ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Т. Н. Резникова, Н. А. Селиверстова, И.Г. Никифорова, Р. А. Ароев

Институт мозга человека им Н. П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Введение

Изучение эмоциональных характеристик личности является актуаль-ной проблемой медицины, психологии, нейрофизиологии и др. научных дисциплин. К эмоциональным нарушениям относят тревогу, депрессию, агрессию и страх и др. Однако не меньшее значение имеет сочетание раз-личных по своему характеру эмоциональных составляющих личности, со-отношение которых по разному определяет поведение человека, и особен-но больного человека. В этом плане представляют интерес работы по ис-следованию различных соотношений эмоциональных характеристик, имеющих смешанный, комбинированный характер и даже противополож-ную направленность [2, 6, 7, 16, 20]. Можно предположить, что такого ро-да эмоциональная дисгармония имеет разрушительное действие как для самого человека и его здоровья, так и для окружающего социума. Особен-но важны такие исследования при болезнях человека, механизмы развития которых обусловлены и органической патологией, и психогенезом. Напри-мер, рассеянный склероз (РС) – тяжелое неврологическое заболевание с не-предсказуемым течением, приводящее к ранней инвалидизации больных.

При РС наряду с тяжелой неврологической симптоматикой в клини-ческой картине отмечаются эмоциональные нарушения [1, 5]. Среди них в литературе описаны главным образом тревожность, депрессивные явления, аффективные расстройства, эмоциональная неустойчивость [5]. Некоторые авторы [1, 9] считают тревожность чертой личности, присущей больным рассеянным склерозом. Наряду с этим в последнее время большое внима-ние уделяется агрессивным проявлениям [19].

Однако указаний на сложность, неоднозначность или противоречи-вость и возможные психологические варианты соотношений эмоциональ-ных нарушений при РС в литературе встречается недостаточно.

В связи с этим целью нашего исследования было выявление психо-логических вариантов эмоционально-личностных нарушений у больных с РС в связи с задачами диагностики, лечения и реабилитации.

Материалы и методы

Обследовали 95 больных с РС (31 мужчина и 64 женщины) в возрас-те от 18 до 57 лет, с легкой и средней степенью тяжести по расширенной шкале инвалидизации (EDSS) [21] от 1,5 до 4,5 баллов и длительностью заболевания от 1 до 30 лет. Все больные находились в стадии ремиссии и не имели отчетливой очаговой неврологической симптоматики.

Основными методами клинико-психологического исследования яв-лялись наблюдение, беседа и психологически тесты. Использовали ком-плекс психологических методик:

– тест Тейлор для исследования тревоги [10], позволяющий выделить ее три вида (соматическую, невротическую и социальную);

– шкалу депрессии В. Зунга для оценки депрессивных явлений [17];

– опросник Баса–Дарки для исследования агрессии [8];

– стандартизированный многофакторный метод исследования лично-сти (СМИЛ) для оценки личностного статуса [18].

Математическую обработку осуществляли с помощью пакета Sta-tisika 7.0.

Результаты и их анализ

Основные жалобы больных, как правило, совпадали с неврологиче-скими нарушениями (двигательными, чувствительными и др.) и были под-робно изложены в наших более ранних работах [11–13, 15].

В процессе беседы активных жалоб на эмоциональные расстройства в виде агрессии и страха практически не встречалось. В 60 % случаев больные отмечали проблемы эмоционального характера (тревогу, беспо-койство, раздражительность, сниженный фон настроения и др.).

Показатели теста СМИЛ в группе больных c РС имели значительные отклонения от нормы (рис. 1).

Особенности профиля СМИЛ свидетельствуют о том, что актуальное психическое состояние больных с РС характеризуется психической напря-женностью, озабоченностью своим состоянием, пессимистическими тен-денциями и некоторой отрешенностью от окружающей действительности. Изложенное свидетельствует о явлениях дезадаптации личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Рис 1. Усредненный профиль личности по СМИЛ в группе больных с РС. Обозначения шкал: L – лжи, F – аггравации и симуляции, К – коррекции, 1-я – невротический сверхконтроль, 2-я – пессимистичность, 3-я – эмоциональная лабиль-ность, 4-я – импульсивность, 5-я – женственность – мужественность, 6-я – ригидность, 7-я – психастения, 8-я – индивидуалистичность 9-я – оптимистичность, 0-я – социаль-ная интроверсия.

Данные, полученные по тесту Тейлор, показали, что уровень тревоги в группе больных с РС оказался высоким у 82 % лиц, из них у 36 % боль-ных выявлен средний (с тенденцией к высокому), а у 46 % больных – вы-сокий уровень тревоги. Только в 18 % случаев показатели суммарной тре-воги были в пределах нормы. Наиболее выраженной у больных была нев-ротическая тревога, средние показатели которой были выше соматической и социальной (p < 0,05) (табл. 1). Таким образом, больные с РС в подав-ляющем большинстве имели высокую тревожность, что свидетельствовало об отражении стресса в связи с развитием болезни.

Как видно из табл. 1, усредненные показатели по тесту «Шкала де-прессии» Зунга (при норме до 50 баллов) свидетельствовали у больных с РС об отсутствие депрессии. При этом индивидуальные показатели у больных в 83,4 % случаев были в пределах нормы и лишь в 16,6 % случаях выявлено их небольшое повышение, свидетельствующее о легкой депрес-сии невротического характера. Кроме того, повышение показателей по шкале Зунга наблюдалось только в сочетании с повышением пессимистич-ности по 2-й шкале СМИЛ. Следует отметить, что у 50 % больных с РС отмечалось повышение только показателей по 2-й шкале СМИЛ. Нужно подчеркнуть, что тест Зунга позволяет оценить клинической уровень де-прессии и определить степень выраженности депрессивного расстройства, в то время как 2-я шкала СМИЛ является показателем общего психологического дискомфорта, пессимистичности и неудовлетворенности своей жизнью.

Таблица 1 Показатели психологических Тестов у Больных с РС, балл (M ± σ)

По тесту Баса-Дарки было выявлено, что в 77,7 % у больных с РС имели место повышение показателей агрессии: в 55,5 % случаев отмечалось повышенное чувство вины, в 41,1 % - вербальной агрессии, в 22,2 % - раздражительности, в 33,3 % - косвенной агрессии. Только у 23,3 % больных выявлены нормативные показатели по всем показателям теста. При этом повышение общей агрессивности наблюдалось у 24,4 % больных, а общей враждебности - у 16,6 %. Таким образом, у больных с РС выявлялись агрессивные признаки реагирования, которые отразились в большинстве случаев повышением вербальной агрессии и чувства вины.

Беседа и опрос позволили высказать предположение, что повышенное чувство вины у больных с РС связано с внутренними затяжными конфликтами и переживаниями проблемных ситуаций, предшествующих заболеванию. Таким образом, у большинства больных с РС по данным психологических тестов выявляются различные виды эмоциональных расстройств. В связи с этим представляло интерес рассмотреть варианты возможных сочетаний разных эмоциональных характеристик друг с другом.

Анализ индивидуальных данных при исследовании больных с РС по-зволил выделить основные возможные варианты сочетаний различных ви-дов эмоциональных отклонений. Среди них выделяются эмоциональные проявления в виде повышения только одного из показателей: либо сум-марной тревоги по тесту Тейлор (Т), либо показателя агрессии по тесту Ба-са–Дарки (А), либо депрессии по 2-й шкале СМИЛ или тесту Зунга (Д).

Наряду с этим встречались варианты сочетаний повышенных показа-телей Т+А, Т+Д, А+Д, Т+А+Д. Таким образом, выделено 7 возможных ва-риантов сочетаний повышения психологических показателей Т, А, Д и один вариант без отклонения от нормы (в целом, 8 возможных вариантов). Следует сказать, что явления страха в исследуемой группе больных РС были единичными (у 3 испытуемых). В табл. 2 представлено количество лиц с разными встречающимися вариантами сочетаний эмоциональных показателей у больных РС.

Таблица 2 Сочетание высоких эмоциональных показателей У больных с РС, %

Как видно из табл. 2, более половины больных с РС имеют одновре-менное (тотальное) повышение разных эмоциональных показателей (аг-рессии, депрессии и тревоги). У остальных больных определялись сочета-ния либо двух видов эмоциональных нарушений, либо повышение отдель-ных эмоциональных показателей. Лишь у небольшой части больных (6,7 %) эмоциональных отклонений по психологическим тестам на момент исследования не отмечалось.

Выявленные варианты нарушений эмоционального состояния по разным тестам у больных с РС дали основание рассмотреть структуру лич-ности по СМИЛ в трех подгруппах с разными вариантами сочетаний эмоциональных расстройств: с одним видом, т. е. либо Т, либо Д, либо А (1-я группа); с двумя видами – Т+Д, Т+А, Д+А (2-я группа) и всех видов эмо-циональных нарушений – Т+Д+А (3-я группа).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Рис.2. Усредненный профиль личности по СМИЛ в группах. Достоверные различия при сравнении: * - 1-й и 2-й групп; ° - 1-й и 3-й групп; - 2-й и 3-й групп.

Оказалось, что у больных 1-й группы, которые имели один вид эмо-ционального нарушения, наблюдались нормативные показатели по СМИЛ независимо от выраженности этих показателей. Во 2-й группе наблюда-лись лишь небольшие отклонения показателей по отдельным шкалам СМИЛ. У больных 3-й группы отмечалось выраженное повышение всего профиля личности по СМИЛ.

Как видно из табл. 3, 1-я и 3-я группы различались по всем показате-лям эмоционального состояния. Нужно отметить, что выделенные группы не имели различий по возрасту. 3-я группа характеризуется более выра-женным разносторонним нарушением эмоционального состояния по срав-нению с 1-й и 2-й группами. Кроме того, в этой группе больных достовер-но больше длительность заболевания.

Таким образом, больные с РС характеризуются высоким уровнем тревоги, депрессии невротического характера и наличием агрессивных яв-лений. Наблюдаются разнообразные сочетания эмоциональных нарушений у больных с РС. Показано, что одновременное повышение разных видов эмоциональных расстройств (Т, Д, А) ведет к значительной дезадаптации личности (по данным теста СМИЛ).

Таблица 3 Различия по данным психологических тестов в группах

Обсуждение результатов

Проведенные исследования выявили достаточно широкий и разнооб-разный диапазон (спектр) эмоциональных нарушений у больных с РС. Ос-новными среди них были тревога, депрессия и агрессия. Явления страха у обследованных больных встречались в отдельных случаях. Что касается тревоги и депрессии при РС, то они отмечаются по многим литературным данным клиницистами, психологами, нейрофизиологами [1, 5, 9]. Как пра-вило, обсуждаются вопросы происхождения и патогенеза этих расстройств – т. е. они рассматриваются в качестве черта личности или как следствие развития заболевания [5, 11, 14]. Нужно отметить, что эти психологиче-ские отклонения больными в основном осознаются и предъявляются в жа-лобах. Скорее всего их можно расценивать как результат общего расстрой-ства центральной нервной системы и развития внутренней картины болез-ни, который имеет функциональный характер. Вместе с тем, у большин-ства больных выявлено наличие агрессии, проявляющейся разными при-знаками, главным образом в виде повышения чувства вины и вербальной агрессии.

Проблема агрессии в настоящее время является сверхактуальной в нашем обществе и поднимается многими учеными [2, 4, 7, 20]. Клинико-психологический аспект этой проблемы чрезвычайно важен, поскольку общепризнанным является психосоматический механизм полома в орга-низме при разных заболеваниях [7]. При РС за последние годы в литерату-ре также появились отдельные указания на проявление агрессии у больных РС [3, 19]. Об этом же говорят и наши данные. Сам факт наличия агрессив-ных проявлений у больных с РС свидетельствует о важности эмоциональ-ных механизмов в патогенезе заболевания. Следует еще раз подчеркнуть от-сутствие у больных осознания этих явлений, носящих зачастую разруши-тельный характер, что подчеркивается многими исследователями [3, 19].

Наряду с выделением ведущих нарушений в эмоциональной сфере больных с РС, систематизированных работ по комплексному психологиче-скому исследованию различных видов эмоциональных расстройств из-вестно немного [19]. Как показали наши исследования, значение имеет не только дисбаланс в эмоциональной сфере, но и сочетание различных видов эмоциональных нарушений, т. е. общая структура эмоционального дефек-та. В наших исследованиях выделены 8 вариантов таких сочетаний, один из которых относится к нормативным, а остальные связаны с вовлеченно-стью в эмоциональный дефект разных видов эмоциональных нарушений. Показано, что при наличии одновременного сочетания различных видов эмоциональных нарушений у больных с РС наблюдается выраженная деза-даптация личности, в то время как при наличии одного вида эмоциональ-ного нарушения такого рода личностных отклонений не отмечается.

Заключение

Таким образом, выявлена общая структура эмоционального дефекта при РС, которая является важной и для понимания психологической кар-тины болезни, и для диагностики психологического статуса, и для опреде-ления эмоциональных психологических структур – мишеней, необходи-мых в лечебных, психотерапевтических, коррекционных целях и для раз-работки реабилитационных программ.

Литература

1. Алексеева Т. Г. Спектр нейропсихологических изменений при рас-сеянном склерозе/ Т. Г. Алексеева, А. Н. Бойко, Е. И. Гусев // Журн. невро-патологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100, № 11. – С. 15–20.

2. Абрамова А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Абрамова. – М., 2005. – 25 с.

3. Биоповеденческая терапия рассеянного склероза / Л. А. Кузнецова, Н. А. Малкова, О. С. Шубина [и др.] // Бюл. СО РАМН. –2004. – № 3 (113). – С. 92–97.

4. Воронин А. Н. Дискриминантность вербальных и невербальных методов оценки агрессивности / А. Н. Воронин, Е. В. Лучинина // Экспери-ментальная психология. – 2011. – № 1. – C. 85–99

5. Гусев Е. И. Рассеянный склероз / Е. И. Гусев, Т. Л. Демина, А. Н. Бойко. – М. : Нефть и газ, 1997. – 464 с.

6. Евдокимов В. И. Психологические механизмы генезиса негатив-ных эмоциональных состояний в деятельности сотрудников Государствен-ной противопожарной службы МЧС России / В. И. Евдокимов, В. Л. Мари-щук, Т. И. Шевченко // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2007. – № 2. – С. 46–54.

7. Ениколопов С. Н. Враждебность и проблема здоровья человека / С. Н. Ениколопов, А. В. Садовская // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100, № 7. – С. 59–64.

8. Ениколопов С. Н. Опросник Баса–Дарки // Практикум по психоди-агностике / С. Н. Ениколопов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – С. 6–11.

9. Заславский Л. Г. О значении личностной тревожности в заболе-ваемости рассеянным склерозом / Л. Г. Заславский // Рассеянный склероз: основы здоровья : сб. ст. – СПб. : Лики России, 1999. – С. 11–14.

10.Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.

11.О значении психологического исследования для диагностики и лечения больных рассеянным склерозом / Т. Н. Резникова, И. Ю. Теренть-ева, Н. А.Селиверстова, Ю. Г. Хоменко // Журн. невропатологии и психиат-рии им. С. С. Корсакова. – 2007. – T. 107, № 7. – С. 36–42.

12.Особенности личности и функционирование структур головного мозга (по данным ПЭТ-исследования) у больных рассеянным склерозом / Т. Н. Резникова, И. Ю. Терентьева, Г. В. Катаева [и др.] // Нейроиммуноло-гия». – 2004. – Т. 11, № 3/4. – С. 47–52.

13.Особенности метаболизма структур головного мозга при осоз-нанной и неосознанной тревожности / Т. Н. Резникова, И. Ю. Терентьева, Г. В. Катаева [и др.] // Физиология человека. – 2008. – Т. 34, № 5. – С. 1–8.

14.Особенности механизмов психической адаптации у больных рас-сеянным склерозом / В. Н. Клейменов, Н. Г. Терехова, А. И Синюшкин [и др.] // Нейроиммунология, нейроинфекция, демиелинизация: сб. ст. – СПб. : Лики России, 1997. – С. 46–49.

15. ПЭТ-исслеДование головного мозга человЕка и психологические защитные механизмы личности больных рассеянным склерозом / Т. Н. Рез-никова, И. Ю. Терентьева, Г. В. Катаева, А. Г. Ильвес // Физиология челове-ка. – 2004. – Т. 30, № 4. – С. 25–31.

16. Рагозинская В. Г. Эмоциональные состояния и их нейрофизиоло-гические корреляты у больных с психосоматическими заболеваниями: ав-тореф. дис. … канд. психол. наук / В. Г. Рогозинская. – СПб., 2010. – 24 с.

17. Смулевич А. Б. Депрессии при соматических и психических забо-леваниях / А. Б. Смулевич. – М.: Мед. инфор. аг-во, 2003. – 432 с.

18. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод ис-следования личности (СМИЛ) / Л. Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002. – 217 с.

19. An exploration of anger phenomenology in multiple sclerosis / U. Nocentini, G. Tedeschid [et al.] // European J. of Neurology. – 2009. – Vol. 16, N 12. – P. 1312–1317.

20. Koh K. B. Predominance of anger in depressive disorders compared with anxiety disorders and somatoform disorders / K. B. Koh, C. H. Kim, J. K. Park // Clin. Psychiatry. – 2002. – Vol. 63, N 6. – P. 486–490.

21. Kurztke J. F. Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expand disability status scale (EDSS) / J. F. Kurztke // Neurology. – 1983. – Vol. 33, N 12. – Р. 1444–1452.