РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М.Бехтерева

В настоящее время в России происходят ускоренные глобальные со-циокультуральные перемены. Некоторые из них отрицательно сказывают-ся на психическом здоровье населения. Особенно резко меняется содержа-ние патологических переживаний, в основе которых лежит глубокая де-формация духовного здоровья общества, его целей, культуры, морали, сис-темы ценностей [12].

В последнее время все чаще прослеживается обращение научных ис-следований к проблемам кросскультуральной (транскультуральной, этно-культуральной) психиатрии с целью достижения наиболее полного пони-мания роли этнических и социокультуральных факторов в развитии нару-шений психического здоровья у человека. Этнокультуральные исследова-ния психического здоровья в настоящее время являются одними из наибо-лее актуальных и перспективных направлений в социальной психиатрии и эпидемиологии психических расстройств [2, 5, 11].

Исследования отечественных [6, 7, 10] и зарубежных [21, 23, 27, 30, 31] ученых свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между различ-ными этническими и социокультуральными характеристиками, клиниче-ской структурой и динамикой психических расстройств. Все это обуслов-ливает насущную необходимость разработки дифференцированных подхо-дов к диагностике и лечению психических заболеваний с учетом этнокуль-туральных факторов.

Поскольку именно психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем, то изучение проблем, связанных с его сохранением, за-нимает одно из ведущих мест в профилактике патологии психического здоровья во всем мире. Вместе с тем, в России подобные исследования ра-нее практически не проводились и только в последнее время начинают развиваться. Особую значимость этно - и социокультуральные исследова-ния приобрели в связи с ростом национального самосознания, возрождением культурных и религиозных традиций. Немногочисленные исследова-ния в области этнической толерантности и идентичности человека, пози-тивного или негативного определения себя, себя в этносе, этноса в обще-стве подчеркивают их влияние на риск возникновения, развитие и клини-ческую картину пограничных психических расстройств как у взрослых, так и у детей [8, 19, 20, 28].

Вместе с тем, к настоящему времени достоверной и полной инфор-мации о распространенности невротических расстройств среди этнических групп не существует. Нет и однозначных сведений о вкладе конкретных культуральных особенностей в их полиморфизм и клиническое своеобра-зие, вследствие чего отсутствуют этнокультурально обоснованные диффе-ренцированные подходы к системе диагностики и оказания психологиче-ской помощи детям и подросткам.

Существующая в России уникальная этносоциальная и конфессио-нальная ситуация делает изучение этнопсихологической проблематики весьма актуальным. «Россия с ее сложным этническим составом населе-ния, с разнообразием культурных уровней и характеров населяющих ее национальностей и народов предоставляет особенно благоприятные усло-вия для разработки науки этнической и социальной психологии», – писали ученые еще в 1920 г. [17]. В настоящее время актуальность исследования определяется рядом факторов: межгосударственными и локальными этно-политическими конфликтами; возрождением этнорелигиозных традиций, обычаев, этнонормативной культуры; расширением общественных функ-ций этноязыка, ранее игнорировавшегося в полиэтническом обществе СССР, ориентированном на унификацию и интернационализацию общест-венной жизни человека.

С. А. Домишкевич [3] и Е. Л. Инденбаум [4] подтверждают, что в процессе исторического развития возникает социально-культурное, эконо-мическое и другие варианты расслоения общества, которое приводит к об-разованию ранее не существовавших популяционных субгрупп, предста-вители которых характеризуются особым сочетанием психофизических и социально-психологических особенностей. Для них свойственны признаки общей социокультуральной депривации, оборачивающейся для детей со-циокультуральной запущенностью, а для части их – задержкой психиче-ского развития биосоциокультурального генеза.

В частности, случаи из нашей практики показывают огромную необ-ходимость в специально ориентированной подготовке клинических психо-логов, способных качественно оказывать необходимую диагностическую и консультативную помощь детям с учетом этнокультуральных факторов воспитания и развития. Так, в практике автора статьи был случай с ребен-ком из украинской семьи, который проходил из года в год медико-психолого-педагогическое освидетельствование как значительно отстаю-щий в психо-речевом развитии. На момент нашей встречи ребенку было 7,5 лет. На соответствующей комиссии стоял вопрос о квалификации сте-пени задержки его развития в плане способности к обучению, то есть о по-становке дифференциального диагноза между «обучаемой и необучаемой имбецильностью».

Из сопроводительных документов следовало, что мальчик «плохо понимает обращенную к нему речь, не может справиться с элементарными заданиями, речь смазана, звукопроизношение малодифференцировано» и т. п. Родители мальчика, вполне адекватные люди, свободно говорящие на русском языке, в силу недостатка образованности и низкого культурного уровня «тупо выполняли все рекомендации специалистов» и не сомнева-лись в их оценках. В процессе исследования выяснилось, что ребенок, сво-бодно владея украинским языком (в частности, западно-украинским наре-чием), практически не воспринимает русскую речь. При переходе психоло-га на родной язык испытуемого ребенок демонстрировал довольно высо-кий уровень психического развития, характеризовавшийся устойчивым вниманием, способностью к переключениям, достаточным объемом крат-ковременной, оперативной и долговременной памяти, соответствующим возрасту уровнем развития мышления и хорошо развитой эмоционально-волевой активностью. В то же время даже в «родном» языке наблюдались некоторые нарушения звукопроизношения, в целом не влияющие на об-щую оценку развития.

Из беседы с родителями стало ясно, что ежегодные медико-психолого-педагогические освидетельствования проводились, как правило, в начале учебного года, практически сразу после летнего отдыха, который ребенок неизменно проводил в глухой западно-украинской деревне у ба-бушки. Родителям данного ребенка было рекомендовано отдать ребенка в общеобразовательную школу на родине у бабушки, либо потратить этот год на восполнение «языкового пробела» посредством «погружения» его в русскоязычную языковую среду (дома, в детском саду, на дополнительных занятиях с логопедом).

Помимо языковых проблем, огромное значение для качественной психологической диагностики состояния и возможности оказания квали-фицированной помощи имеет еще и собственно этническая специфика, которая концентрируется в историческом опыте каждого народа, ассимили-рующемся в процессе социализации индивида.

Особого внимания в этом плане заслуживают этнокультуральные факторы. В последние годы их роль применительно к психическим рас-стройствам активно изучается рядом отечественных психиатров [2, 11, 13– 15]. Это определило понятие «этнокультуральная психиатрия» в качестве самостоятельного раздела социальной психиатрии, изучающего этнокуль-туральные особенности психических расстройств у различных народов [2].

Важной особенностью определения понятия «этнос» следует считать этнокультуральные стереотипы поведения людей, которые разделяют на автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них отражают самооценку этнической или культуральной группы, вторые – оценку «со стороны». К составляющим этностереотипов относят: общий стиль поведения, общий стиль деятельности, отношение к людям, отношение к себе, волевые каче-ства, качества ума, эмоциональные качества, социальное поведение, мен-тальные характеристики [9].

Как уже указывалось выше, этнокультуральные стереотипы поведе-ния формируются в процессе социализации, что приводит к становлению феномена, называемого национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и повторяющихся у лиц определенной националь-ности черт характера в виде манер, стиля поведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания такого характера гармонично включается и формирование значимых для этноса и национальности черт, считающихся нормативными. Таким образом, этнокультуральный подход к оценке психического развития и поведения подразумевает, что девиа-ции следует рассматривать сквозь призму этнокультуральных стереоти-пов поведения.

В связи с этим вспоминается еще один случай. За консультативной помощью обратилась заведующая дошкольного образовательного учреж-дения (ДОУ) в связи со странностями поведения мальчика, ребенка 3 лет 7 мес из азербайджанской семьи, который не общается с другими детьми в группе, не участвует в коллективных играх и занятиях, не реагирует на об-ращенную к нему речь. Взаимодействие персонала ДОУ с мальчиком осу-ществлялось исключительно посредством тактильного контакта. Речь ре-бенка состояла из нечленораздельных звуков, навыками самообслужива-ния ребенок владел частично (одевался, раздевался с помощью), при этом навык опрятности был сформирован в полном объеме. Со слов персонала, приводила и забирала из садика ребенка мама, которая была «любезна, но мало что говорила по существу», а все замечания, просьбы и комментарии по поводу поведения ребенка просила передавать его отцу, который, в свою очередь, появлялся в ДОУ крайне редко, однако был более слово-охотлив и участлив.

В процессе наблюдения за общением родителей с ребенком можно было видеть достаточно активный речевой контакт. Ребенок был эмоцио-нально синтонен, много говорил, причем можно было заметить, что не только родители хорошо понимали его речь, но и он сам их хорошо пони-мал. Единственное «но» – они говорили на родном языке. Используя «язы-ковую» помощь родителей удалось исследовать особенности психо-речевого развития мальчика, которое оказалось в пределах возрастной нормы. В то же время, со слов отца (единственного в семье человека, вла-деющего русским), выяснилось, что члены данной семьи исповедовали ис-лам и отношения в ней строго определялись этнокультуральными особен-ностями взаимодействия ее членов. В частности, зарабатывание денег, по-купка продуктов и необходимых вещей относились к непосредственным «мужским обязанностям», и знание языка являлось, соответственно, усло-вием его успешности как мужчины и главы семейства. Роль женщины ог-раничивалась содержанием дома и воспитанием детей. Взаимодействие с «внешним миром» было строго ограниченно. По словам отца семейства, «женщина должна заниматься домом и детьми», знание языка ей не требу-ется, поскольку «нечего делать на улице, все, что нужно, я принесу сам». Кроме прочего, данная тенденция к изоляции распространялась на женщин и девочек на всю жизнь, а мальчики, до 7 лет общаясь только с женщинами и детьми, приобщались к миру взрослых мужчин только по достижении этого возраста. А именно, с 7 лет мальчики «передавались на воспитание» отцам или старшим мужчинам в доме. Несмотря на высказанные опасения психолога относительно возможностей развития и обучения сына в других социокультурных условиях (русскоязычных), отец оставался непреклон-ным в плане невозможности участия его в воспитании мальчика до 7 лет (данным предложением он был оскорблен), а тем более возможности при-общения сына или жены к русскому языку, хотя бы в условиях дома. При-веденный пример, безусловно, относится к крайним вариантам негативно-го влияния на психическое здоровье ребенка энтокультуральных факторов, являющихся для данной этнической группы нормативной, но входящей в диссонанс с нашей. Однако он наиболее ярко показывает, насколько силь-но могут влиять обычаи и социальное поведение на процесс социализации и развития индивида.

В связи с этим особого внимания заслуживает диагностический ас-пект современной этнокультуральной специфики пограничных нервно-психических расстройств, который связан с выработкой и описанием стро-гих диагностических критериев, отграничением психопатологической симптоматики от этнокультуральных стереотипов поведения, традицион-ных верований, мировоззрения, паттернов мышления и речевой практики. Особое значение диагностический аспект приобретает в условиях межэт-нических и межкультуральных взаимодействий, когда диагност и пациент оказываются представителями различных культур, субкультур, вероиспо-веданий, рас, национальностей или сексуальных сообществ. На сегодняш-ний день среди специалистов в области психического здоровья насчитыва-ется лишь небольшой процент представителей этнических меньшинств. Это означает, что и в прямом и в переносном смысле они не могут гово-рить на языке своих пациентов. Следовательно, выполнение таких необхо-димых условий психологической помощи, как установление с пациентом хорошего контакта и понимание его точки зрения, является специфической проблемой и требует особой подготовки.

Процессы интеграции и геополитическая позиция объективировали Россию как транскультуральный перекресток нескольких потоков мигра-ции, в некоторой степени предопределив качественный и количественный состав обращающихся за медико-психологической помощью [1, 14, 16]. Сегодня миграционные потоки формируют не только новую социально-культурную карту России, но и актуализируют сферу межэтнических кон-тактов, ценности этнокультурального многообразия и этнического опыта. Дети из групп этнических меньшинств подвергаются воздействию ряда культурноспецифических стрессоров, потенциал которых должен оцени-ваться с точки зрения повышения риска возникновения у ребенка психиче-ских нарушений. К таковым, безусловно, относятся миграция и аккульту-рация, предрассудки и расизм, а также языковые проблемы.

Изучение этнокультуральных особенностей проявления эмоций и поведения особенно актуально в многонациональной России, где прожива-ет более 150 наций и народностей, отличающихся выраженным культу-ральным своеобразием. Решение задачи по оказанию квалифицированной психологической помощи детям из этнических групп осложняется недос-таточностью исследований по этому вопросу на современном этапе разви-тия России. В Международной классификации психических и поведенче-ских расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) в рубрике «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства», в частности, указывается, что культурально специфические расстройства, такие, например, как коро, амок, лата, в настоящее время не могут рассматриваться как са-мостоятельные. Предполагается, что они являются культурально специфи-ческими вариантами известных синдромов тревоги, депрессии, сомато-формных расстройств или нарушений адаптации. Незнание нормативов в этнических стереотипах поведения способно привести к ошибочной оцен-ке невротических расстройств в тех случаях, в которых их фактически нет. Этиопатогенетический аспект этнокультульных исследований в об-ласти клинической психологии направлен на оценку роли этнических и культуральных особенностей человека в возникновении и развитии погра-ничных нервно-психических расстройств. Ряд исследований последних лет и изменение ракурса анализа известных научных фактов приводит к мысли о том, что этнокультуральные параметры могут выходить за рамки пато-пластических и способны создавать условия для возникновения и форми-рования пограничных нервно-психических расстройств. Изучение откло-няющегося поведения на базе невротических симптомов в современной клинической психологии справедливо обращается к таким сложным и многогранным психологическим образованиям, как личность и индивиду-альность. Анализу подвергаются их различные стороны: характерологиче-ские особенности, темперамент, способности, самосознание и самооценка, система ценностей и т. д. При этом нередко упускается из виду, что инди-вид, личность являются составной и существенной частью этноса и именно этнические и культуральные стереотипы поведения, выраженные в тради-циях, верованиях, обычаях, обрядах, стиле мышления и ценностной орга-низации жизни, формируют базовые психологические особенности чело-века. В связи с этим высоко вероятным представляется их роль в формиро-вании невротических расстройств. В то же время немногочисленные кросс-культурные исследования взаимосвязи между культурально-этническими факторами и возникновением тревожных расстройств в детском возрасте не позволяют сделать определенных выводов. Наряду с этим K. A. Ingman, T. H. Ollendick, A. Akande [24] указывают на определенную связь культур-ных факторов, влияющих на проявление симптомов и особенности проте-кания тревожных расстройств. Так, культуры, ценящие соблюдение запре-тов, уступчивость и послушание, увеличивают число страхов у детей [25]. Кроме того, было установлено, что распространенность депрессивного расстройства сильно варьирует в разных районах земного шара [26]; одна-ко было проведено слишком мало исследований, для того чтобы изучить этнические и культурные различия среди детей и подростков в связи с воз-никновением у них большого депрессивного расстройства.

При продолжении кросскультурального экскурса в особенности ди-агностики пограничных нервно-психических расстройств у детей обраща-ют на себя внимание оценки распространенности гиперактивного рас-стройства с дефицитом внимания (ГРДВ), которые чаще всего оказывают-ся связанными с культуральными нормами детского поведения и отноше-нием взрослых к проявлению симптомов этого расстройства. Так, к приме-ру, в культурах, где ценится сдержанное и спокойное поведение ребенка (например, в Таиланде), симптомы ГРДВ фиксируются реже, чем в США, поскольку учителя в Таиланде рассматривают их проявление как более широкую культурную проблему, связанную с воспитанием детей [18, 31]. Что же касается непосредственно патологических проявлений, связанных с агрессивным поведением, то в разных культурах оно проявляется по-разному. В определенных культурах агрессивная социализация детей обу-словливает высокую вероятность агрессивных актов, таких как убийство или нападение. К примеру, кросс-культуральное исследование, проведен-ное С. R. Ember и М. Ember [22] показало, что воспитание агрессии у маль-чиков-капауку из Западной Гвинеи ориентировано на то, чтобы они стано-вились «смелыми воинами», что приводит к частоте убийств в данной эт-нической группе в 20 раз большей, чем в не самой благополучной по этим показателям развитой стране – США. В то же время, характерное воспита-ние «хороших» детей-лепча из Гималаев, прислушивающихся к поучениям старших, помогающих пожилым и ведущих себя спокойно, обусловливают тот факт, что единственное убийство в их культуре произошло около 200 лет назад.

В настоящее время формы психологического вмешательства совер-шенствуются, и вместе с этим растет понимание того, что следует уделять большее внимание культурной среде, окружающей ребенка и семью. Роди-тельские ценности и методы воспитания детей у различных этнических меньшинств разные, и все больше разновидностей вмешательств, включая родительское воспитание и подготовку, становятся чувствительными к этим культурным вариациям.

Однако, как мы отмечали выше, обобщенный взгляд на поведение и убеждения может не охватывать разнообразия, существующего внутри эт-нических групп, поэтому мы должны быть очень осторожны и не стерео-типизировать индивидов, принадлежащих к различным культурам. Поми-мо повышения эффективности клинической практики, изучение этнических меньшинств помогает развеять эгоцентрические представления о том, что «наш образ жизни» (то есть образ жизни какого-либо народа) является единственно возможным и лучшим. На самом деле существует много под-ходов к воспитанию детей и систем ценностей, и каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Детские клинические психологи уже начинают усваивать этот урок применительно к индивидуумам.

Наиболее адекватными направлениями этнокультурально ориенти-рованных дифференцированных программ медико-психологической по-мощи больным с пограничными психическими расстройствами в данный момент нам представляются:

– разработка адресных программ первичной профилактики, которые должны учитывать национальность, особенности культур народа, нацио-нальные традиции воспитания и взаимоотношений в семье, пол, возраст, образовательный уровень и профессиональную принадлежность;

– акцентирование внимания на ознакомлении населения с фактора-ми, отрицательно влияющими на их психическое здоровье, в частности имеющими этнокультуральную окраску;

– подготовка врачей-психиатров и медицинских психологов должна осуществляться с учетом знания этнокультуральных особенностей психо-логии и психического здоровья наиболее часто встречающихся или ком-пактно проживающих в регионе этнических групп населения. Особенно продуктивным видится здесь привлечение к работе специалистов различ-ных национальностей.

Следовательно, для психологической диагностики и коррекции эмо-ционально-поведенческих нарушений у детей необходимо не только уде-лять внимание выявлению симптомов, но и учитывать определенные цен-ности, нормы и ожидания, которые поддерживаются разными социальны-ми классами и внутри разных культур, а также рассматривать религиозные убеждения и практику каждой семьи и прочие обстоятельства, которые мо-гут сделать для одной семьи психологическую помощь эффективной, а для другой оказаться безрезультатной.

Литература

1. Гуревич А. М. Мотивация эмиграции / А. М. Гуревич. – СПб., 2005. – 272 с.

2. Дмитриева Т. Б. Этнокультуральная психиатрия / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий. – М. : Медицина, 2003. – 448 с.

3. Домишкевич С. А. Функционально-уровневый подход в психологи-ческой диагностике отклонений развития у младших школьников / С. А. Домишкевич // Спец. психология. – 2007. – № 4 (14). – С. 13–27.

4. Инденбаум Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях : сообщение 1 / Е. Л. Индельбаум // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 4–10.

5. Карвасарский Б. Д. Очерки динамической психиатрии. Транскуль-туральное исследование / Б. Д. Карвасарский, С. М. Бабин, В. В. Бочаров // под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. – СПб. : Ин-т им. В. М. Бехтерева, 2003. – 438 с.

6. Менделевич В. Д. Этнокультуральные особенности невротических расстройств : гл. 5 [Электронный ресурс] / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловь-ева // Неврозология и психосоматическая медицина. – М. : МЕДпресс-информ, 2002. – URL: Http://www. psychol-ok. ru/lib/mendelevich/pikonr/ Pikonr_07.html.

7. Николаев Е. Л. Кросскультурный диалог в современной психотера-пии [Электронный ресурс] / Е. Л. Николаев // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. –2005. – Т. 3, № 3. – URL: Http://old. consilium-medicum. com/media/bechter/05_03/8.shtml.

8. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до нача-ла нового времени / под ред. Л. П. Репиной. – М. : Кругъ, 2003. – 408 с.

9. Панферов В. Н. Психология человека : учеб. пособие / В. Н. Панфе-ров. – СПб., 2000. – 160 с.

10. Положий Б. С. Этнокультуральные особенности распространен-ности, клиники и терапии психических расстройств : пособие для врачей. / Б. С. Положий, И. О. Хруленко-Варницкий, М. В. Осетров. – М., 1998. – 32 с.

11. Положий Б. С. ЭтНокультуральные особенности распространен-ности, формирования, клиники и профилактики основных форм психиче-ских расстройств / Б. С. Положий, А. А. Чуркин. – М., 2001. – 25 с.

12. Пронина Л. А. Эпидемиология психических расстройств у детей. [Электронный ресурс] / Л. А. Пронина. – URL: Http://www. otrok. ru/medbook/ Listmed/epid. htm.

13. Семке В. Я. Реалии и перспективы транскультуральной нарколо-гии / В. Я. Семке // Наркология. – 2003. – № 1. – С. 44–48.

14. Сидоров П. И. Этнонаркологическая превентология / П. И. Сидо-ров // Наркология. – 2003. – № 6. – С. 21–31.

15. Транскультуральная наркология и психотерапия / В. Я. Семке, Л. Эрдэнэбаяр, Н. А. Бохан, А. В. Семке. – Томск, 2001. – 162 с.

16. Чепурных Е. Е. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи / Е. Е. Чепурных // Наркология. 2004. – № 3. – С. 23–31.

17. Шпет Г. Докладная записка об учреждении кабинета этнической и социальной психологии / Г. Шпет, В. Поржезинский, Г. Челпанов // Вопр. психологии. – 1990. – № 4. – С. 159–160.

18. A multimethod study of problem behavior among Thai and American children in school: Teacher reports versus direct observations. / J. R. Weisz, W. Chaiyasit, B. Weiss, K. L. Eastman // Child Development. – 1995. – Vol. 66. – P. 402–415.

19. Antinucci G. Another language, another place: to hide or be found? / G. Antinucci // J Psychoanal. – 2004. – Vol. 85, N 5. – P. 1157–1173.

20. Comas-Diaz L. Ethnocultural identification in psychotherapy / L. Comas-Diaz, F. M. Jacobsen // Psychiatry. – 1987. – Vol. 50, N 3. – P. 232–241.

21. Dech H. Social change, globalization and transcultural psychiatry-some considerations from a study on women and depression. / Н. Dech, D. M. Ndetei, W. Machleidt // Seishin Shinkeigaku Zasshi. – 2003. – Vol. 105, N 1. – P. 17–27.

22. Ember C. R. War, Socialization and Interpersonal Violence: A Cross-Cultural Study / C. R. Ember, M. Ember // The Journal of Conflict Resolution. – 1994. – Vol. 38, N 4. – P. 620–646.

23. Hall G. C. Psychotherapy research with ethnic minorities: empirical, ethical, and conceptual issues / G. C. Hall // J Consult Clin Psychol. – 2001. – Vol. 69, N 3. – P. 502–510.

24. Ingman K. A. Cross-cultural aspects of fears in African children and adolescents. / K. A. Ingman, T. H. Ollendick, А. Akande // Behaviour Research and Therapy. – 1999. – Vol. 37, N 4. – P. 337–345.

28. Fears in American, Australian, Chinese, and Nigerian children and adolescents: a cross-cultural study. / T. H. Ollendick, B. Yang, N. J. King, Q. Dong, A. Akande // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. – 1996. – Vol. 37, N 2. – P. 213–220.

25. Kistner J. A. Ethnic and Sex Differences in Children's Depressive Symptoms: Mediating Effects of Perceived and Actual Competence / J. A. Kist-ner, F. D. Corinne, B. A. White // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. – 2003. – Vol. 32. – P. 341–350.

26. Lin K. M. Mental health issues for Asian Americans. / K. M. Lin, F. Cheung // Psychiatr Services. – 1999. – Vol. 50, N 6. – P. 774–780.

27. Maramba G. G. Meta-analyses of ethnic match as a predictor of dropout, utilization, and level of functioning. / G. G. Maramba, G. C. Hall // Cultur. Divers. Ethnic Minor Psychol. – 2002. – Vol. 8, N 3. – P. 290–297.

29. Sayed M. A. Conzeptualization of mental illness within arab cultures:
meeting challenges in cross-cultural settings. / M. A. Sayed // Soc Behav Person. –

2003. – Vol. 31, N 4. – P. 333–342.

30. Stein D. Between innovation and tradition: the paradoxical relation
ship between eye movement desensitization and reprocessing and altered states
of consciousness. / D. Stein, C. Rousseau, L. Lacroix // Transcult Psychiatry. –

2004. – Vol. 41, N 1. – P. 5–30.

31. Sue D. W. Multicultural counseling competencies and standards: A call
to the profession. / D. W. Sue, P. Arredondo, R. J. McDavis // J Counsel Devel. –
1992. – Vol. 70. – P. 477–486.