная ув-леченность игрой такую вероятность повышает.

Литература

1. Азартная игра – разновидность патологической зависимости и ее лечение методом духовно ориентированной психотерапии в форме целеб-ного зарока / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, Е. В. Волгушева, Р. В. Мизе-рене // Вестн. психотерапии. – 2005. – № 13 (18). – С. 130–140.

2. Войскунский А. Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Г. Войскунский // Психол. журн. – 2004. – № 1. – С. 90– 100.

3. Евдокимов В. И. Методические аспекты диагностики развития ин-тернет-зависимости / В. И. Евдокимов, О. В. Литвиненко // Вестн. психоте-рапии. – 2008. – № 25 (30). – С. 68–74.

4. Евдокимов В. И. Научно-методические аспекты развития и лече-ния патологической зависимости от азартных игр / В. И. Евдокимов, В. В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2007. – № 20 (25). – С. 57–71.

5. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм: мето-дология, распространенность, диагностика и лечение / В. В. Зайцев, В. И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 2. – С. 67–74.

6. Козлов В. В. Психология игровой зависимости / В. В. Козлов, А. А. Карпов. – М. : Психотерапия, 2011. – 332 с.

7. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики : автореф. дис. … канд. психол. наук / Литвиненко О. В. ; [Всерос. центр. экстрен. и ради-ац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России]. – СПб., 2008. – 20 с.

8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук / Лоскутова В. А. ; [Новосиб. гос. мед. акад.]. – Новосибирск. 2004. – 23 с.

9. Мильчакова В. А. Характеристика больных игроманией, обратив-шихся за медико-психологической помощью в МИРВЧ / В. А. Мильчакова, Н. В. Советная // Вестн. психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 111–120.

10.Рыбалтович Д. Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д. Г. Рыбалтович, В. В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. – № 40 (45). – С. 23–34.

11.Рыбников В. Ю. Распространенность компьютерной игровой за-висимости среди населения мегаполиса / В. Ю. Рыбников, О. В. Литвинен-ко, В. А. Юренкова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 4. – С. 72–76.

12.Шайдулина А. Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависи-мостью : автореф. дис. … канд. мед. наук / Шайдулина А. Ф. ; [С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева]. – СПб., 2004. – 20 с.

13.Янг К. С. Диагноз – интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

УДК 159.923.2 : 616.89