О НЕКОТОРЫХ МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В. В. Щедренко

Ставропольская государственная медицинская академия

Введение

Долгое время регион Северного Кавказа с полным правом можно было отнести к экстремальной зоне по уровню психогенных воздействий на человека. По данным годовых отчетов Ставропольской краевой психи-атрической службы, количество больных с психогенными расстройствами, полученными на фоне экстремальных ситуаций, сопряженных с проведени-ем антитеррористических операций и т. д., в 1999 г. по сравнению с 1991 г. выросло в 2,14 раза (соответственно 2851 и 6087 человек). В последующие годы частота таких случаев не уменьшалась, несмотря на стабилизацию обстановки в регионе.

При этом официальные данные психиатрической службы скорее по-хожи на видимую часть айсберга. Огромный объем больных предпочитает обращаться за помощью в медицинские учреждения соматического про-филя, в том числе частные. В течение последних 8 лет ситуация несколько улучшилась, но по-прежнему остается немало факторов, создающих об-становку для развития у людей посттравматических стрессовых рас-стройств (ПТСР).

Криминальная ситуация в приграничных территориях Ставрополь-ского края, угроза повторения террористических актов, особая атмосфера национально-религиозного напряжения, постоянный приток беженцев и переселенцев порождают условия стрессовых воздействий и сохраняют постоянный поток обращения больных, а также лиц, побывавших в так на-зываемых непривычных условиях существования (участники боевых дей-ствий, заложники, пленные, беженцы и т. д.).

Экстремальные факторы являются мощным воздействием на орга-низм человека в целом, в том числе на его психику [3]. Проблеме влияния психотравмы, возникшей в результате экстремальной ситуации, на социальную адаптацию, уделяется в последние годы достаточно внимания, но в то же время необходимо отметить, что, наряду со взрослыми людьми, в условия психотравмирующей ситуации оказываются и дети. Возникает ре-альная необходимость изучения последствий психотравмирующей ситуа-ции для социальной адаптации лиц, ее переживших.

По данным литературы частота ПТСР варьирует от 3,5 до 67,0 %. Возможно, что такая вариабельность обусловлена не только разбросом подхода к диагностике расстройства. В литературе указывается на отсутст-вие единой концепции определения патогенетических механизмов ПТСР [1, 2, 4–6].

При оказании помощи больным с ПТСР приходится сталкиваться со сложным комплексом проблем оценки тяжести заболевания, его прогноза, выбора объема и тактики помощи, а также решения социальных и психо-логических вопросов на фоне продолжающегося действия факторов, поро-жденных стрессом и социальной средой.

Материал и методы исследований

В ходе исследования в амбулаторных и стационарных условиях группы подростков и юношей, перенесших психотравму, связанную с экс-тремальной ситуацией, обратило на себя внимание, что у части больных, наблюдавшихся и проходящих лечение с диагнозом ПТСР (F43.1), а также хроническое изменение личности после катастрофы (F62.0), процесс реа-билитации и ресоциализации, в отличие от других, происходил с больши-ми трудностями. Расстройства психической сферы обнаруживали боль-шую глубину, а также большую резистентность к терапевтическим вмеша-тельствам. Важным, на наш взгляд, в анализе данных затруднений являлся вопрос о механизме формирования психических расстройств и нарушений адаптационного потенциала у лиц молодого возраста, подвергшихся воз-действию психотравмирующей ситуации с реальной угрозой для жизни.

С этой целью изучалась группа из 57 подростков мужского пола, пе-ренесших непосредственную угрозу для жизни, сопряженную с пребыва-нием в обстановке боевых действий, наводнения, автокатастроф, терактов. Обследование проводилось клинико-психопатологическим методом. У всех обследованных нами пациентов психические нарушения были обнару-жены после экстремальных ситуаций, ранее они психическими заболева-ниями не страдали и не состояли на учете в психиатрическом диспансере.

Возраст пациентов колебался от 15 до 19 лет. Больные наблюдались по данному поводу от 1 года до нескольких лет. Все юноши были выход-цами из семей с приблизительно одинаковым социальным положением и материальным достатком. Началу появлению психических расстройств во всех случаях предшествовал длительный латентный период, длительностью от 3 недель до нескольких месяцев, при этом пусковым моментом для манифестации психических нарушений у всех пациентов явились острые респираторные вирусные инфекции, осложненные энцефалитическим син-дромом. Все психические проявления начинались у юношей в период, ко-гда обстановка психотравмы оставалась в прошлом и не представляла для них реальной угрозы.

Результаты исследования и их анализ

Клинические наблюдения за пациентами выявили, что в период ост-рого течения респираторной вирусной инфекции у них обнаруживались:

– тревожность (в 100 % случаев);

– нарушения сна и сновидения в виде «кошмаров, реконструирую-щих ситуацию психотравмы» (97 %);

– повторяющиеся воспоминания о психотравмирующих событиях (93 %);

– страх и чувство собственной беспомощности (93 %);

– ощущение отчужденности от других людей (91 %),

– попытки избежать расспроса о травматизирующей ситуации (92 %);

– недоверие к медицинскому персоналу (90 %);

– постоянное присутствие раздражительности, напряженности, аг-рессивности (86 %).

Характерным для больных было наличие выраженных проявлений гипостенического варианта астенического синдрома или астении в вариан-те «раздражительной слабости», с присущими этому синдрому вегетатив-ными кризами.

У 41 (72 %) подростка на фоне острого течения энцефалитического синдрома нами констатировались эпизоды нарушения сознания по типу сумеречных или состояний оглушения. При сборе анамнеза у данных па-циентов выявилось, что в обстоятельствах экстремальной ситуации они испытывали схожие состояния. Подростки из обследуемой нами группы обнаруживали худший уровень адаптации в микросоциальной среде в сравнении со сверстниками. Воспоминания о травмирующей ситуации, страхи, панические эпизоды в последующий за манифестацией ПТСР пе-риод возникали спонтанно, имели обссесивно-компульсивный характер, сопровождались вегетативными кризами.

Обстановка учебного коллектива, окружающие сверстники, родители или родственники у них начинали вызывать раздражение, часто являясь объектами для агрессивных проявлений со стороны обследуемых подрост-ков, что негативно отражалось на уровне их социальной адаптации. С дру-гой стороны, обследуемый контингент имел более низкую в сравнении со сверстниками толерантность к эмоциональным и физическим нагрузкам.

Таким образом, фактор манифестации энцефалитического синдрома на фоне респираторной вирусной инфекции, возможно, являлся триггер-ным для проявления всех симптомов характерных для ПТСР. У части па-циентов, как сообщалось выше, наблюдались эпизоды нарушений сознания по типу сумеречных состояний или оглушений, эти пациенты имели худ-шие уровни адаптации в социальных средах и отличались большей кон-фликтностью.

Заключение

Наблюдения, полученные нами в ходе исследования, позволяют сде-лать следующие предположения:

1) нарушения сознания при манифестации энцефалитического син-дрома снижают адаптационные возможности человека, вызывают стабиль-ные изменения в эмоциональном переживании обстановки психотравми-рующей ситуации и актуализируют прошлые воспоминания о ней;

2) изменения уровня функционирования нервной системы на фоне эн-цефалитического синдрома, осложнившего острый период респираторной вирусной инфекции у лиц молодого возраста, наносят ущерб структурам личности, сказываясь в дальнейшем на их адаптационном потенциале.

Литература

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 400 с.

2. Краснянский А. Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных конфликтов / А. Н. Краснянский // Синапс. – 1993. – № 3. – С. 14–33.

3. Кржечковский А. Ю. Особенности психических расстройств в экс-тремальных условиях : учеб.-метод. пособие / А. Ю. Кржечковский. – Ставрополь, 1999.

4. Лыткин В. М. Посттравматические стрессовые расстройства / В. М. Лыткин, В. К. Шамрей, К. Н. Койстрик. – СПб., 1999. – 31 с.

5. Horowitz M. J. Stress responce syndrome and their treatment / M. J. Horowitz. – New York : Free Press, 1982.

6. Kolb L. C. The posttraumatic stress disodersof combat: a subgroop with
a conditioned emotional response / L. C. Kolb // Milit. Med. – 1984. – Vol. 149. –
P. 237–243.